Тема 7. Экономический механизм охраны окружающей среды – 2 ч



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Экономический механизм охраны окружающей среды – 2 ч



1. Понятие, цели, задачи, структура экономического механизма охраны окружающей среды.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

3. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды.

4. Экологическое страхование.

 

ЗАДАЧА 1

Индивидуальный предприниматель В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, для чего использует две автомашины. При осуществлении данного вида деятельности оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выхлопных газов, шума двигателя. Однако В. не вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду.

После пропуска сроков внесения платежей в двух календарных кварталах текущего года, региональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на него был наложен штраф в размере 3000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении ему административного наказания. В заявлении он подчеркнул, что не знал об обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении перевозок пассажиров на автомобильном транспорте. Кроме того, В. полагает, что он не является субъектом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Кто является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Какое решение должен принять арбитражный суд? Подготовьте обоснованный ответ на доводы заявителя.

 

Нормативные правовые акты:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Судебная практика:

Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"»

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 апреля 2009 г. № Ф03-1520/2009.

Решение арбитражного суда Приморского края от 11 февраля 2008 г. № №А51-843/2009.

ЗАДАЧА 2

Московское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства (ФГУ "Мосрыбвод) по договору передало Солнечногорскому отделению Российского общества охотников и рыболовов полномочия по установлению платы за лов рыбы, осуществлению государственного контроля по охране и воспроизводству рыбных запасов. Указанный договор опубликован не был.

В частности, договором предусмотрено, что общественные инспектора Российского общества охотников и рыболовов имеют право привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил рыболовства, задерживать плавсредства и разрешенные для применения орудия лова до уплаты штрафа за нарушения правил рыболовства, изымать запрещенные орудия лова, изымать рыбу, выловленную с нарушением правил рыболовства.

Так, на Истринском водохранилище общественными инспекторами с рыболовов взимается плата за лов рыбы путем выдачи путевок на рыболовство под угрозой взыскания штрафа за незаконный лов рыбы.

Соответствует ли договор требованиям закона?

Имеет ли право ФГУ «Мосрыбвод» передавать полномочия по установлению платы за лов рыбы, по осуществлению государственного контроля по охране и воспроизводству рыбных запасов по договору Солнечногорскому отделению Российского общества охотников и рыболовов?

Правомерны ли действия общественных инспекторов?

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству».

Приказ Росрыболовства от 23 сентября 2008 г. № 195 «Об утверждении Устава федерального государственного учреждения "Московское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов"».

 

ЗАДАЧА 3

Органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде понижения размеров платы или освобождения от ее уплаты отдельных категорий плательщиков. Данные льготы были предусмотрены, в частности, для бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации.

Какие полномочия по вопросам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации?

Предусмотрены ли действующим законодательством льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду?

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Судебная практика:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного Суда Республики Татарстан».

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2008 г. № 15-Г08-8.

 

ЗАДАЧА 4

По результатам проверки ФГУП "Электрохимический завод" органами налогового контроля было выявлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль в связи с неправомерным включением в расходы, учитываемые при определении налоговой базы, сумм платежей за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Налогоплательщику (ФГУП) было предложено доплатить 1089756 руб. налога на прибыль. Не согласившись с названным требованием, ФГУП обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

По мнению представителя ФГУП, из анализа норм статей 254 (п. 1, пп. 7) и 270 (п. 4) части второй Налогового кодекса РФ следует, что платежи за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты могут быть отнесены к расходам, учитываем при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В силу этого у налогового органа не было оснований для доначисления налога на прибыль.

Является ли обоснованной позиция налогоплательщика?

Чем отличается порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляемое в пределах допустимых нормативов и в пределах временно согласованных нормативов (лимитов)?

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Судебная практика:

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 ноября 2004 г. по делу № А33-10839/04-С3-Ф02-4631/04-С1.

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2005 г. по делу № А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1.

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 декабря 2004 г. по делу № А33-7372/04-С3-Ф02-5006/04-С1.

 

ЗАДАЧА 5

Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" (далее – ОАО) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным требования Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан о взыскании 33 841 тыс. руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В заявлении отмечена необоснованность начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сброс загрязняющих веществ в водный объект) на основании «Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ», утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г. По мнению заявителя, такой вид негативного воздействия на окружающую среду (неорганизованный сброс загрязняющих веществ) вообще не предусмотрен действующим законодательством, в силу чего не должна взиматься и плата за его осуществление.

Содержит ли действующее законодательство определение понятия «сброс загрязняющих веществ в водный объект», «неорганизованный сброс загрязняющих веществ»?

Обоснуйте свою позицию по вопросу о правомерности взимания платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ. Утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29 декабря 1998 г.

Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2006 г. № 04-09/626.

Судебная практика:

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 декабря 2007 г. № 17333/07.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2008 г. по делу № А65-8113/2007-СА-46.

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 3 июня 2008 г. по делу № А65-30407/2007-СА1-56.

 

ЗАДАЧА 6

Предприятию «ЗАО МС-Микро», осуществляющему производство микроэлектродвигателей, областным Комитетом по охране окружающей среды было выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

В качестве стационарных источников загрязнения в разрешении указаны: металлообрабатывающие станки, участок сборки, испытательный стенд, гараж и проч. Все перечисленные в разрешении объекты (за исключением гаража) расположены в производственном помещении, не оборудованном специальными установками по очистке газа. Санитарно-гигиенические нормативы и требования безопасности труда предприятием соблюдаются, что подтверждается актами соответствующих проверок.

На основании разрешения Комитетом по охране окружающей среды предприятию была начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов).

Соблюдены ли в рассматриваемом случае требования действующего законодательства о порядке взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух)?

Имеются ли в законодательстве определения таких понятий как «загрязнение атмосферного воздуха», «стационарный источник загрязнения атмосферного воздуха»?

Каковы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

 

ЗАДАЧА 7

Предприятие ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства), расположенное на территории Московской области, обратилось с Арбитражный суд с иском к воинской части о возмещении убытков, возникших в связи с нарушением последней условий договора об оказании услуг по отведению сточных вод. В договоре были указаны установленные для абонента (воинской части) нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ (ПДС). При этом абоненту была предоставлена льгота в виде полного освобождения от платы за сбросы загрязняющих веществ. Убытки у предприятия ВКХ возникли в связи с систематическим превышением абонентом установленных для него ПДС и необходимостью дополнительных затрат по доочистке сточных вод. Обоснование и расчет суммы убытков были приложены к исковому заявлению.

Является ли воинская часть плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сбросы загрязняющих веществ в водный объект)?

В каких случаях может быть предоставлена льгота в виде полного освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

 


Занятие 9



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.008 с.)