Детские и молодежные движения, молодежная субкультура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детские и молодежные движения, молодежная субкультура



 

Примером гуманизации и демократизации процесса воспитания являются детские и молодежные движения. Даже будучи организованными при помощи взрослых, они действуют только до тех пор, пока отвечают на реальные запросы подрастающего поколения. Успешное детское или молодежное движение всегда опирается на код неформальности, включающий в себя свободу, спонтанность, приключения, романтику, культурную и социальную эклектику, свободный выбор, многообразие деятельностей, равноправие, пробы и эксперименты, сосуществование отложенного и немедленного удовольствия, прагматический символизм. По мнению, И.Д. Фрумина, именно этот код обеспечивает идеальный неформальный порядок и позволяет перейти от отчуждения по отношению к современному обществу к осмысленному взаимодействию с ним.

Большая советская энциклопедия даёт следующее определение: Общественные организации - объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в общественной организации основывается на принципе добровольности. Общественная организация - составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности общественные организации взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.

Современные детские и молодежные движение, не будучи, строго говоря, массовыми, представляет собой живое, динамичное явление, его формы и структуры разнообразны. Сфера их деятельности охватывает получение образования, трудоустройство, досуг, решение жилищных проблем, политику, культуру, спорт, социальную поддержку и другие области. Если говорить о функциях деятельности, то выделяются две: реализация индивидуальных потребностей и социализация молодого человека. По степени реализации этих функций можно судить о месте в воспитательном пространстве молодежных движений. Эти функции представлены в различных концепциях и программах. Примером может служить программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Её основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются две заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют девять взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье[21].

Пожалуй, самым известным примером детского движения в России является скаутинг. Скаутинг в России изначально шёл трудной непроторённой дорогой и всегда был движением энтузиастов. В 1919 году два русских офицера отправились за границу «для практического ознакомления с постановкой работы в скаутских отрядах». Это были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. А в конце 1919 года Россию посетил Р. Баден-
Пауэлл (основатель скаутов – юных разведчиков в Европе) и имел встречу с Николаем II. Организатором первой скаутской группы по праву называют Олега Ивановича Пантюхова. В Москве было основано Общество содействия организации юных разведчиков под председательством вице-адмирала И.И. Чайковского. В.А. Попов, первый редактор журнала «Вокруг света», руководил первым Московским отрядом. В Петербурге В.Г. Янчевецкий стал создавать журнал, в котором пропагандировал идеи скаутинга и организовал в своей гимназии «Легион юных разведчиков»[22]. Скауты работали связистами в организациях военного ведомства, несли строевую службу, участвовали в субботниках, помогали на сельхозработах, участвовали в борьбе с беспризорностью, собирали средства голодающим губерниям, работали в санитарных поездах.

Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года. Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская дружина, состоящая всего из двух скаутских патрулей. Это произошло благодаря инициативной тройке: Игоря Михайловича Богданова- директора школы № 91 и двух его единомышленников - Вячеслава Черных и Максима Воробьёва. Все они хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили, уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою, альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи…

В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям - спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают по специальной программе.

Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества. Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде[23].

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия. Скауты очень любят игры. В игре-испытании «Лесной человек» они учатся не бояться леса, дружить с ним, получать от него кров и пищу; игра «Бронзовый человек» учит, как стать сильнее, укрепить здоровье, не бояться жары и холода…

Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается. Воспитательный характер скаутского движения – существенная характеристика. Воспитывать по-скаутски – значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.

Кроме позитивных детских общественных объединений существуют и негативные, деструктивные молодежные движения. Наиболее распространенными являются неофашистские и националистические организации, а также религиозные объединения.

Например, Русское Национальное Единство (Р.Н.Е.). Появление данной организации в России 90-х было обусловлено некоторыми факторами, при стечении которых это стало вполне реально осуществимым. После развала СССР в России стало появляться множество организаций и объединений националистического и профашистского характера. Появление
Русского Национального Единства не было случайным. Воспоминания о войне в Афганистане, бесконечные конфликты на Северном Кавказе, общество «Память», либерализм в свободе мышления и другие факторы оказывали влияние на людей, которые были настроены неформально и сразу перестали воспринимать прошлую, советскую идеологию. По утверждению руководства РНЕ, сегодня официально зарегистрированы
32 организации. Своеобразные «филиалы» существуют на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Эстонии.

Существование подростковых организаций негативной направленности – это проблема и забота всего общества. Взрослые должны очень настороженно относиться к членству детей в объединениях такого рода и прилагать все силы к тому, чтобы ребёнок сделал правильный выбор и не попал под их влияние.

В настоящеевремя мы часто сталкиваемся с понятием молодежная субкультура – это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизнь, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения. Довольно часто в современной литературе термин молодежная субкультура отождествляется с понятием «контркультура» и «антикультура», которые используются для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре конкретной эпохи.

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки) и виртуального общения (например, киберпанки). Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им её норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого – либо «центра», инициатора тех или иных инноваций либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, то вокруг него появляется группа последователей и данная субкультура растет. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы, посредством которой молодые люди узнают «своих», отличают их и выделяют среди «чужих». Подобная символика «работает» на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Не следует думать, что лишь неформальные молодежные объединения могут позволить молодому человеку самореализоваться, а формальные можно использовать только для поддержки той или иной политической партии или в качестве её резерва. И те и другие объединения являются неотъемлемой частью современных массовых обществ, и функции у них могут быть схожими. Разница лишь в том, что неформальные молодежные объединения создают сами молодые люди для себя, а они – то очень хорошо знают, что им не надо. Формальные же молодежные объединения, создаваемые для молодых людей взрослыми, как правило, нацелены на достижение «взрослых» целей, которые не всегда соответствуют тому, что интересно молодым людям и нужно именно им, а не взрослым[24].

 

Подготовьте презентацию молодежного объединения, организации или движения, используя различные источники информации. Обратите внимание на ценностные основы их деятельности, традиции, характер взаимоотношений в сообществе, деятельность, которой они занимаются. Соответствуют ли цели этих сообществ их деятельности и отношениям с окружающим миром? Что могут предложить эти сообщества молодому человеку? Что привлекает молодежь к участию в этих объединениях или движениях?  

Молодежная политика является отраслью, в которой участие общественных организаций является необходимым элементом и условием функционирования. Будучи направленной на включение молодого человека в общество, молодежная политика предполагает активное участие самих молодых людей, их коллективное соучастие, развитие самодеятельности и самоорганизации. С другой стороны, молодежь выступает источником и главным проводником социальных изменений, инноваций, инициатив, а также важнейшим человеческим ресурсом, обеспечивающим экономическое развитие общества. Такое понимание молодежи определяет особую роль молодежных общественных объединений.

Особенность молодежных общественных объединений состоит в том, что они одновременно выступают как в качестве субъекта целостной ювенальной политики (одним из институтов работы с молодежью), так и институтом самореализации и социализации молодых людей, содействуют их включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодежные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи. Эти организации также являются важным элементом социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей большой части населения – молодежи – в решении самых разнообразных проблем[25].

Профессиональная задача

Обобщенная формулировка задачи:

Т.Е. Конникова в статье «Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема» писала: «Нравственное формирование рассматривается как воспитание отдельных нравственных качеств. Но эта позиция практически бесплодна и безнадежна. Личность ребенка представляет единое целое; это означает, что ни одно качество не формируется и не проявляется изолированно, а всегда выступает как проявление всей личности, целостной ее структуры. Патриотизм и коллективизм, чуткость и честность как качества личности у выпускника школы отнюдь не то же самое, что у пятиклассника. Но какими они должны быть у детей 3, 5, 7 классов? …необходимо определить, в какие конкретные педагогические задачи воплощаются общие цели нравственного воспитания на каждом этапе обучения. … без этого невозможно разработать и систему нравственного воспитания, построить целенаправленное формирование нравственного облика школьника. Нравственное формирование школьника осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в данном обществе и объективно представляющих для детей соответствующий образец. Специфика нравственного развития определяется своеобразием самого образца, отражающего нравственные нормы общества, и своеобразием процесса восприятия ребенком такого рода образца. Для усвоения системы нравственных норм необходима система воспитания, предъявляющая общие требования, помогающая ребенку обобщать, анализировать свой опыт и овладевать нравственными понятиями».

Ключевое задание.

Составьте план работы классного руководителя по воспитанию школьников с использованием возможностей образовательной среды школы, системы дополнительного образования детей, социокультурной среды города.

Контекст решения задачи.

Вы работаете классным руководителем 5-го класса гимназии, в Вашем классе учатся ребята из разных слоев общества. Есть дети из обеспеченных семей, с высоким уровнем образования родителей – таких детей большинство, но есть и дети группы риска, педагогически запущенные, из неблагополучных семей. Многие родители положительно относятся к посещению их детьми театров, музеев, школьных кружков и секций, домов творчества, готовы принимать посильное участие в интересных событиях классной жизни своих детей.

 

Далее приводится методическая подсказка для решения данной профессиональной задачи. Убеждены, что каждый педагог-воспитатель имеет право на собственный вариант решения любой профессиональной задачи, поэтому не считаем возможным «навязывание» нашего варианта решения, предлагая только перечень возможных шагов по её решению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.011 с.)