Классификация экологических правонарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация экологических правонарушений



По предмету посягательства:

• нарушающие право собственности, владения, пользования природными ресурсами;

• противоречащие экологическим требованиям охраны природной среды;

• препятствующие нормальной хозяйственной эксплуатации природных ресурсов (уничтожение межевых знаков, повреждение гидротехнических сооружений и г.д.).

По объектам охраны:

земельные,

водные,

лесные и т.д.

В зависимости от применяемых мер ответственности:

уголовные (преступления),

административные правонарушения,

дисциплинарные проступки.

В зависимости от степени опасности:

экологические преступления и

экологические проступки.

По способу причинения вреда:

загрязнение природной среды;

нерациональное использование природных ресурсов;

порча, повреждение, уничтожение природных объектов;

истощение;

разрушение природной среды, ее экологических связей;

несоблюдение требований экологической безопасности.

Виды эколого-правовой ответственности.

Ст. 99 «Закона Об ООС» предусматривает, что нарушение законодательства об ООС влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, и выполнения мероприятий по ее охране.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении ими трудовых обязанностей.

Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, локальными нормативными правовыми актами (ПВТР, уставы и положения), трудовыми соглашениями (контрактами).

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо меры дисциплинарного взыскания: замечания, выговора, увольнения.

Административная ответственность за экологические правонарушения установлена КоАП РБ 21.04.2003 г. (с учетом изм. 2007 г.).

Гл. 15 КоАП РБ «Административные правонарушения против экологической безопасности, ОС и порядка природопользования»:

ст.ст. 15.1 – 15.37; 15.48 – 15.63

Гл. 10 КоАП РБ:

ст. 10.1 – 10.4 – нарушение права гос. собственности на недра, воды, леса, животный мир.

Гл. 23 КоАП РБ:

ст. 23.41 – за самовольное занятие земельного участка.

Субъекты:

-ФЛ

-ЮЛ

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

- предупреждение,

- штраф,

- конфискация орудия совершения правонарушения;

- лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами).

УО. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях.

Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

В новом УК содержание глав 17, 26 (ст. ст. 263 – 283), 33 «Преступления против экологической безопасности и природной среды», как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в гл. 37 ТК.

ГПО – основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложенных на него имущественных обязанностей.

По общему правилу, привлечение граждан к АО и УО не освобождает нарушителя от возмещения ущерба, причиненного его противоправными действиями.

Правила возмещения ущерба определены ст. 14, 15 ГК РБ.

 

В силу природных особенностей объектов окружающей природной среды ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Существуют специальные виды ответственности: земельно-правовая, водно-правовая и т. д. (ст. 60 КоЗ: принудительное изъятие земельного участка как особая санкция земельно-правовой ответственности)

Специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в стране в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования.

Земля как объект использования и охраны.

Правовое регулирование:

1) Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.).

2) Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26.11.1992 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 02.07.2009 г.).

3) Кодекс Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.11.2008).

4) Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»;

5) Указ Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 г. № 130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»;

6) Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ»;

7) Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2007 г. № 386.

8) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 г. № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».

Термин «земля» употребляется в значениях: поверхность, почва, грунт, местность, территория, объект собственности, недвижимости, составная часть окружающей среды, планета, космический объект, часть мирового пространства (объект международного космического права).

Земля – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности (ст. 1 КоЗ).

Как природный объект земля выполняет функции:

• Экологическую (жизнеобеспечительная функция);

• Экономическую (средство производства в сельском и лесном хозяйстве);

• культурно-оздоровительную (базис для размещения оздоровительных и культурных учреждений, природных комплексов).

По основному целевому назначению выделяют следующие категории земель:

Статья 6. Категории земель

Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников. К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.

К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

 

ПАМЯТКА Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель (ст. 2 КоЗ). Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь (ст. 2 ВК). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 2 ЛК).  

 

Виды прав на землю.

1) право собственности – ст. 12 КоЗ;

2) право пожизненного наследуемого владения – ст. 14 КоЗ;

3) право постоянного пользования – ст. 15 КоЗ;

4) право временного пользования– ст. 16 КоЗ;

5) право аренды – ст. 17 КоЗ;

6) право ограниченного пользования соседним земельным участком (земельный сервитут)– ст. ст. 19, 45 КоЗ;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.024 с.)