Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра: «Экономическая теория»

Поиск

Утверждено на заседании Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____3____ Протокол № ____7____

 

Москва 2011 г.


Автор-составитель: Гуленко П.И., ст. преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отраслевых рынков»

Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей

Специальная дисциплина

Является обязательной для изучения

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

 

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Выпускающая кафедра

«Экономическая теория» Директором РОАТ

 

«______» __________2011 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

 

Автор: Гуленко П.И., ст.преподаватель

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

для студентов специальности

080103 «Национальная экономика»

 

 

Утверждено на заседании Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____3____ Протокол № ____7____

«15» _____03____ 2011 г. «22» ____02____ 2011 г.

 

Москва 2011 г.


Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по указанным специальностям

 

Специальность ДНЭ (очная форма обучения):

Курс 4 Семестр 8

Всего часов – 65 часов

лекционные занятия – 17 часов

практические (семинарские) занятия – 17 часов

Самостоятельная работа – 31 час

Зачеты (дифференцированный) – 8 семестр

 

Специальность НЭ (заочная форма обучения):

Курс 4

Всего часов – 65 часов

лекционные занятия – 4 часа

практические (семинарские) занятия – 4 часа

Самостоятельная работа – 57 часов

Зачеты (дифференцированный) – 4 курс

 

1. Цель изучения дисциплины

В курсе рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и функционирования рыночных структур, поведения субъектов рынка, а также реализации государственной отраслевой и промышленной политики. Курс расширяет и углубляет знания в области экономической теории, рассматривая темы, которые практически не затрагиваются в рамках классических курсов микроэкономики. Широкое применение аппарата микроэкономического моделирования и теории игр дает возможность анализировать поведение экономических субъектов с точки зрения стратегического взаимодействия и влияния на структуру рынка.

Экономика отраслевых рынков дает классификацию рыночных структур и способы оценки их влияния на параметры рынка. Особую значимость курсу придает изучение последствий проводимой государственной отраслевой политики с точки зрения критериев общественного благосостояния.

Вопросы, изучаемые в курсе «Экономика отраслевых рынков», особенно актуальны для современной России, что обусловлено необходимостью реструктуризации и обновления всей системы хозяйствования и выработки государственной отраслевой политики.

Основной целью дисциплины является расширение представления студентов о современных направлениях экономической теории, изучение базовые концепций, основных школ и методов исследования отраслевых рынков. Усвоение дисциплины необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики.

Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, практических (семинарских) занятий, осуществления самостоятельной работы с литературой.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения данного курса студенты должны:

иметь представление:

¾ об эволюции экономики отраслевых рынков и ее основных направлений;

¾ о базовой парадигме «Структура-Поведение-Результат»

¾ о закономерностях функционирования отраслевых рынков;

¾ о социальной эффективности рыночных структур;

знать:

¾ категории, концепции, теоремы, предметные области основных направлений экономики отраслевых рынков;

¾ методы экономики отраслевых рынков и инструменты анализа;

¾ основные виды государственной отраслевой политики и пути повышения ее эффективности;

¾ работы ведущих представителей основных направлений экономики отраслевых рынков;

уметь:

¾ проводить отраслевой анализ и анализ рыночных структур;

¾ исследовать и прогнозировать последствия принимаемых решений отдельными субъектами рынка;

¾ оценивать эффективность мер государственной политики в отношении регулирования рынков и отраслей;

¾ характеризовать статику и динамику структуры отраслевых рынков;

иметь опыт:

¾ прикладных исследований и оценки эффективности функционирования отраслевых рынков, фирм, а также мер государственной отраслевой политики;

¾ работы со статистической отраслевой информацией;

¾ объяснения процессов, происходящих в отдельных отраслях современной российской экономики;

¾ выполнения домашних заданий и упражнений с применением методов экономики отраслевых рынков, написания самостоятельных творческих работ, выполнения тестовых заданий, участия в научных дискуссиях.

 

Это должно помочь будущим специалистам проводить отраслевой анализ и анализ рыночных структур, исследовать и прогнозировать последствия принимаемых решений отдельными субъектами рынка, получить более глубокое понимание закономерностей функционирования отраслей и рынков, а также оценивать эффективность мер государственной политики в отношении регулирования рынков и отраслей.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
Заочное отделение Очное отделение
НЭ ДНЭ
Курс (семестр) 4 курс 4 курс (8 семестр)
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические занятия    
Самостоятельная работа    
Вид итогового тестирования Диф. зачет – 4 курс Диф. зачет – 8 семестр  

4. Содержание дисциплины

Распределение часов по темам и видам учебной работы

ДНЭ (очная форма обучения)

Название разделов и тем Всего часов по учебном плану Виды учебных занятий Индив. занятия Самост. работа
Аудиторные занятия, в том числе
  Лекции   Практические занятия   Лаб. работы
Предмет курса «Экономика отраслевых рынков». Становление и этапы развития. Методология исследования            
Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению            
Обобщенные рыночные структуры            
Монопольная власть и показатели измерения            
Рынки однородных продуктов            
Рынки неоднородных продуктов            
Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм            
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки            
Ценовая политика            
Воздействие рекламы на рынок            
Проблема асимметричности информации о качестве продукции            
Государственная отраслевая политика            
ИТОГО            
 

НЭ (заочная форма обучения)

Название разделов и тем Всего часов по учебном плану Виды учебных занятий Индив. занятия Самост. работа
Аудиторные занятия,в том числе
  Лекции   Практические занятия   Лаб. работы
Предмет курса «Экономика отраслевых рынков». Становление и этапы развития. Методология исследования            
Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению            
Обобщенные рыночные структуры            
Монопольная власть и показатели измерения            
Рынки однородных продуктов            
Рынки неоднородных продуктов            
Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм            
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки            
Ценовая политика            
Воздействие рекламы на рынок            
Проблема асимметричности информации о качестве продукции            
Государственная отраслевая политика            
ИТОГО            

5. Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Предмет курса «Экономика отраслевых рынков».

1.Становление и этапы развития теории отраслевых организаций.

2. Методология исследования рыночных структур.

Основная литература: 1, Вв.; 3, Вв., Гл. 1; 4, Гл. 1; 5, Вв., гл. 1; 9, с. Вв., Гл. 1

Тема 4. Монопольная власть.

1. Монопольная власть. Определение, проявления, нормальная и экономическая прибыль.

2. Показатели монопольной власти. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q – Тобина). Коэффициент Папандреу.

Основная литература: 1, гл. 2; 3, гл. 2-4; 4, Гл. 6, ч. IV; 7, т. 1, гл. 1, 3; 9, гл. 4, 12, 13.

 

Тема 9. Ценовая политика

1. Ценовая дискриминация. Типы дискриминационной политики, совершенная дискриминация, дискриминация в зависимости от объема (дискриминация второго типа), дискриминация по группам потребителей (дискриминация третьего типа). Практика ценовой дискриминации, сезонные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Межвременная ценовая дискриминация, парадокс Коуза. Пространственная ценовая дискриминация.

2. Модели ценообразования. Двухуровневые тарифы. Неравномерное ценообразование, система накопительных скидок. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Учет сезонного фактора в ценах, его влияние на доходы. Хищническое ценообразование.

Основная литература: 1, гл. 9; 5, гл. 10, 11; 7, т. 1, гл. 1, 3

 

Самостоятельная работа

Основой учебного процесса является самостоятельная работа студента, под которой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых.

В процессе подготовки к семинарским занятиям, подготовке к зачету студент значительное время должен уделить работе с источниками и литературой. При необходимости во время индивидуальных консультаций студент может получить квалифицированную помощь преподавателя по организации самостоятельной работы и подготовке к дифференцированному зачету.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010.

2. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. А. Слуцкого – Спб.: Экономическая школа, 2003

3. Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. I: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.

4. Джуха В.М. Курицын А.В. Штапова И.С. – М.: Издательство «Феникс», 2010

5. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003.

6. Касич С.П. Экономические приложения теории игр в задачах и упражнениях по курсу «Теория отраслевых рынков»: Учеб. пособие / Под ред. Гильмундинова В.М. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.

7. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – СПб.: изд-во СПбГПУ, 2008

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: Норма, 2010

9. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник – СПб.: Экономика, 2009

10. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник – М.: Инфра-М, 2010.

 

Дополнительная

 

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 2008.

2. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5

3. Басовский Л.Е. Экономика отрасли. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2009

4. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2000.

5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. ― М.: Норма, 2006.

6. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. ― М.: Экономика, 1995.

7. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. ― М., 1990.

8. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: Норма 2010.

9. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма, рынок и право. ― М.: Дело, 1993.

10. Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики – СПб.: Питер, 2008

11. Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности. // THESIS, 1994, вып. 5

12. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие. ― М.: ВШЭ, 2009.

13. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009

14. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. ― Спб.: Экономическая школа, 2007.

15. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. ― СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.

16. Хмелевская Н. Г. Международные отраслевые организации. Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2009

17. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.,1996.

18. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2000

19. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб. Экономическая школа. 1999

20. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ― М.: Инфра-М, 1997.

21.Вурос А., Розанова Н.. Экономика отраслевых рынков. ― М: ТЭИС, 2000.

 

Источники Интернет

 

1. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

2. http://www.iet.ru/publication.php – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

3. www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

4. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.– Центр стратегических разработок.

6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

7. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

8. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).

9. http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики

10. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Наибольший объем учебной нагрузки студента приходится на самостоятельную работу. Результатом правильной организации самостоятельной работы студента является получение эффективного результата. В процессе подготовки к семинарским занятиям, подготовке к зачету студент значительное время должен уделить работе с источниками и литературой. При необходимости во время индивидуальных консультаций студент может получить квалифицированную помощь преподавателя по организации самостоятельной работы и подготовке к дифференцированному зачету.

Типовые задачи для подготовки студентов к дифференцированному зачету.

Задача 1. 1. Что такое монополизация рынка и как она связана с потерями общественного благосостояния. Можете ли Вы назвать условия, при которых монополия может быть эффективнее конкуренции?

Задача 2. Объясните, какие возникают последствия для общества в результате ограничения цен на продукцию монополиста. Возможен ли негативный эффект для общества?

Задача 3. Какие Вы можете назвать проблемы измерения монопольной власти, охарактеризуйте достоинства и недостатки различных подходов.

Задача 4. Какие существуют проблемы определения экономической прибыли? Какую прибыль можно считать нормальной?

Задача 5. Многие рынки товаров и услуг для населения в России высоко монополизированы (например: газо- и электроснабжение.) Как влияет государственный контроль цен в этих отраслях на:

а) количество продаваемого товара;

б) благосостояние потребителей;

в) благосостояние производителя;

г) общий уровень общественного благосостояния.

Задача 6. Пусть кривая рыночного спроса на продукцию, производимую фирмой, описывается уравнением: Q=100-p. Предельные издержки производства постоянны и равны MC=20 руб. Фирма подкупает государственного чиновника, который лоббирует запрет на появление новых фирм в отрасли, но за это она платит ему 10 руб. с каждой проданной ею на рынке единицы товара.

а) Рассчитайте цены и объем продаж товара при действии фирмы как монополиста и если бы она действовала как совершенно конкурентная фирма, не используя власть чиновника.

б) Рассчитайте совокупный излишек общества при монополии и при конкурентном поведении фирмы.

в) Каковы издержки общества от существования монополии?

г) Как эти издержки распределяются на две части: ренту от монопольного положения фирмы на рынке и потери от ограничения объема производства товара монополией?

Задача 7. Правдоподобно ли мнение, что монополия на каждой стадии производства (где их более одной), будет иметь такую же эффективность, как и вертикально-интегрированная монополия во всей отрасли?

Задача 8. Перемещает ли вертикальная интеграция монопольную власть фирмы с одного уровня на другой?

Задача 9. Часто наблюдается, что отрасли, демонстрирующие высокие темпы входа новых фирм, так же отличаются и высокими темпами выхода их отрасли.

а) Как Вы можете это объяснить?

б) Как это связано с ценовой стратегией фирм-старожилов?

Задача 10. В большинстве моделей удержания от входа фирма-старожил использует тактику хищнического ценообразования для воздействия на потенциальную фирму-новичок. Могут ли эти модели быть пересмотрены таким образом, что подобную тактику использует фирма-новичок? Если да, то в чем тогда принципиальная разница между фирмами?

Задача 11. Используя графическую модель, покажите такую ситуацию, в которой для доминирующей фирмы окажется неэффективным, устанавливать такую низкую цену, которая вытеснит прочие, конкурентные фирмы с рынка.

Задача 12. Пусть монополист действует на рынке, на котором существует две легко различимые группы потребителей, со следующими функциями спроса:

Q1(P)= 100 – P,

Q2(P)= 500 – 10 P.

Функция издержек монополиста: ТС(Q) = 40Q.

Предположим, что перепродажа товара монополиста невозможна. Найдите оптимальные для монополиста объемы производства и цены в условиях, когда монополист проводит ценовую дискриминацию третьей степени, и когда не проводит. Оцените, какой ущерб несет общество от монополизации отрасли и прибыль монополии в каждом из случаев.

Задача 13. Верно ли, что фирма-лидер в модели Штакельберга окажется в более худшем положении, чем фирма, действующая в модели Курно?

Задача 14. В каком случае потери общества выше, в случае ситуации в которой действует доминирующая фирма (фирма-лидер) или когда на рынке действует чистая монополия? Почему, как Вы думаете?

Задача 15. Каким образом на поведение фирм на рынке оказывает воздействие то, что их производственные возможности ограничены существующими производственными мощностями?

Задача 16. У Фирмы-1 функция издержек описывается уравнением: c1(q1)=1000+q12, а у Фирмы-2: c2(q2)=2q22. Обратная функция спроса на рынке, на котором действуют фирмы, выглядит следующим образом: p=150-q1-q2.

а) выведите кривые реакции обеих фирм в модели Курно.

б) каковы будут объем производства каждой фирмы, их прибыль и цена на рынке?

в) как изменится ситуация, если фирма-1 станет лидером по объемам производства?

г) каковы были бы оптимальный с точки зрения объем производства и цена для каждой фирмы?

Задача 17. На рынке присутствует фирма-ценовой лидер с функцией издержек TCL(qL)=10·qL + 0.5·qL2 и 50 фирм конкурентного окружения с одинаковыми издержками TCF(qF)=10·qF + 5·qF2, где qL – объем производства фирмы-лидера, qF – объем производства фирмы конкурентного окружения. Рыночный спрос описывается функцией P(Q) = 200 – 2·Q. Требуется найти характеристики рыночного равновесия и рыночную долю фирмы-лидера.

Задача 18. Рассмотрим модель дуополии. Пусть спрос описывается функцией: QD=100-P.

Общие издержки фирм составляют: TC1(q) = 50 + 10q, TC2(q) = 100 + 20q.

1. Вывести уравнения лучшей реакции фирм.

2. Найти равновесные объемы отраслевого выпуска, выпуска фирм и равновесную цену, если фирмы действуют в соответствии с моделью Штакельберга (первая фирма – лидер), найти индекс Лернера для фирмы-лидера.

3. Найти равновесные рыночные доли фирм и рыночную цену, если фирмы действуют в соответствии с моделью Курно, определить индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Задача 19. Рассмотрим следующую ситуацию. Пусть в деревне живут всего 200 потребителей. В деревне два пивных ларька. Около ларька - 1 живут непосредственно 50 из них, а остальные 150 живут возле ларька – 2. Транспортные издержки на переезд от одного ларька до другого составляют 0.5 руб. Каждый житель деревни готов заплатить не боле 10 руб. за бутылку пива. Издержки ларьков по поставкам в них пива равны 5 руб. Оба ларька имеют положительную долю рынка. Ларьки конкурируют в ценах. Требуется:

а) найти кривые спроса на пиво, с которыми сталкиваются оба ларька;

б) привести интерпретацию понятия «транспортные издержки» и объяснить, как они воздействуют на дифференциацию продукта. Какие бы установились цены в обоих ларьках при отсутствии транспортных издержек и нулевых издержках производства?

в) найти равновесные для каждого ларька цены на пиво.

Задача 20. В настоящее время для оценки потенциальной власти государственные органы во многих странах в основном используют показатели концентрации в отрасли и почти не используют показатели монопольной власти. Как вы думаете, почему происходит именно так и с чем это связано?

Задача 21. Дайте определение естественной монополии. Покажите, как существование естественной монополии взаимосвязано с видом кривой ее издержек. Покажите графически к каким негативным последствиям может привести установление цены на продукцию естественного монополиста на неоправданно низком уровне.

Задача 22. Пусть монополист проводит ценовую дискриминацию третьей степени на двух сегментах рынка. В терминах эластичности спроса показать, что ценовая дискриминация невозможна при одинаковой эластичности спроса на разных сегментах рынка. Какие необходимые условия для проведения ценовой дискриминации потребителей Вы можете назвать?

Задача 23. Пусть в деревне живут всего 200 жителей. В деревне две пекарни. Около пекарни - 1 живут непосредственно 40 жителей, остальные 160 живут возле пекарни - 2. Транспортные издержки на переезд от одной пекарни до другой составляют 1 руб. (в оба конца). Каждый житель деревни готов заплатить не боле 10 руб. за булку хлеба. Издержки пекарен по выпечкебулки хлеба равны 5 руб. Обе пекарни имеют положительную долю рынка. Пекарни конкурируют в ценах.

а) Найдите кривые спроса на хлеб, с которыми сталкиваются обе пекарни.

б) Дайте интерпретацию понятию «транспортные издержки» и объясните, как воздействуют они на дифференциацию продукта, если они нулевые. Какие бы стали цены в обеих пекарнях при отсутствии транспортных издержек и нулевых издержках производства?

Задача 24. На рынке автомобилей попадаются хорошие и плохие. Пусть продавцы и покупатели все нейтральны к риску, и имеют следующую резервационную цену, описывающую ценность соответствующих машин для них.

Резервационная цена Покупатель Продавец
Хороший автомобиль 100 000 руб. 80 000 руб.
Плохой автомобиль 50 000 руб. 40 000 руб.

Предложение автомобилей совершенно неэластично, тогда как спрос совершенно эластичен. Пусть только продавцы знают качество автомобилей (q – доля хороших автомобилей). Найдите критическое значение q* такое, что если q<q*, рынок хороших автомобилей исчезнет.

Задача 25. На рынке действует доминирующая большая фирма, которая определяет общий уровень цены товара для всех продавцов. Рыночный спрос описывается уравнением: D(p)=500-p.

Число прочих, мелких фирм, строго фиксировано и равно n=10.

Функция издержек мелкой фирмы: Cм(qм)=100qм+5qм2.

Функция издержек доминирующей фирмы: Cд(Qд)=50Qд+3Qд2.

а) выведите кривую предложения для мелкой фирмы: Sм(p);

б) определите, какова будет установлена цена товара на рынке доминирующей фирмой, какой объем товара продаст она, а какой каждая мелкая фирма в равновесии.

Задача 26. Пусть фирма, действующая в совершенно конкурентной отрасли, стала обладателем патента на новую технологию производства, которая дает ей снижение кривой средних издержек вниз, что позволяет фирме, не смотря на то, что она по-прежнему имеет цену на товар, определяемую рынком, зарабатывать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

а) Если рыночная цена на товар равна 20, а кривая предельных издержек фирмы описывается уравнением MCf=0.4q. Сколько единиц товара будет произведено фирмой?

б) Пусть органы власти обнаружили, что новая технология загрязняет атмосферу, и установили, что предельные издержки общества от производства фирмы описываются уравнением MCs=0.5q. Если цена на товар по-прежнему равна 20, то каков будет общественно оптимальный уровень производства фирмы? Каким налогом должны обложить органы власти производство товара фирмой, чтобы достичь этого оптимального уровня производства?

с) Представьте ваши ответы теперь и в графическом виде.

Задача 27. Монополия сталкивается на рынке с потребителями двух типов. Всего потребителей каждого типа по 100. Каждый потребитель может потребить максимум две единицы товара. Потребитель первого типа имеет излишек в 10 руб, если потребляет 1 единицу товара, и 18 руб., если две. Потребитель второго типа имеет излишек в 12 руб, если потребляет 1 единицу товара, и 20 руб., если две. Пусть предельные издержки на производство товара постоянны и равны 1. Монополист не имеет никакой информации о типе отдельно взятого потребителя, но хочет применить ценовую дискриминацию второго типа для потребителей, используя двухуровневый тариф в виде T(q)=A+qp, где Т – общие затраты потребителя на приобретение q единиц товара.

а) рассчитайте величины A и q для оптимального двухуровневого тарифа. Каков при этом уровень чистого общественного благосостояния?

б) существует ли в данной игре нелинейная тарифная схема, которая гарантирует монополисту более высокий уровень прибыли?

 

При подготовке к зачету студент вправе привлекать любую литературу, помимо рекомендованной.

 

Литература

Основная

1. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем. – М.: Бином, 2010.

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рын-ков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010.

3. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. А. Слуцкого – Спб.: Экономическая школа, 2003

4. Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. I: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.

5. Джуха В.М. Курицын А.В. Штапова И.С. – М.: Издательство «Феникс», 2010

6. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003.

7. Касич С.П. Экономические приложения теории игр в задачах и упражнениях по курсу «Теория отраслевых рынков»: Учеб. пособие / Под ред. Гильмундинова В.М. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.

8. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – СПб.: изд-во СПбГПУ, 2008

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: Норма, 2010

10. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник – СПб.: Экономика, 2009

11. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник – М.: Инфра-М, 2010.

 

Дополнительная

 

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 2008.

2. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыноч-ный механизм // THESIS, 1994, вып. 5

3. Басовский Л.Е. Экономика отрасли. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2009

4. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2000.

5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. ― М.: Норма, 2006.

6. Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. ― М.: Экономика, 1995.

7. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. ― М., 1990.

8. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: Норма 2010.

9. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма, рынок и право. ― М.: Дело, 1993.

10. Микроэкономика / Под ред. Гальперина В.М. – М.: Омега-Л, 2008.

11. Мэнкью Н. Грегори Принципы микроэкономики – СПб.: Питер, 2008

12. Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности. // THESIS, 1994, вып. 5

13. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие. ― М.: ВШЭ, 2009.

14. Самуэльсон Пол Э. Микроэкономика. – М.: Вильямс ИД, 2008.

15. Сафрончук М. В. Микроэкономика. Курс лекций. - М.: Эксмо, 2007.

16. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009

17. Тарасевич Л.С. и др. Микроэкономика. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

18. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. ― Спб.: Экономическая школа, 2007.

19. Тюрина А.Д. Микроэкономика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

20. Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

21. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. ― СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.

22. Хмелевская Н. Г. Международные отраслевые организации. Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2009

23. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.,1996.

24. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. – М.: Инфра-М, 2008.

25. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. – М.: ЕАОИ, 2008.

26. Вурос А., Розанова Н.. Экономика отраслевых рынков. ― М: ТЭИС, 2000.

27. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб. Экономическая школа. 1999

28. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2000

29. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ― М.: Инфра-М, 1997.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Курс является обязательной дисциплиной для студентов специальности «Национальная экономика». Он предусматривает последовательное изучение микро- и макроэкономики, экономики фирмы, маркетинга, менеджмента, математических методов в экономике, теории игр и др.

Основной частью всего курса лекций должны быть математические модели исследования и прогнозирования национальной экономики. Теоретический материал должен сопровождаться конкретными экономическими примерами, кроме того, должны строиться графики, для наглядности восприятия информации студентами.

Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты.

 

Образец текста лекций

Современная теория фирмы

Теория фирмы является одной из богатейших и наиболее динамично развивающихся областей современной экономической теории. Современная теория фирмы исследует не только внутренние и внешние аспекты функционирования и существования фирмы в различных условиях, но также затрагивает и институциональные вопросы эффективности экономики.

Наиболее известными современными исследователями в рамках теории фирмы являются Милгром и Робертс (1988), Харт (1989), Холмстром и Тироль (1989).

Основные проблемы, рассматриваемые в теории фирмы, поднимались уже в первой половине XX века (например, Найт Ф. (1921), Коуз Р. (1937)).

Проблема существования фирмы была поднята Коузом, указавшим на то, что классическая экономическая теория не дает никаких причин для существования фирмы. Для обоснования существования фирмы Коуз обратился к предложенной им теории трансакционных издержек, минимизация которых выражалась во внутрифирменной организации. Коуз также подверг критике классическое утверждение, что структура фирмы определяется используемыми технологиями.

В 1960-х гг. в экономических исследованиях получила широкое развитие проблема «собственник-управляющий» (Principal-Agent Problem), состоящая в наличии конфликта интересов собственников фирмы и ее управляющих, поднятая еще в исследованиях Берле и Минса (1933). В этот же период появились исследования, касающиеся ограниченной рациональности экономических субъектов, что рассматривалось в качестве одной из причин существования фирм (Саймон, Марч (1958), а позже Куверт, Марч (1963)).

В качестве самостоятельного раздела экономической теории теория фирмы сформировалась в 1970-х гг. (исследования Уильямсона (1971, 1975), Алчеана и Демсица (1972), Росса (1973), Эрроу (1974), Дженсена и Меклинга (1976) и Нельсона и Уинтера (1982)).

В настоящее время в теории фирмы можно выделить три основных направления:

1) неоклассическая концепция фирмы;

2) контрактная (институциональная) концепция фирмы;

3) стратегическая концепция фирмы.

Альтернативные цели фирмы

Классической целью фирмы является максимизация прибыли, получаемой фирмой. Однако на практике максимизация прибыли не всегда я<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.187.240 (0.017 с.)