Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

Поиск

Совершенная конкуренция

 

В предыдущих главах мы исходили из предпосылки о совер­шенной конкуренции. Мы предполагали наличие большого числе фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовое дискриминации, когда производители и покупатели приспосабли­ваются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Это означает, что доля каждой фирмы на рынке отрасли незначи­тельна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь сущест­венно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизон­тальна (т. е. абсолютно эластична).

Важной предпосылкой выступала и полная мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выходе из нее. Мы также рассматривали в качестве предпосылки однород­ность товаров и услуг, т. е. предполагали производство стандартной продукции и абсолютную информированность производителей у потребителей.

В действительности совершенная конкуренция является до­вольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближают­ся к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных ва­лют.) Для нас существенное значение имела не только область прак­тического применения наших знаний (на этих рынках), но и тoт факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуа­цией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценка эффективности реальных экономических процессов.

Достоинства совершенной кон­куренции. Как мы отмечали в конце предыдущей главы, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде со­блюдается равенство MR = МС = АС = Р (рис. 7—1).

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со­вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылке нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен­ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле­творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС Данное положение означает, что фирмы будут производить макси­мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель­ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда­лось купить. При этом достигается не только высокая эффектив­ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи­чески это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы про­дукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри­вые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

 

 

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы зна­ем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют бо­лее современное и эффективное оборудование, третьи — более ква­лифицированных работников, четвертые — наилучших менедже­ров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совер­шенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевид­ный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ре­сурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большую заработную плату, за более со­вершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д.

Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

Недостатки совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­даны каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это отно­сится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Классификация рыночных структур. Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия (pure monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возни­кает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складыва­ется тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию назы­вают монополистической конкуренцией (см. рис. 7—2).

 

Рис. 7—2. Классификация основных рыночных структур

 

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на. рынке одного покупателя называ­ется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фир­мой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигопо­лии называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыноч­ных структур сильно возрастет (см. табл. 7—1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурент­ным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

аблица 7—1

Классификация форм рынка

Формы предложения     Формы спроса   Конкуренция (полиполия)   Олигополия   Монополия  
Конкуренция (полипсония)   Совершенная конкуренция   Олигополия   Монополия  
Олигопсония   Олигопсония   Олигополия, ограниченная олигопсония   Монополия, Ограниченная олигопсонией  
Монопсония   Монопсония   Монопсония, ограниченная олигополией   Двусторонняя монополия  

 

Составлено по: Ойкен В. Основные принципы экономической полити­ки. М.: Прогресс, 1995. С. 75.

 

Рассмотрим сначала чистую монополию.

Чистая монополия

 

Характерные черты. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. "моно" — один, "полио" — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "oтрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальных службы. В этих условиях монополист обладает реальной власть: над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией с масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Государство создает официальные барьеры, выдавая патент и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин (IBM), "Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самых фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлен как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).

Монополия может иметь своей основой исключительное прав на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа­листического направления дали массу красочных описаний агрес­сивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга "Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйст­во и империализм" (1915 г.) и В. И. Ленина "Империализм как выс­шая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жест­кие (до динамита включительно) действия монополий, как и "не­честная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах разви­той рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии циви­лизованного мира.

Подведем итоги. Фирму можно назвать чистым монополис­том, если она является единственным производителем экономи­ческого блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Экономическая и административная монополия. Силу монопольной власти отдельной фирмы однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с монополия потенциальной конкуренцией. Эта конкурен­ция может обостриться в связи с нововведениями, возможным по­явлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также "борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономи­ки и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

Иное дело — монополия в условиях административно-команд­ной системы. Такая монополия базируется на государственной соб­ственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Админи­стративно-командная система развивается, как правило, в услови­ях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным при­знаком этой системы является прямое распределение всех основ­ных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гиганто­мания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Очевидно, что административной монополии конкуренция уг­рожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в ры­ночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, пред­приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объек­тивно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным ми­нистерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­тью, чем экономическая монополия.

Определение цены и объема производства. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем про­изводства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизиро­ванном рынке Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. главу 3).

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает сни­зить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (О2). Убытки от снижения цены равны (Р1 – Р2) Q1 = (110 - 100) 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит (О2 – Q1) Р2- (6 - 4) 100 = 200 долл. (рис. 7—3). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

 

Рис. 7—3. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

 

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (см. рис. 7—4). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

 

Рис. 7—4. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии

 

В условиях совершенной конкуренции установление равновес­ной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5):

 

Рис. 7—5. Равновесие в конкурентной отрасли

 

В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQе соответствует величине из­держек производителей, РеBE — составляет прибыль производите­лей, а АРеЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурент­ной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмеща­ют свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):

 

 

Рис. 7—6. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

 

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точ­ке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Р и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто назы­вают харбергеровскими треугольниками. Используя математичес­кий аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секто­ре США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной эконо­мике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам.

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако сле­дует помнить, что монополист стремится к максимизации совокуп­ной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как пра­вило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора — понижающий и повышающий.

 

Рис. 7—7. Определение Х-неэффективности

 

Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использо­вать положительный эффект от роста масштаба производства (эко­номия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбы­та, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой сторо­ны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуха­нием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х.Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 7—7).

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность (рис. 7—7). В этих условиях фирма уве­личивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 7—7 она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают ми­нимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подоб­ная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

Показатели монопольной власти. Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичнос­ти спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Опираясь на это положение, А. П. Лернер* в 1934 г. предложил следующий индекс:

 

 

где IL —лернеровский индекс монопольной власти,

Рm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

* Lerner A. P. The Concept of Monopoly and Measurement of Monopoly Power // Review of Economic Studies. 1934. 1 June. P. 157—175.

 

 

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, IL = 0. Если IL = представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­тике предельные издержки заменяют средними. В этом случае ис­ходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие, прибыли как признак монополии. В известной мере это справедли­во, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IНН). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2— удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1== 100%, а Iнн= 10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, a IHH =S2i 100 = 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.016 с.)