Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономия — наука о воспитании достойных граждан

Поиск

 

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономия и хрематистика. Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития.

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубо­кую древность. Уже первобытные люди владели зачатками эконо­мических знаний, имели определенные представления об отноше­ниях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жиз­ненных благ. Однако эти представления еще не выделились в само­стоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле­ненного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия.

С возникновением первых классовых обществ на древнем Вос­токе в центре экономической мысли оказались проблемы организа­ции и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поуче­ния гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхашастра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др.), на­правленные на поддержание стабильности в государстве и общест­ве. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь кос­венное влияние на становление экономической науки, которая ро­дилась в лоне европейской цивилизации.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "эко­номия" впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Арис­тотеля (384—322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256b—1258b). Аристотель разли­чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­щения. Он считал справедливой экономию, основанную на нату­ральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу анти­чного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически от­носился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функ­ционирование торгового и ростовщического капитала имеют источ­ником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.

Определенные успехи в решении проблем организации и уп­равления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами. Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских аг­рономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"), Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV). Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сбор­ник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юс­тиниана).

Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общест­во прошло длинный путь от полного оправдания рабства как "уде­ла варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда", "имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до при­знания принципиального равенства между всеми людьми (в произ­ведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикаль­ные моменты первоначального христианства являлись идейными источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и уто­пического социализма.

Схоластика — первый опыт систематизации категории. В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о спра­ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для анти­чности презрительного отношения к труду.

В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпора­цией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает ог­ромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим происхождением школе. Принадлежность к школе определяет темы ис­следований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономи­ческая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономи­ческие проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный ас­пект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.

Вопросы управления вотчинным хозяйством получили опре­деленное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступа­ли как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отра­жение, например, в Сен-Жерменском политике, Фульдском политике, других произведениях этой эпохи.

В Х—XIII вв. складывается особый социальный слой феодаль­ного общества — горожане. Экономические представления средне­вековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производ­ства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенско­го и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические по­тенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы ста­ли препятствовать экономическому развитию.

Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денеж­ный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней. Соотношение цен между городскими ремесленными и дере­венскими сельскохозяйственными товарами отражало столкнове­ние классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка уче­ния о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению сре­дневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производ­ства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. "Справедливая цена" поэтому рассматри­вается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зре­ния христианских норм морали (Thomas Aquinas. Summa Theologica. Secunda Secundae, quaestio LXXVII—LXXVIII). Библейские текс­ты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательст­ва, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщи­чества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его. Достаточно было представить процент как ре­зультат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товари­щества", чтобы избежать осуждения церкви.

В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без рефор­мы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Ре­формации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) исполь­зовали антисословную направленность первоначального христиан­ства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграни­чившего позднефеодальное стяжательство (накопление первона­чального капитала любыми, в том числе и грязными, методами), и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на дей­ствии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предоп­ределении. Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выраже­ние в росте денежного богатства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалент­ности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржу­азного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.007 с.)