Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие педагогики в России.

Поиск

Характер воспитания и образования в России, начиная со времен Киевской Руси (X – XIII вв.), находился под сильным влиянием византийской традиции, чему способствовало принятие в конце X века Русью христианства византийского образца. Элементы византийской культуры и образования перешли в культуру и образование Киевской Руси. Главным средоточием «книжности», образованности были монастыри. Первое поколение «книжно» образованных людей на Руси получило образование именно в монастырских школах, приобщаясь к византийской, античной, библейской мудрости.

Киевские князья поощряли открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Суздале, Чернигове, Полоцке. Будучи образованными и литературно одаренными людьми, князья и церковные деятели в своих произведениях высказали немало интересных и полезных педагогических идей. Об этом свидетельствуют такие памятники древнерусской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха детям», «Изборник Святослава», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Согласно историческим источникам, в школах Киевской Руси обучались не только мальчики, но и девочки, а по уровню образованности население Киевской Руси превосходило население Западной Европы. Воспитание русского человека проходило прежде всего в семье и при общении с наставником (эту роль, как правило, выполняли приходские священники, монахи-книжники).

В эпоху Средневековья на Руси (XIV – XVII вв.) педагогическая мысль продолжала развиваться стараниями таких выдающихся деятелей русской культуры, как Иван Федоров, Сильвестр Медведев, Корион Истомин.

Особо следует отметить педагогическую деятельность Симеона Полоцкого. Он был воспитателем царских детей, под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории врожденных идей, которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. С. Полоцкий был знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими идеями, в частности, с трудами Я.А. Коменского.

Реформы Петра I во всех сферах жизни русского общества способствовали выходу русской педагогики на качественно новый уровень. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов. Он создал целый ряд учебников, по которым занимались многие поколения русских людей («Риторику», «Российскую грамматику»).

Заметный след в российской педагогике оставил выдающийся русский просветитель XVIII – начала XIX вв. Н.И. Новиков. Он первым стал издавать в России журнал для детей "Детское чтение для сердца и ума". Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность, сострадание к людям. В своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний для всеобщего благополучия» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С XVIII века в России начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. В 1840 году в Петербурге, в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Одним из выдающихся русских педагогов XIX века является К.Д. Ушинский. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование. В своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли и мышления, а также обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Цель воспитания по Ушинскому – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Он по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы Ушинского:

Ø Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

Ø Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

Ø Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мысли – естественен и основывается на явных психологических законах человеческой природы.

Ø Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для крестьянских детей и осуществлял там на практике свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению в жизнь теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В послереволюционной России строительство системы образования шло в течение почти десятилетия. Все учебные заведения страны были переданы Народному комиссариату просвещения. В 1920 году им был опубликован учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами дореволюционной России:

Ø разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

Ø большое количество учебных часов на язык и литературу, математику или естественные науки;

Ø значительное количество часов на физическое воспитание.

В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ. Весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. В школе было две ступени (начальная и средняя), которые в разные годы имели различную продолжительность.

В 30-е годы были четко определены требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Основной формой организации учебной работы становился урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа. Был сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило идеологизацию воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория в эти годы имела ряд характерных особенностей. Основная педагогическая идея того времени – идея трудовой школы, основанная на принципе политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Он смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового, социалистического общества. Макаренко создал теорию воспитательного коллектива, в котором формируются присущие данному объединению людей нормы, стиль, отношения. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет статус ребенка, превращая его во «взрослого гражданина».

Большое внимание в своих работах Макаренко уделял вопросам семейного воспитания, придерживаясь принципа, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. В «Книге для родителей» он доказывает, что семья – это первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей и их поступки, отношение к труду, отношения между собой – все это влияет на ребенка, формирует его личность.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Свою деятельность он связывал с воспитательной практикой, которую осуществлял в колонии для малолетних правонарушителей (впоследствии трудовая коммуна). Его опыт описан в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

Большое влияние на развитие советской педагогики 20-30-х годов оказали идеи П.П. Блонского, которого часто называют «советским Песталоцци». Основополагающие педагогические идеи Блонского сводятся к следующему: обучение и воспитание осуществляется на основе знаний закономерностей развития ребенка; необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы; разностороннее развитие личности ребенка должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения. П.П. Блонский – автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Таким образом, в 20-30-е годы в СССР образование вышло на качественно новый уровень: школа стала бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование – обязательным. Образование строилось на идеях формирования всесторонне развитой личности, сознательности, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя, преподавателя.

В послевоенный период следует отметить деятельность крупнейшего педагога XX столетия В.А. Сухомлинского. Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения педагога к своему делу. Большое внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех в работе педагога, воспитателя, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Школа советского времени имела немало достоинств, признаваемых в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные новации и необходимую самостоятельность породили к началу 70-х годов XX века признаки отставания от темпов научно-технического, социального и педагогического процесса в развитых странах. Выход из этой ситуации педагоги искали в разных направлениях.

В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни в СССР вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя – творчество ученика» - таков был их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе, любовь к детям, уважение к личности ребенка – вот те качества, которые, по мнению педагогов-новаторов, должны отличать настоящего учителя.

В начале 80-х годов издательство «Педагогика» стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте таких известных педагогов, как В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, Ш.А. Амоношвили. Педагогика сотрудничества, которую развивали педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного мира, отрыв обучения от жизни. Идеи, предложенные педагогами-новаторами, до настоящего времени приносят практическую пользу в учебном процессе.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Какие страны и почему следует считать прародиной образования? 2. Каковы цели и содержание афинской системы образования? 3. Каковы цели и содержание спартанской системы воспитания? 4. Каковы цели и содержание римской системы воспитания? 5. Каковы характерные черты средневекового воспитания и образования? 6. Что такое «рыцарское воспитание»? 7. Каковы особенности воспитания и образования в эпоху Возрождения? 8. В связи с чем Коменский считается выдающимся педагогом? 9. Как развивались педагогические идеи в XVIII веке? 10.Каковы основные идеи педагогики XIX века? 11.Каковы основные направления современной зарубежной педагогики? 12.Как проходило становление педагогики в России с X по XIX века? 13.В чем суть педагогических принципов К.Д. Ушинского? 14.Каковы особенности образования и педагогических теорий в СССР в 1920-1930-е годы? 15.Кто такие педагоги-новаторы и в чем состоит их вклад в педагогику?  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Создателями таких учебных центров в Афинах, как Академия и Ликей, были: а) Протагор; б) Демокрит; в) Сократ; г) Платон; в) Диоген; д) Аристотель; е) Эпикур. 2. Спартанская система воспитания включала в себя следующие элементы: а) нравственное воспитание; б) трудовое воспитание; в) физическое воспитание; г) религиозное воспитание; д) военное воспитание. 3. Римская система воспитания и образования преследовала цель: а) воспитать физически сильного, дисциплинированного воина; б) создать личность, беспрекословно повинующуюся власти; в) сформировать достойного гражданина, выполняющего обязанности перед обществом; г) привить уважение к физическому труду. 4. Какие из нижеперечисленных черт были присущи средневековой педагогике: а) всестороннее развитие личности; б) схоластика и механическая зубрежка; в) физическое воспитание; г) телесные наказания; д) церковная догматика. 5. Ведущим направлением и содержанием классического образования в эпоху Возрожде-ния стало изучение: а) греческого и латинского языков; б) трудов христианских ученых-богословов; в) античной литературы; г) естественнонаучных дисциплин; д) античного искусства. 6. Сторонниками теории «свободного воспитания» ребенка были: а) И. Гербарт; б) Я.А. Коменский; в) Ж.Ж. Руссо; г) Г. Песталоцци; д) Дж. Локк; е) А. Дистерверг. 7. Профессиональная подготовка учителей в России началась: а) в X веке после принятия Русью христианства; б) в XVII веке после открытия Славяно-греко-латинской академии; в) в XVIII веке после открытия в Москве педагогической (учительской) семинарии; г) в XVIII-XIX веках в результате просветительской деятельности Н.И. Новикова; д) в XIX веке во время внедрения педагогической системы К.Д. Ушинского. 8. К педагогическим принципам К.Д. Ушинского можно отнести: а) формирование активной и творческой личности; б) подготовку человека к физическому и умственному труду; в) идею необходимости наставничества и руководящей роли духовенства в школе; г) воспитание чувства патриотизма. 9. «Советским Песталоцци» называли: а) А.С. Макаренко; б) А.В. Луначарского; в) П.П. Блонского; г) В.А. Сухомлинского.  

 

III. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Образование как социокультурный феномен.

Понятие «образование» имеет следующие аспекты:

Ø образование как ценность;

Ø образование как система;

Ø образование как процесс;

Ø образование как результат.

Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Государственная ценность образования отражает тот факт, что моральный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого государства зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы. Поэтому важны технологии, способные обеспечить престиж образования, осознание его государственного значения. Без этого практически немыслимо решение существенных проблем мотивации и стимулирования в сфере образования (имеются в виду как внешние проявления – приоритетность образования в государстве, поддержка соответствующими материальными и моральными инвестициями со стороны государства, так и внутренние побуждающие мотивы и стимулы получения образования человеком).

Общественная ценность образования имеет в основном те же предпосылки. Отличие в том, что государство и общество – понятия не идентичные. Далеко не всегда понимание и тем более стремление государства и общества к развитию образования совпадают.

Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Здесь можно выделить внешние и внутренние стороны.

Внешние обстоятельства обусловлены, прежде всего, престижными, в том числе и материальными, соображениями (что может дать образование соответствующего уровня человеку в данном обществе).

Внутренние мотивы и стимулы идут из глубины биосоциальных потребностей любого нормального человека, его естественного стремления к знаниям. Внутренние мотивы и стимулы в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы образовательной среды, в которую попадает человек. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию окружающего мира должно взаимодействовать с искусственно созданной педагогической средой в учебных заведениях, технологией образовательной деятельности. Иными словами, векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по направлению, взаимно усиливая и поддерживая друг друга, формируя своеобразную равнодействующую этих векторов.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Образование – это трансляция культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. Поэтому все отчетливее видна зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

Образование – это практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. В связи с этим образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Ø двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Ø направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

Ø единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Ø взаимосвязь всех структурных элементов: цели – содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования;

Ø реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, путем группировки учащихся по успеваемости; разделения учебных дисциплин на обязательные и по выбору; классификации учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составления индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, определять тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера).

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массивным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Она получила наибольшее распространение во всем мире именно в последние десятилетия – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов видеотехники, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Вид (тип) современного образования определяется прежде всего характером образовательно-воспитательной системы: ориентацией на освоение того или иного вида человеческой деятельности, возможностью освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В целом образование подразделяется на домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее.

По разным основаниям выделяются следующие виды образования:

Ø по типу и качеству освоения научных знаний – философское, биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и другие типы;

Ø по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;

Ø по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское и другие виды образования;

Ø по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование и так далее;

Ø по масштабу освоения культурных ценностей человеческого сообщества – национальное, отечественное, европейское, международное;

Ø по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое и другие;

Ø по сословному признаку – элитарное и массовое образование;

Ø по типу преобладания направленности содержания образования – формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественнонаучное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование.

Основания для развития образования – это его новые концепции и модели на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые документы, новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако, формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. В этом смысле выделяются начальное, среднее, неполное высшее и высшее образование. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании школы, среднего специального учебного заведения, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Образовательная система России.

Непрерывно и неустанно передавать опыт старших поколений младшим, сохранять и поднимать планку накопленных человечеством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и выступать двигателем прогресса, способствуя направлению его в цивилизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло – таковы извечные стратегические задачи российского образования. Современное понимание образования содержится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования в России, Государственном образовательном стандарте, Федеральном Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других основополагающих документах.

Федеральный Закон «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Общие требования к содержанию образования изложены в ст.14 этого закона:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

Ø на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

Ø на развитие гражданского общества;

Ø на укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

Ø формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Ø адекватной мировому уровень общей и профессиональной культуры общества – интеграцию личности в систему мировой и национальной культур;

Ø формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Ø воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Федеральный Закон РФ «Об образовании» устанавливает следующие общие принципы государственной политики в области образования (ст.2):

Ø гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных различий и особенностей в условиях многонационального государства;

Ø общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

Ø светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Ø свобода и плюрализм образования;

Ø демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека. Срок среднего образования в России в течение разных исторических эпох был различным. Так, в последнее время он изменился от 9-летнего (1940-1950), 10-летнего (1950-1967, 1970-1991), 11-летнего (1967-1972, 1991-1998) до 12-летнего (2000). В других странах также нестабильны сроки получения полного среднего образования, и в разных странах они не совпадают. Но, как правило, среднее образование является обязательным для продолжения образования в высшем учебном заведении.

Начальный уровень высшего образования в России (также и во многих других странах мира) можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании», к высшим учебным заведениям в России относят институт, академию, университет.

Наряду с этим в России после окончания вуза возможно продолжение образования в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской или докторской диссертации специалист (как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе) получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в России.

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетентность. При оценке образованности специалиста с высшим образованием учитывается уровень образования в сфере гуманитарных, социально-экономических или естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавриата и магистратуры.

Образованный человек – это не только знающий и умеющий специалист в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и тот, у кого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Иными словами, образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств.

Однако понятие «образованный человек» – культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования конституирует его структуру. Он дает право вузам самим выбирать, кого готовить, учитывая потребности регионов, формируя свои позиции на рынке образовательных услуг. То есть высшие учебные заведения, сообразно собственным возможностям и потребностям регионов, предприятий, самих студентов, вполне самостоятельно строят свои учебные и исследовательские процессы.

Отдельно взятые вузы как члены академического сообщества вправе вместе иметь собственные цели и нормы, обеспечивающие жизнедеятельность, способность к саморазвитию солидарных членов этого общества. При этом цели высшего учебного заведения как социального института должны быть направлены на удовлетворение потребностей граждан в повышении их научной и профессиональной культуры, нравственного и культурного развития.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, устанавливающим самые общие требования к содержанию высшего образования по каждому направлению и каждой специальности, определены обязательные дисциплины, которые должен изучать каждый студент:

Ø общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Ø математические и общие естественнонаучные дисциплины;

Ø общепрофессиональные дис<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.014 с.)