Понятие и классификация законов. Верховенство закона в системе нормативно-правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация законов. Верховенство закона в системе нормативно-правовых актов.



 

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сферам действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объему регулирования (общие и специальные).

Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

закон содержит нормы исходного, первичного характера;

закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

3. Подзаконные нормативные акты:

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

по вопросам собственной компетенции.

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

и) нормативные акты общественных организаций;

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.012 с.)