Проблема взаимосвязи функций и задач государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимосвязи функций и задач государства



на отдельных этапах его существования решается самостоятельно применительно как к внутренним, так и к внешним функциям, ибо исторические причины их возникновения — порождение соответственно внутренних объективных законов развития государства и внешних условий.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаковые функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и особенно в методах реализации, могут быть самыми различными. Не следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно отличные от функций других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций. Представляется, что появляются новые функции, однако большая часть уже существующих функций трансформируется и наполняется иным содержанием, что можно проследить на эволюции российского государства.

Уже в процессе становления и развития государства диктатуры пролетариата формируется система как внутренних, так и внешних функций, последовательность появления которых обусловлена целями и задачами, решаемыми данным государством. Его целью было обеспечение завоеваний революции, завершение переходного периода от капитализма к социализму, поэтому внутренние задачи заключались в следующем.

Национализация земли, фабрик, заводов, банков обеспечивала переход в руки народа основных средств производства и создавала необходимые предпосылки для утверждения и развития общественной собственности, организации плановой системы хозяйства.

Индустриализация позволяла вывести страну на передовые научно- технические позиции, превратить ее в могучее промышленное государство.

Кооперация давала возможность использовать преимущества коллективного труда, развивать общий интерес на основе учета индивидуального (частного) интереса. К сожалению, во многом кооперация была заменена на коллективизацию, что привело к глубоким и не всегда положительным изменениям в системе экономических отношений, во всем укладе жизни села, хотя идея была прогрессивной и демократической — укрепить союз рабочего класса и крестьянства.

 

. 21. Эволюция внутренних функций российского государства на современном этапе

 

Эволюцию функций современного Российского государства можно наглядно показать, сравнив их с основными направлениями деятельности государства на этапе диктатуры пролетариата.

В недалеком прошлом выделялись следующие четыре внутренние функции Советского государства: хозяйственно-организаторская, регулирования меры труда и потребления, культурно-воспитательная и охраны правопорядка. В период диктатуры пролетариата в качестве самостоятельной существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов. Объявлялся ее временный и преходящий характер. Продолжительность ее выполнения стави­лась в зависимости от особенностей развития классовой борьбы в стране. Од­нако с уничтожением эксплуататорских классов эта временная функция была приспособлена к нуждам тоталитарного режима для борьбы с любы­ми антисоциалистическими группами, для их уничтожения, превратившись в постоянную функцию террора и репрессий в отношении собственного народа.

Раскрывая содержание перечисленных выше внутренних функций, важно подчеркнуть, что ключевым моментом их наполненности было представление о государстве как о главном орудии социалистического строительства, которое осуществляет всестороннее централизованное руководство всеми сторонами жизни общества, является собственником основных средств производства, и на этом основании интересы государства имеют приоритет перед любыми общественными и личными интересами и потребностями.

Исходя из сказанного, главное содержание хозяйственно-оранизаторской функ­ции составляло строго централизованное, монопольное государственное руко­водство экономикой, планированием, организацией и регулированием произ­водства в масштабах всей страны.

К хозяйственно-организаторской примыкала функция регулирования меры труды и потребления. Ее главное назначение — организация и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве и распределением предметов потребления (зарплата, фонды общественного потребления и т.д.), а также регулирование торгового и бытового обслуживания населения.

Культурно-воспитательная функция была призвана решать задачи государства в идеологической сфере. В условиях существования единой госу­дарственной идеологии эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием литературы и искусства, физической культуры и спорта. Задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведение граждан обусловила принятие Советским государством на себя обязанности проводить воспитательную работу среди населения.

Что касается функции охраны правопорядка, то ее содержание было ориен­тировано главным образом на охрану социалистического общественного строя, социалистической собственности, на укрепление государства. Охрана же прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государ­ства подчиненное по сравнению с государственными интересами положе­ние.

К внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы со­циализма; борьба за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами. Уже в названиях этих функций раскрываются их классовая направленность и содержание, поэтому нет необходимости в подробном их освещении.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждением демократической госу­дарственности происходит эволюция как внутренних, так и внешних функций Российского государства.

По мнению Ю.Л. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии совре­менных функций государства являются саморегулирование, начала самоорга­низации самодеятельности. Государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом регулирование некоторых общественных процессов государство осуществляет жесткими императивными мерами, например налоговой политикой, установлением правил конкуренции, ответственности за нарушение экологической безопасности населения и др. В других же сферах используются более мягкие средства, например поддержка развития науки, культуры и т.д. Иначе говоря, теперь нет, как на предыдущих этапах, прямого монопольного вмешательства государства во все сферы жизни общества, подчинения ее своей воле, волюнтаристской регламентации общест­венных отношений.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что совре­менному Российскому государству присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику; внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Касаясь функции обеспечения народовластия, надо отметить, что теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государст­венных органов, через которые осуществляется функция народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществление народом своей власти непо­средственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, предста­вительные органы сосредоточивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функции публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание функции обеспечения народовластия составляют:

реализация волеизъявления народа в форме законодательства (право­творчества);

обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней; определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Экономическая функция современного государства существенно отличается от хозяйственно-организаторской. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства здесь имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:

а) выработке экономической политики;

б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государст­венную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию государственными средствами предпринимательства и свобод­ного труда, обеспечению равноправия всех форм собственности, правовой за­щите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросо­вестной конкуренции, охране прав потребителя и др.

г) регулированию внешнеэкономических отношений государства.

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономическая реформа, которая в настоящее время реализуется в нашей стране, не может быть результативной без активного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда — большой массив законо­дательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например приватизация жилого фонда, государственной и муни­ципальной собственности, земельная реформа и т.д.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции яв­ляется осуществление социальной защиты тех, кто нуждается е государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало госу­дарства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

В Российской Федерации принят ряд важных законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например Закон о занятости населения в РСФСР от 19 апреля 1991г., Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991г., Закон о повышении государственных пенсий в Российской Федерации от 21 октября 1992 г., постановление Верховного Совета РФ «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, про­живающим на территории Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и др.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, а также учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь не допустимо.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности, в Законе РФ об образовании от 10 июля 1992 г.; в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья — в Законе о медицинском страховании граждан в РСФСР от 28 июня 1991 г.; в области культуры — в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. и др.

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда эколо­гических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства, государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, при­нимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спа­сательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и предоставляет компенсации при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан. В России действует 3акон об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г., которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

Важная функция государства — налогообложение и взимание налогов. Она обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992 г. они составляют 96,6%, в том числе налог на прибыль (52,7%), подоходный налог с физических лиц (17,3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров — 6,8%) и налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные источники доходов установлены в республиканском бюджете России на 1992 г.

Принят также Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1992 г., где регламентируется права, обязанности и ответст­венность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Создана централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обес­печения законности и правопорядка.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод — главной обязанностью государства.

Конституция России закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судебных инстанциях.

Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, и прежде всего органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что инте­грация России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее официальная позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека — сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права; установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыноч­ным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко­номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок това­ров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются опреде­ленное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы, как Закон о собственности, Патентный закон, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности и др. Однако до сих пор не урегулирован законодательным путем вопрос об охране коммерческой тайны как надежной защите права собственности.

С 1 сентября 1991 г. вступил в силу Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а также управленческого опыта.

Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предостав­ляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей; а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах. Например, для иностранных инвесторов в этих зонах действуют упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.

В настоящее время широкое распространение получили совместные предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалис­тических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения между­народных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвра­щении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие — укрепляется международная безопасность. Это позволяет значи­тельно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

В России принят специальный Закон об обороне от 24 сентябре 1992 г., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейший функций государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохра­нению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного ору­жия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими госу­дарствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией и Азербайджаном — яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем появилась в постконфронтационный период отношений между различными странами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для: а) предупреждения промышленных аварий; б) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; в) снижения серьезных последствий катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из тан­керов и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами и др. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов привели к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных стран в области энергетики и ископаемого топлива.

Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах сохранения и защиты благоприятного глобального климата как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также через соответствующие международные организации.

Таким образом, сотрудничество России с другими государствами на между­народной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Высказанные в настоящей статье соображения о функциях Российского государства в современный период могут быть отнесены ко всем постсоциалистическим странам с учетом, однако, национальных, исторических и иных традиций и специфики каждой из них.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.016 с.)