Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика Средневековья и Возрождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов – дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения и феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру. Например, дети светских феодалов получали так называемое «рыцарское воспитание». Его программа сводилась с овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видно, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то». В период раннего Средневековья даже многие европейские короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные и церковные должности. Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию и образованию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества. В период Средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного смирения личности как средства поддержания божественного благочестия. В эпоху Возрождения (XIV-XVI века), когда в Европе проявляется интерес к античному культурному и философскому наследию, идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но она трактовалась первоначально как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Великие мыслители-утописты англичанин Т. Мор, итальянец Т. Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом. В эпоху Возрождения педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы. Виднейшие деятели той эпохи – нидерландский мыслитель Э. Роттердамский, французский писатель Ф. Рабле, французский философ М. Монтень и другие – выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении той поры, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила бы его в радостный и интересный процесс для детей. В этих целях стала широко использоваться наглядность всех видов занятий (игры, экскурсии, уроки среди живой природы). Господствующей становится организация педагогического процесса, побуждающая школьников учиться с увлечением. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название «классический». Ведущим направлением и содержанием классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы, античного искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое среднее образование, стала гимназия. Наиболее ярко и полно педагогические идеи Возрождения выразил Я. А. Коменский (1592 – 1670 гг.) – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Коменский обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), а также сформулировал целостную систему принципов дидактики. Он считал, что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников, а «ученость без добродетели – все равно что золотое кольцо в носу у свиньи». Коменский – основоположник классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы. В плане совершенствования обучения Коменский первым ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он также первым стал практиковать создание в школе кабинетов физики, естественноисторических наук, биологии, пришкольных садов. Важна и актуальна до сих пор его идея: «сообщить ученикам не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Идеи Я.А. Коменского, высказанные более трех веков назад, актуальны и полезны до сих пор. Его по праву считают гениальным педагогом – провидцем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.005 с.) |