Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Происхождение и развитие педагогикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика Древнего мира. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения. Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. На одном из найденных археологами древнеегипетских папирусов запечатлено изречение «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других. В трудах древнегреческих философов V – IV вв. до н.э. Демокрита, Платона, Аристотеля содержится немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа. Как свидетельствует Платон (ученик и друг Сократа), Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал ученика последовательно развивать спорные положения и приводил его к осознанию абсурдности этих исходных положений, а затем наталкивал на правильный путь и подводил к выводам. Данный метод поиска истины в обучении получил название «сократовский». Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Философ Платон основал в Афинах собственную школу, где читал лекции ученикам (знаменитая Академия Платона). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание – едино целое, поэтому познание должно приносить радость, а познавательный процесс быть приятным и полезным. Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик Аристотель, который создал в Афинах свою школу – Ликей, или перипатетическую школу (от греческого слова «перипатео» - прохаживаюсь). Во время лекций Аристотель имел обыкновение прогуливаться по аллее сада со своими слушателями. Он является автором большого числа научных трактатов по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, риторике. Аристотель внес огромный вклад в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государсвтенныыми, где все граждане получают одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание рассматривал как части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию. В целом он понимал воспитание как единство физического, нравственного и умственного воспитания, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Но существовал и другой подход к воспитанию, противоположный афинскому, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с семи лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели – послушанию, выносливости и «науке побеждать». Становление философской мысли Древнего Рима, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным влиянием древнегреческой философии. В Риме всегда высоко ценилась греческая образованность, почитавшаяся как эталон. Вместе с тем римская система воспитания и образования никогда не теряла своей самобытности. Она имела ярко выраженную практическую направленность – подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Девиз «польза» можно назвать главным в римском обучении и воспитании. Основной жизненной целью римского гражданина было сделать определенную карьеру или в политике, или в военном деле, и римская система воспитания и образования была нацелена на обеспечение этой цели. В трудах таких выдающихся мыслителей и общественных деятелей Древнего Рима, как Катон Старший, Цицерон, Сенека, Квинтилиан можно найти немало интересных педагогических идей. Римская философия и политическая мысль достигли своего расцвета в I-II веках нашей эры. Яркой фигурой педагогической мысли этого периода является адвокат, политик и оратор Квинтилиан. Его главный труд – трактат «Ораторское образование» – это гораздо больше, чем наставления по изучению риторики и подготовке оратора. Вопросам педагогики посвящены такие разделы трактата, как «О домашнем воспитании мальчика», «О риторическом обучении». Квинтилиан полагал, что воспитание должно формировать свободного человека. Для этого необходимо обращаться с ребенком бережно и уважительно, ибо ребенок, по его выражению, «подобен драгоценному сосуду». Нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как они, считал Квинтилиан, развивают рабские качества. Задача учителя – заменить ученику отца, приучить питомца мыслить и действовать самостоятельно. Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу, цель воспитания видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд «Ораторское образование» считается первым среди наилучших трудов по педагогике античного периода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.008 с.) |