Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)



Благо MU Р MU/P
А        
В        
С        

 

 

Потребительский выбор. Потребительский выбор (consumer choice) — это выбор, максимизирующий функцию полез­ности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

 

 

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть:

 

 

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

 

 

где l — предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денеж­ных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

 

 

Это означает, что предельная полезность блага равняется пре­дельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потре­бительский выбор не только предполагает сопоставление дополни­тельных выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: MB = МС.

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтении. Американский эконо­мист X. Лейбенстайн* делит потребительский спрос на две боль­шие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4—4).

* См.: Лейбенстайп X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.: Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 304—325.

 

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредст­венно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС


Функциональный Нефункциональный


Нерациональный

       
   
 


Социальный Спекуля­тивный

       
   
 
 

 


Эффект присо­единения к большинству


 

Эффект Веблена Эффект сноба

 


Рис. 4—4. Классификация потребительского спроса (по X. Лейбенстайну)

 

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный фак­торы. Первый связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобрета­ют те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключи­тельности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстра­тивное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типич­ных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon ef­fect). Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребите­лей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоеди­нения к большинству понимается эффект увеличения потребитель­ского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепри­нятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупа­ют другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2. Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обрат­ная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обыч­но реакция направлена в противоположную сторону по отноше­нию к общепринятой. Если другие потребители увеличивают по­требление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластич­ной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3. Эффект Веблена (Veblen effect). Именем Т. Веблена (1857— 1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление*. Цена то­вара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потреби­тельского спроса менее эластична и имеет участки с положитель­ным наклоном.

* См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1983. Гл. IV.

 

 

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воз­действиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими ин­фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­дущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) то­варов в настоящем.

Нерациональный спросэто незапланированный спрос, воз­никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который наруша­ет предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.008 с.)