Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительский выбор и его особенности

Поиск

 

Полезность блага. Полезность блага (utility of good) - это спо­собность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате ис­следований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей по­лезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению ко­личества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) — TU (см. рис. 4—la). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (mar­ginаl utility) — MU — каждой дополнительной единицы блага не­уклонно уменьшается (рис. 4—1б). Максимум удовлетворения об­щей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

 



Рис. 4—1. Общая (а) и предельная (б) полезность

 

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная по­лезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках).Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая допол­нительная единица этого блага. Таким образом, цена блага опреде­ляется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потре­бителя снижается, то производитель может продать дополнитель­ное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Функция полезности. Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество яв­ляется одним из важнейших факторов, влияющих на цену в усло­виях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепсиколы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем вто­рой, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2).

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской шко­лы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предель­ной полезностью. Функция полезностифункция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

где MU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

 

 

Рис. 4—2. Зависимость общей полезности блага от его количества

 

Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. па­радокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграни­чении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запа­сов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (Р1) низка; во втором — наоборот: ко­личество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).

Это означает, что общая полезность воды большая, а предель­ная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности ле­жит в основе потребительского выбора.

 


 

 

 

Рис. 4—3. Парадокс воды и алмаза

Основные постулаты теории поведения потребителя. В современной теории потребительского теории поведения выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых от­дельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представ­ляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стре­мятся максимизировать совокупную полезность. Теория потреби­тельского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребите­ля. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от неболь­шого количества блага А, если ему предложат взамен большее ко­личество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым рас­полагает данный потребитель.

Условия равновесия потребителя. Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности - А, В и С. Допустим, что предельная полезность (marginаl utility — MU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предель­ная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл. 4—1).

 

Таблица 4—1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.009 с.)