Тема 10. Правовая охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности в хозяйственной и других сферах деятельности – 2 ч



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Правовая охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности в хозяйственной и других сферах деятельности – 2 ч



1. Правовая охрана окружающей среды в промышленности

2. Правовая охрана окружающей среды в энергетике и связи

3. Правовая охрана окружающей среды на транспорте

 

ЗАДАЧА 1

На лесном участке находится воздушная линия электропередачи (ЛЭП). Организация, в собственности которой находится указанный объект электросетевого хозяйства, в установленном порядке определила границы охранной зоны ЛЭП. В дальнейшем в деятельности организации возникла необходимость точного установления комплекса прав и обязанностей, связанных с обеспечением безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения ЛЭП, а также с выполнением требований в области охраны окружающей среды. Организация обратилась за разъяснением к юристу.

В чем состоят требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов энергетики?

Какие особенности выполнения данных требований предусмотрены в законодательстве для эксплуатации линий электропередачи?

Каковы цели установления охранных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий? Какие еще зоны включаются в понятие «зоны с особыми условиями использования территорий»? В чем заключаются особенности их правового режима?

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160.

Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 г. № 28 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов».

 

ЗАДАЧА 2

В ходе проведенной проверки деятельности ОАО «Химический комбинат» (далее - Общество) было выяснено, что в ходе производственной деятельности общества образуются отходы 4 класса опасности. При этом Общество осуществляет свою деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, было выяснено, что Обществом не соблюдается предусмотренная проектом технология обезвреживания и безопасного размещения отходов. В связи с выявленными нарушениями территориальный орган Ростехнадзора обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором потребовал взыскать с Общества плату за сверхлимитное размещение отходов.

Общество посчитало предъявленные требования необоснованными. Оно указало, что им ежегодно предоставляется в орган по охране окружающей среды расчет платы за размещение отходов, рассчитанной на основе Нормативов определения платы за размещение отходов производства и потребления. Каких-либо возражений относительно предоставляемых расчетов обществу не заявлялось. Таким образом, по мнению Общества, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение фактически согласованы.

Можно ли считать согласованными нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов? Есть ли основания для взыскания с Общества дополнительной платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Если ли основания для привлечения Общества к административной ответственности?

Нормативные правовые акты:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия».

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26 января 1993 г.).

Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утв. Госкомэкологией РФ 6 сентября 1999 г.).

ЗАДАЧА 3

Прокуратура провела плановую проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности предприятиями топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения.

Так, ОАО «Стройнефтегаз» осуществляло работы по добыче нефти на одном из предоставленных ему участков без заключения государственной экспертизы проектной документации, а на другом участке – без разрешения на строительство производственного объекта.

На территории другого нефтяного месторождения произошла утечка 4 тонн нефти из нефтепровода, эксплуатируемого ОАО «Севернефтегаз», в результате чего был уничтожен почвенный слой на площади 0,8 гектара.

Представители нефтедобывающей компании «Факел» своевременно не сообщили о произошедшем аварийном разливе нефти и не приняли меры по оперативной ликвидации последствий разлива. В результате нефтепродуктами были загрязнены большие участки водных объектов и земель лесного фонда.

ОАО «Теплоэнергосети» допускало нарушения норм и требований законодательства при эксплуатации газовых котельных: технологические схемы газопроводов своевременно не обновлялись, текущий ремонт газового оборудования не проводился, отсутствовала программа производственного экологического контроля.

В результате прорыва канализационного коллектора, принадлежащего ООО «Городская энергетическая компания», неочищенные сточные воды попали в реку на территории государственного природного заказника. Как показала проверка, причиной аварии явилось несоблюдение правил технической эксплуатации систем и сооружений, а также нарушение сроков технических осмотров внутреннего состояния коллектора.

Организации, эксплуатирующие автозаправочные станции, не представляли в контролирующие органы статистические отчеты о деятельности в области обращения с отходами производства и охраны атмосферного воздуха, не вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду. Многие АЗС функционируют без соответствующих разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, проектов нормативов образования отходов производства и лимитов на их размещение, а также без проектов организации санитарно-защитных зон.

ООО «Топливо» при эксплуатации резервуаров и сливо-наливных устройств АЗС не имело плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Территориальные управления Роснедр и Ростехнадзора не располагали полной информацией о действующих, законсервированных и ликвидированных нефтегазовых скважинах, стоящих на балансе нефтегазодобывающих предприятий.

Территориальное управление Роспотребнадзора за последние два года не провело ни одной проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС.

Назовите основные требования к экологической и промышленной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Положения каких нормативных актов в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности были нарушены?

Какие виды ответственности могут наступить для названных предприятий ТЭК?

Какие меры прокурорского реагирования могут быть применены?

Какие органы государственной власти обладают специальной компетенцией в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды в топливно-энергетическом комплексе?

Как определяется вред природным объектам от нефтяных загрязнений?

 

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7 «Об охране окружающей среды».

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Утверждены Постановлением Правительства от 24 ноября 1998 г. № 1371.

Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613.

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240.

Положение о Федеральном агентстве по недропользованию. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400.

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389.

Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145.

Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400.

Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404.

Технический регламент о безопасности машин и оборудования. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Утвержден Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 10 ноября 1993 г. // СПС КонсультантПлюс.

Положение о порядке осуществления государственного контроля за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации. Утверждено Министерством топлива и энергетики 19 июля 1995 г. (Зарегистрировано в Минюсте 11 сентября 1995 г. № 945) // БНА ФОИВ. 1995. № 12.

Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. Утверждена Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. // СПС КонсультантПлюс.

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 октября 2000г. № 378 «Об усилении государственного контроля за деятельностью предприятий ТЭК».

Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов. Утверждена Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2002 г. № 22 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2002 г. № 3759) // БНА ФОИВ. 2002. № 40.

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А «Об утверждении общих Правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2002 г. № 3968) // БНА ФОИВ. 2002. № 50.

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2003 г. № 4516) // БНА ФОИВ. 2003. № 29.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Утверждена Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2009 г. № 1398)

 

ЗАДАЧА 4

На реке Волга затонуло судно, вследствие повреждения корпуса произошел разлив нефти. Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК в интересах неопределенного круга лиц к владельцу судна о возложении обязанности поднять и удалить из реки Волга затонувшее судно, а также возместить вред окружающей среде. Владелец судна заявил, что затонувшее судно, не создает угрозу безопасности судоходства, и он не располагает необходимыми материальными средствами для поднятия судна со дна реки.

Какие требования охраны окружающей среды установлены при транспортировке водным транспортом нефти и нефтепродуктов?

Какие предусмотрены меры по предупреждению разливов нефти при ее транспортировке?

В каком порядке подлежит возмещению вред, причиненный водному объекту в результате разлива нефти?

Нормативные правовые акты:

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Приказ Генерального прокурора РФ от 21 ноября 2007 г. «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах».

Приказ Минприроды РФ от 13 апреля 2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».

 

ЗАДАЧА 5

В результате прорыва дамбы очистных сооружений комбината «Химволокно» неочищенными сточными водами были затоплены земли фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Сточные воды попали в близлежащую реку, что привело к уничтожению водных биоресурсов на расстоянии двух километров по течению реки.

При расследовании происшествия было установлено, что причиной произошедшей аварии явилось нарушение правил эксплуатации и ремонта очистных сооружений, отсутствие контроля за их работой, отсутствие на комбинате лиц, ответственных за охрану окружающей среды.

Какие нарушения законодательства имеются в действиях комбината?

Определите виды юридической ответственности и субъектов ответственности.

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

 

ЗАДАЧА 6

Федеральным агентством лесного хозяйства был предъявлен иск в арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного гибелью лесной растительности на площади около двух тысяч гектаров. По мнению истца, вред был причинен в результате загрязнения леса сточными водами металлургического комбината.

Администрация металлургического комбината возражала против заявленных требований, утверждая, что загрязнение леса происходит по вине организаций, спроектировавших и построивших очистные сооружения, которые были введены в эксплуатацию одновременно с комбинатом.

Решите дело.

Нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Лесной кодекс Российской Федерации 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283.


 

 

Занятие 14



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.013 с.)