Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Правовая охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности в хозяйственной и других сферах деятельности – 2 чСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Правовая охрана окружающей среды в промышленности 2. Правовая охрана окружающей среды в энергетике и связи 3. Правовая охрана окружающей среды на транспорте
ЗАДАЧА 1 На лесном участке находится воздушная линия электропередачи (ЛЭП). Организация, в собственности которой находится указанный объект электросетевого хозяйства, в установленном порядке определила границы охранной зоны ЛЭП. В дальнейшем в деятельности организации возникла необходимость точного установления комплекса прав и обязанностей, связанных с обеспечением безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения ЛЭП, а также с выполнением требований в области охраны окружающей среды. Организация обратилась за разъяснением к юристу. В чем состоят требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов энергетики? Какие особенности выполнения данных требований предусмотрены в законодательстве для эксплуатации линий электропередачи? Каковы цели установления охранных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий? Какие еще зоны включаются в понятие «зоны с особыми условиями использования территорий»? В чем заключаются особенности их правового режима?
Нормативные правовые акты: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160. Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 г. № 28 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов».
ЗАДАЧА 2 В ходе проведенной проверки деятельности ОАО «Химический комбинат» (далее - Общество) было выяснено, что в ходе производственной деятельности общества образуются отходы 4 класса опасности. При этом Общество осуществляет свою деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, было выяснено, что Обществом не соблюдается предусмотренная проектом технология обезвреживания и безопасного размещения отходов. В связи с выявленными нарушениями территориальный орган Ростехнадзора обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором потребовал взыскать с Общества плату за сверхлимитное размещение отходов. Общество посчитало предъявленные требования необоснованными. Оно указало, что им ежегодно предоставляется в орган по охране окружающей среды расчет платы за размещение отходов, рассчитанной на основе Нормативов определения платы за размещение отходов производства и потребления. Каких-либо возражений относительно предоставляемых расчетов обществу не заявлялось. Таким образом, по мнению Общества, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение фактически согласованы. Можно ли считать согласованными нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов? Есть ли основания для взыскания с Общества дополнительной платы за негативное воздействие на окружающую среду? Если ли основания для привлечения Общества к административной ответственности? Нормативные правовые акты: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия». Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26 января 1993 г.). Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утв. Госкомэкологией РФ 6 сентября 1999 г.). ЗАДАЧА 3 Прокуратура провела плановую проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности предприятиями топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения. Так, ОАО «Стройнефтегаз» осуществляло работы по добыче нефти на одном из предоставленных ему участков без заключения государственной экспертизы проектной документации, а на другом участке – без разрешения на строительство производственного объекта. На территории другого нефтяного месторождения произошла утечка 4 тонн нефти из нефтепровода, эксплуатируемого ОАО «Севернефтегаз», в результате чего был уничтожен почвенный слой на площади 0,8 гектара. Представители нефтедобывающей компании «Факел» своевременно не сообщили о произошедшем аварийном разливе нефти и не приняли меры по оперативной ликвидации последствий разлива. В результате нефтепродуктами были загрязнены большие участки водных объектов и земель лесного фонда. ОАО «Теплоэнергосети» допускало нарушения норм и требований законодательства при эксплуатации газовых котельных: технологические схемы газопроводов своевременно не обновлялись, текущий ремонт газового оборудования не проводился, отсутствовала программа производственного экологического контроля. В результате прорыва канализационного коллектора, принадлежащего ООО «Городская энергетическая компания», неочищенные сточные воды попали в реку на территории государственного природного заказника. Как показала проверка, причиной аварии явилось несоблюдение правил технической эксплуатации систем и сооружений, а также нарушение сроков технических осмотров внутреннего состояния коллектора. Организации, эксплуатирующие автозаправочные станции, не представляли в контролирующие органы статистические отчеты о деятельности в области обращения с отходами производства и охраны атмосферного воздуха, не вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду. Многие АЗС функционируют без соответствующих разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, проектов нормативов образования отходов производства и лимитов на их размещение, а также без проектов организации санитарно-защитных зон. ООО «Топливо» при эксплуатации резервуаров и сливо-наливных устройств АЗС не имело плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Территориальные управления Роснедр и Ростехнадзора не располагали полной информацией о действующих, законсервированных и ликвидированных нефтегазовых скважинах, стоящих на балансе нефтегазодобывающих предприятий. Территориальное управление Роспотребнадзора за последние два года не провело ни одной проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС. Назовите основные требования к экологической и промышленной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Положения каких нормативных актов в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности были нарушены? Какие виды ответственности могут наступить для названных предприятий ТЭК? Какие меры прокурорского реагирования могут быть применены? Какие органы государственной власти обладают специальной компетенцией в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды в топливно-энергетическом комплексе? Как определяется вред природным объектам от нефтяных загрязнений?
Нормативные правовые акты: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды». Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства от 24 ноября 1998 г. № 1371. Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404. Технический регламент о безопасности машин и оборудования. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Утвержден Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 10 ноября 1993 г. // СПС КонсультантПлюс. Положение о порядке осуществления государственного контроля за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации. Утверждено Министерством топлива и энергетики 19 июля 1995 г. (Зарегистрировано в Минюсте 11 сентября 1995 г. № 945) // БНА ФОИВ. 1995. № 12. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. Утверждена Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. // СПС КонсультантПлюс. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 октября 2000г. № 378 «Об усилении государственного контроля за деятельностью предприятий ТЭК». Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Утверждена Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 г. № 22 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2002 г. № 3759) // БНА ФОИВ. 2002. № 40. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А «Об утверждении общих Правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2002 г. № 3968) // БНА ФОИВ. 2002. № 50. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2003 г. № 4516) // БНА ФОИВ. 2003. № 29. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Утверждена Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2009 г. № 1398)
ЗАДАЧА 4 На реке Волга затонуло судно, вследствие повреждения корпуса произошел разлив нефти. Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц к владельцу судна о возложении обязанности поднять и удалить из реки Волга затонувшее судно, а также возместить вред окружающей среде. Владелец судна заявил, что затонувшее судно, не создает угрозу безопасности судоходства, и он не располагает необходимыми материальными средствами для поднятия судна со дна реки. Какие требования охраны окружающей среды установлены при транспортировке водным транспортом нефти и нефтепродуктов? Какие предусмотрены меры по предупреждению разливов нефти при ее транспортировке? В каком порядке подлежит возмещению вред, причиненный водному объекту в результате разлива нефти? Нормативные правовые акты: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Приказ Генерального прокурора РФ от 21 ноября 2007 г. «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах». Приказ Минприроды РФ от 13 апреля 2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».
ЗАДАЧА 5 В результате прорыва дамбы очистных сооружений комбината «Химволокно» неочищенными сточными водами были затоплены земли фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Сточные воды попали в близлежащую реку, что привело к уничтожению водных биоресурсов на расстоянии двух километров по течению реки. При расследовании происшествия было установлено, что причиной произошедшей аварии явилось нарушение правил эксплуатации и ремонта очистных сооружений, отсутствие контроля за их работой, отсутствие на комбинате лиц, ответственных за охрану окружающей среды. Какие нарушения законодательства имеются в действиях комбината? Определите виды юридической ответственности и субъектов ответственности. Нормативные правовые акты: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
ЗАДАЧА 6 Федеральным агентством лесного хозяйства был предъявлен иск в арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного гибелью лесной растительности на площади около двух тысяч гектаров. По мнению истца, вред был причинен в результате загрязнения леса сточными водами металлургического комбината. Администрация металлургического комбината возражала против заявленных требований, утверждая, что загрязнение леса происходит по вине организаций, спроектировавших и построивших очистные сооружения, которые были введены в эксплуатацию одновременно с комбинатом. Решите дело. Нормативные правовые акты: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Лесной кодекс Российской Федерации 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283.
Занятие 14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.009 с.) |