Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие налогообложения и становление налоговой теории в конце XVII-XVIII вв

Поиск

Развитие налогообложения и становление налоговой теории в конце XVII-XVIII вв

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего"4. Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…«5.
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Генезис налогообложения в период с XIX в. по 30-е гг. XX в.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место6. (О налоговых реформах 80-х годов, о современных тенденциях развития налоговой политики зарубежных стран и их гармонизации см. подробнее § 6.2 настоящего пособия).

В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

Налоги в период глобализации экономики (развитие налогообложения на рубеже XX — XXI в. по настоящее время).

На рубеже третьего тысячелетия произошло качественное измене­ние мировой экономики, связанное с ее глобализацией. Особенно ак­тивизировался этот процесс в первые годы XXI в. В странах Евросоюза введена общая валюта — евро, ликвидированы все препятствия для свободного перемещения товаров и капиталов, унифицированы системы налогов по перечню, объектам обложения и величине ставок, сформирован общий бюджет и т.д., т.е. созданы единые общеевропей­ские денежные, налоговые и бюджетные системы. Аналогичные про­цессы происходят в Союзе России и Белоруссии, намечаются тенден­ции присоединения к нему некоторых других стран — бывших союз­ных республик в составе СССР. Все это дает основания назвать рубеж XX—XXI вв. началом нового, пятого этапа в генезисе налогов и нало­гообложения.

В рассматриваемый период в России произошло важное собы­тие — поэтапное принятие двух частей Налогового кодекса Россий­ской Федерации, приближающего российское налогообложение к международным стандартам. С этим документом связываются надеж­ды на то, что будет положен конец правовой неразберихе в области налогообложения и нестабильности российской налоговой системы, имеющих место с 1992 г.

Первой (общей) частью Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г., предусмотрен закрытый перечень феде­ральных, региональных и местных налогов и сборов.

Работа по дальнейшему реформированию российской налоговой системы проводилась в процессе поэтапного введения глав второй (специальной) части Налогового кодекса РФ и продолжается до сих пор. Это привело к пересмотру перечня федеральных, региональных и местных налогов, окончательный вариант которого (по состоянию на 1 января 2005 г.) представлен в п. 4.3 настоящего учебного по­собия.

Помимо перечисленных налогов и сборов, установленных в рам­ках общего режима налогообложения, второй частью Кодекса уста­навливаются специальные налоговые режимы, предусматривающие замену большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов едиными налогами в той или иной форме: единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности; единым на­логом на доход или доход за вычетом расходов при упрощенной систе­ме налогообложения; единым сельскохозяйственным налогом для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю становления и развития мирового и российского налогообложения, что поможет бо­лее глубоко познать природу и экономические закономерности на­логов.

Налоговые реформы как способ формирования эффективной налоговой системы в Российской Федерации.

Коренное реформирование налоговой системы в 30-е годы XX в.

Теория налога как жертвы

В основу теории налога как жертвы было положено учение о происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном характере налоговых отношений. Налог рассматривался как обязанность, вызванная необходимостью покрытия государственных расходов, как односторонняя жертва со стороны населения и убыток для общества. Приверженцы теории жертвы обычно отказывались признавать получение гражданами каких-то бы ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора. Налоговые отношения характеризовались ими не как договорные, добровольные, а как обязательные, законодатель-но-правовые.

Представители:

Н. Канар и Ж. Сисмонди, Дж. С. Миль, К. Эеберг и Н. Тургенев, И. Янжул, С. Витте, Я. Таргулов и др.

Сущность теории переложения налога (налогового бремени). Примеры переложения налогов.

Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

По словам американских экономистов Энтони Б. Анкинсона и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора"20.

Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который делая, вывод о том, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы.

В конце XIX в. профессор Колумбийского университета Эдвин Селигмен (1861—1939 гг.) в своей книге «Переложение и падение налогов» (1892 год) изложил основные положения переложения налогов и указал две их разновидности: переложение с продавца на покупателя (как правило, это происходит при косвенном налогообложении) и переложение с покупателя на продавца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких *ставок (например, акцизов), что существенно ограничивает спрос на этот товар).

Проблема переложения налогов окончательно не разрешена до сих пор. По словам современных американских экономистов К. Макконелла и С. Брю: «Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению. Некоторые налоги могут быть переложены. По этой причине необходимо точно определить сферу возможного переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются"21. По мнению других западных экономистов Р. Масгрейва и Д. Минза от 30 до 50% налогов, уплачиваемых капиталистами, перекладывается ими на потребителей22. Проблема переложения особо актуальна в настоящий момент и в России, поскольку в структуре розничной цены на товары народного потребления в городе Москве, доля всех налогов, сборов и страховых взносов составляет 31%23.

Таким образом, для точного определения тенденций переложения каждого налогового платежа необходимы учитывать природу налога, а также все экономические и политические условия его взимания.

Налоговый федерализм.

Налоговый федерализм - законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Федерализм предполагает существование эффективной исполнительской дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе с тем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственности субъектов Федерации в реализации их прав и полномочий.

Самостоятельность власти (и муниципальной, и региональной, и федеральной) предполагает не только право соответствующих органов принимать решения по вопросам своей компетентности, но и обязанность решать эти вопросы. Неотъемлемой частью самостоятельности является ответственность за результаты своей деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеративная модель российского государства, закрепленная в Конституции Российской Федерации, с точки зрения нормативно урегулированных налоговых полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления носит во многом унитаристский характер. Т.е. характер отношений между федеральным центром, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления можно определить как явно выраженную финансовую и фискальную централизацию государственно-властных отношений, что, как представляется, обусловлено стремлением решить проблему неоправданного на определенном этапе исторического развития расширения субъектами Федерации своих полномочий наиболее легким путём - посредством всеобъемлющего ограничения (а не детального разграничения) таких полномочий. Это позволяет федеральному законодателю при отсутствии должного судебного контроля в определенной степени злоупотреблять своими полномочиями во взаимоотношениях с субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

Налоговые ставки и их виды.

Налоговая ставка представляет собой важнейший элемент налогообложения и инструмент налогового регулирования. Кроме того, величина налоговых ставок — основной, определяющий параметр при формировании совокупного налогового бремени и бремени конкретного налога. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ).

Обычно различают несколько видов ставок, классифицируемых по ряду признаков. Рассмотрим общепринятую в теории и практике налогообложения видовую классификацию налоговых ставок.

По способу начисления налоговые ставки делятся на:

• специфические, или твердые, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу натурального (специфического) объема объекта налогообложения (применяются, например, при обложении акцизами, налогами за пользование природными ресурсами и т.д.);

• процентные, или адвалорные, которые начисляются в процентах к стоимостной оценке налогообложения (применяются при взимании большинства налогов: НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и т.п.).

По характеру влияния на динамику налоговой базы (преимущественно дохода) налоговые ставки подразделяются на:

• равные, когда для каждого налогоплательщика или группы налогоплательщиков устанавливается одинаковая сумма налога (напри-мер, единый налог на вмененный доход, регистрационные и лицензионные сборы и т.д.);

• пропорциональные, т.е. нейтральные (неизменные) по отношению к изменению налоговой базы, когда сумма налога меняется пропорционально изменению налоговой базы (основная масса налогов);

• прогрессивные, т.е. увеличивающиеся в определенной прогрессии по мере роста налогооблагаемой базы (налог с наследств и дарений, подоходный налог в большинстве стран);

регрессивные, т.е. уменьшающиеся по мере роста налоговой базы (единый социальный налог).

По отношению к налоговому бремени можно выделить следующие налоговые ставки:

• номинальные — ставки, непосредственно зафиксированные в законе о налоге (отражают начисленное, номинальное налоговое бремя);

• фактические — расчетные ставки, определяемые как отношение фактически уплаченного налога к налоговой базе с учетом применения налоговых льгот (отражают фактическое налоговое бремя).

Как инструмент налогового регулирования налоговые ставки могут быть:

• едиными для всех налогоплательщиков (такова большая часть ставок действующей системы налогов);

• дифференцированными, или льготными (пониженными), устанавливаемыми для отдельных групп налогоплательщиков и объектов налогообложения, вплоть до применения нулевых ставок (ставки по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых и т.д.);

• штрафными или повышенными, устанавливаемыми по налогам за пользование природными ресурсами при сверхнормативном потреблении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды.

Налоговые ставки по федеральным налогам непосредственно устанавливаются Налоговым кодексом, за исключением таможенных пошлин, ставки по которым устанавливаются Правительством РФ.

Предельные значения налоговых ставок по региональным и местным налогам устанавливаются соответствующими главами Налогового кодекса РФ, конкретные значения ставок этих налогов соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, но не выше предельных ставок, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ.

Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.Физическое лицо может быть привлечено к ответственности с 16 лет.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана.

Налоговая ответственность.

Налоговый кодекс не содержит понятия налоговой ответственности. Но исходя из общих положений глав 15 и 16 НК РФ, налоговую ответственность можно определить как способ воздействия на нарушителя налогового законодательства через применение санкций, установленных Налоговым кодексом.

Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством. В соответствии со статьей 114 Кодекса она установлена в форме штрафа.

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания. Иначе говоря, никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение. На это указано в пункте 2 статьи 108 НК РФ.

Пеня, напротив, не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением законодательства о налогах и сборах. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).

Развитие налогообложения и становление налоговой теории в конце XVII-XVIII вв

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего"4. Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…«5.
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.011 с.)