Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вслед за Я.А. Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Дж. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо (Франция), Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистерверг (Германия). В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Локк в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, то, значит, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. Локк полагал, что добро – это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении. Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию. Руссо изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании», в которой критикуется книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагается учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка. Особое значение он придавал трудовому воспитанию. Педагогические принципы Руссо таковы: Ø Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. Ø Знание следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны. Ø Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. Ø Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. Идеи Руссо получили дальнейшее развитие в трудах швейцарского педагога XVIII – XIX веков Г. Песталоцци, который утверждал, что цель обучения – в развитии человечности, в гармоническом развитии сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци состоит в том, что он является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, рисованию, пению, гимнастике, расширил границы обучения, включив в школьные программы элементарные сведения из геометрии и географии. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива. Педагогические принципы Г. Песталоцци следующие: Ø Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. Ø Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому. Ø Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи. Ø Необходимо бороться с вербализмом, то есть «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Ø Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл немецкий педагог И. Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, призывал осуществлять постоянный надзор за поведением детей и записывать их проступки в особый журнал (кондуит). С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог А. Дистерверг. Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усиления значимости их самостоятельной работы. Дистерверг был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и США происходило становление национальных систем образования. Интерес общества и участие государства определили общее направление этого процесса, который в каждой стране имел специфические черты. В содержании классического образования произошли значительные изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на античный идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков и расширилось преподавание таких дисциплин, как родной язык, история, география, естествознание. Наряду с классическим образованием развивались реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминировали предметы естественно-математического цикла. Таким образом, развитие образования на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали все большее распространение, будучи знаком происходящих в обществе перемен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.006 с.) |