Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование микросреды предприятия

Поиск

(внутреннего окружения)

В наиболее общей и широкой постановке вопроса предметом маркетингового анализа являются внутренние возможности предприятия, состояние рынка и всех его субъектов: потребителей, конкурентов, поставщиков и посредников.

Существенное влияние на принятие решений в маркетинге играют снабжение, производство и сбыт. Под контролем и непосредственных рабочих контактах с маркетологами должны быть все службы, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика.

Изучение возможностей предприятия нацелено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон его деятельности и, по существу, связано со сравнительным анализом его ресурсов с реальными и перспективными потребителями.

Анализ обычно осуществляется по материалам отчетности самого предприятия и дополнительным источникам информации: бизнес-справкам, статистическим выборкам, отчетам научных организаций, профессиональным, коммерческим и правительственным публикациям.

Исследование потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам.

Производство:

· объем, структура, темпы производства;

· ассортимент продукции предприятия, степень его обновляемости;

· обеспеченность сырьем и материалами, уровень их запасов и скорость использования;

· степень использования наличия парка оборудования, резервные мощности и технологическая новизна;

· существующая инфраструктура;

· экология производств.

Распределение и сбыт продукции:

· транспортировка продукции, транспортные возможности и оценка расходов;

· хранение товарных запасов, уровень запасов, их размещение и скорость обращения, емкость складских помещений и хранилищ;

· возможность доработки, расфасовки и упаковки товара;

· продажа по отдельным сбытовым территориям, товарам, посредникам, каналам сбыта.

Организация структуры и менеджмент:

· организация и система управления;

· количество и профессиональный состав работников;

· стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда;

· фирменная культура.

Маркетинг:

· исследование рынка, товара, каналов сбыта;

· стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

· нововведения;

· коммуникационные связи и информация;

· маркетинговый бюджет и его исполнение;

· маркетинговые планы и программы.

Финансы:

· финансовая устойчивость и платежеспособность;

· прибыльность и рентабельность (по товарам, посредникам, каналам сбыта);

· собственные и заемные средства и их соотношение.

Перечисленные выше показатели в процессе экспертной оценки для наглядности могут быть оформлены в виде таблиц и графиков. Может быть проведен и укрупненный анализ возможностей предприятия по следующим направлениям:

· по продукции (какие позиции ассортимента имеют наибольший или наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход);

· по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода);

· по отраслям (в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли рынка принадлежат фирме в этих отраслях);

· по потребителям (кто является постоянным потребителем продукции фирмы, что привлекает их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых потребителей).

Исследования на основе внутрифирменной информации целесообразно дополнить методом «изучения предприятия со стороны», используя для этого опросы конечных потребителей, торговцев, экспертов и других специалистов.

Исследование макросреды предприятия (внешнего окружения).

Анализ СТЭП – факторов

Большинство менеджеров имеют дело с четырьмя компонентами внешнего окружения (социальные, технологические, экономические и политические).

Внешнее окружение за пределами отдела, но внутри организации. Это понятие соответствует положению относительно того, что потребители и поставщики могут быть по отношению к вашей организации как внутренними, так и внешними. В данном случае могут рассматриваться потребители внутри вашей организации.

Внешнее окружение за пределами организации включает обычно поставщиков и потребителей, конкурентов.

Внешняя среда в широком смысле слова охватывает социальные, технологические, экономические и политические факторы (см. рис. 2.2).

 
 


Рис. 2.2 Различные «слои» внешнего окружения

У менеджера существуют различного рода личные причины интереса к внешнему окружению. С одной стороны, более глубокое знание внешнего окружения улучшает понимание работы организации как единого целого, с другой – оно позволяет составить представление о том, что делают другие люди за пределами организации и почему. В свою очередь, это позволяет лучше прогнозировать работу организации и снижать вероятность возникновения экстремальных ситуаций, требующих экстраординарных действий. Кроме того, умение анализировать и прогнозировать состояние внешнего окружения является важным качеством маркетолога, определяющим его рабочую эффективность, а также возможность профессионального и служебного роста.

Немногие организации частного сектора или некоммерческие организации смогли бы существовать продолжительное время как независимые предприятия, если бы они:

а) не предоставляли товары или услуги, нужные их потребителям;

б) не работали с достаточным уровнем прибыли.

В конечном счёте такие общественные институты, как местные власти, не могут функционировать без некоторого разумного соотношения между тем, что они делают, и тем, что хотят те, кто оплачивает их службу. Эта взаимосвязь представляет собой основу маркетинга: содействие клиентам/потребителям (внутренним или внешним по отношению к организации) в достижении их целей путём предоставления соответствующих товаров или услуг по приемлемой цене. Подобного рода деятельность, безусловно, сталкивается с проблемами определения:

· потребителей/клиентов;

· нужд потребителей/клиентов;

· товаров и услуг, которые могли бы удовлетворить нужды потребителей/клиентов;

· приемлемых расходов для производства требующихся товаров или услуг;

· путей поддержания и развития отношений между вашей организацией и вашими потребителями в будущем.

Задача производства товаров и услуг требует деятельности, отличной от маркетинга, – проектирования, изготовления. Эти виды деятельности играют важную роль, но начинать необходимо не с них. Потребители, как мы уже отмечали не раз, – вот начало всех начал в маркетинге.

Понимание, прогнозирование и реагирование на внешнее окружение – признаки живой, деятельной организации. Организации людей и социально-экономические системы в целом, которые изолируют себя от окружающего мира и замыкаются в себе, неизбежно увядают, гибнут или распадаются, иногда весьма драматично. Чувствительность к внешним воздействиям и приведение в соответствие с этими изменениями стратегии организации и процессов, происходящих в ней, – требование самой жизни.

С позиции современной теории управления состояние организации зависит от того, насколько успешно она реагирует на различные по своей природе воздействия извне. Анализируя сложившуюся ситуацию, важно выделить наиболее существенные в конкретных обстоятельствах факторы, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать имеющиеся проблемы. При этом важно оценивать, являются ли эти факторы внутренними или внешними по отношению к данной организации, поскольку возможности воздействия на них различны.

Учитывая данные обстоятельства, разделим внешнее окружение организации на две группы факторов, как это представлено на рис. 2.2.

СТЭП-факторы (социальные, технологические, экономические и политические) представляют собой ту часть «дальнего» окружения, на которую менеджеры способны оказать малое влияние, не говоря уже о контроле; и всё-таки эти факторы могут сильно влиять на показатели деятельности вашей организации. Маркетологам, руководителям необходимо понять эту часть окружения, чтобы поставить свою организацию в наилучшее положение для извлечения выгоды из благоприятной ситуации и для противодействия множеству неблагоприятных факторов.

Окружение, на которое вы можете оказывать наиболее сильное влияние и управлять им, – это внутреннее окружение, т. е. деятельность вашей организации.

Сначала более подробно остановимся на анализе СТЭП-факторов.

Социальные факторы

Правительства многих стран с помощью своих статистических служб публикуют сведения, отражающие динамику социальных показателей. Часть этих изменений может происходить довольно быстро, другие требуют большего времени.

В Великобритании Центральное статистическое бюро публикует сборник «Социальные тенденции» («Social Trends»). Используя эти материалы наряду с другими публикациями центральных государственных служб, такими, как «Общий обзор экономики семей» («General Household Survey») и «Обзор рабочей силы» («Labour Force Survey»), можно получить общее представление о факторах, которые могут влиять на вашу организацию.

Обратим внимание на группу социальных факторов, которые оказывают существенное влияние на организации. За последние 20 лет произошли значительные социальные изменения, включающие в себя:

· увеличение объёма работ, выполняемых людьми, занятыми неполный рабочий день;

· увеличение числа рабочих мест, занимаемых по совместительству;

· увеличение количества частных предпринимателей;

· увеличение численности работающих, имеющих высшее образование или повышающих свою квалификацию.

Тенденции, сформировавшиеся в конце 1980-х гг., относятся главным образом к образу жизни и структуре семьи. Кроме того, влияние снижения рождаемости в более ранний период также ощущалось в форме сокращения числа браков между молодыми людьми вместе с увеличением числа работников, рано уходящих на пенсию, и ростом доли пожилого населения. Падение рождаемости и увеличение числа пожилых людей оказывает сегодня значительное влияние на рынки многих товаров и услуг и очень сильно влияет на работу местных и центральных управлений здравоохранения.

Отмечаются значительные изменения в характере семейной жизни у нас в России. «Традиционная» семья с двумя родителями и зависимыми от них детьми стала наименее распространенным типом семьи по сравнению с зарегистрированными и незарегистрированными в браке бездетными парами (наиболее многочисленная группа) и одинокими людьми. Мировые тенденции изменения структуры семьи в последнем десятилетии ХХ столетия показаны на рис. 2.3.

 

 

 


Рис. 2.3 Изменения состава семьи

 

В 1990 г. около 25 % английских семей состояли из одного человека в результате развода, смерти одного из супругов или как следствие принятого людьми решения. Законодательство о занятости и социальном обеспечении в Европейском Союзе позволило женщинам возвращаться на работу вскоре после рождения ребёнка, но здесь существует другая сторона вопроса о правах родителей. В то время как некоторые матери возобновляют работу в результате экономической необходимости, существуют другие социальные группы, где семьи заводят до четырёх и более детей, как бы заявляя: «Посмотрите, мы можем себе позволить иметь много детей!» Очевидно, что отрасли промышленности, производящие товары для детей в возрасте до 9 лет, извлекают при этом выгоду, также как и фирмы-производители детского питания. Анализ показал, что 90 % матерей, имеющих работу, сталкиваются с определёнными трудностями при совмещении ролей матери и работницы и пытаются компенсировать это покупкой полуфабрикатов, что способствует процветанию производителей и торговцев соответствующими специализированными продуктами.

Технология также оказывает значительное влияние на многие организации, которое проявляется так в форме угроз, как и в виде новых возможностей. Практически нет ни одной стороны коммерческой деятельности, которую бы не затронули перемены. Даже в традиционных областях биотехнологии и связи технический прогресс сильно повлиял на оснащение фирм и индивидуальных потребителей. Некоторые из технических новинок стали обычными абитуриентами нашей повседневной жизни и, возможно, изменили условия нашей работы и характер досуга. Можно привести множество примеров, подтверждающих это. Например: использование модемов и усовершенствованных линий телефонной связи, плейеры для компакт-дисков, дистанционное управление видеоаппаратурой и телевизором.

Мы должны учитывать технологические факторы в нашем окружении. Просматривая или прослушивая программы новостей, мы получаем массу информации о технических новинках: в передачах об автомобильной промышленности почти наверняка будет показана рука робота, сваривающего кузов автомобиля. Любое известное лицо, интервьюируемое на животрепещущую тему, которое раньше показывали на фоне книжных полок, могут показывать за персональным компьютером.

Экономические факторы

Из числа наиболее важных СТЭП-факторов, которые классифицируются как экономические, можно отметить следующие:

· цены на энергию;

· процентные ставки;

· обменный курс валюты;

· налогообложение;

· уровень инфляции;

· экономический рост или спад.

Можно рассматривать и другие экономические факторы, влияющие на вашу организацию, но те, что перечислены выше, уже составляют хорошую основу для анализа и охватывают многие аспекты деятельности бизнесменов. Многие экономические факторы определяются политическими решениями.

Современные технологические разработки и производственные процессы требуют больших расходов энергии, поэтому тарифы на различные виды энергии становятся важной информацией, когда менеджер решает вопрос о выборе энергоносителя. Сделав выбор источника энергии, организация может оказаться «замкнутой» на него, поскольку переход на другой вид может стоить очень дорого.

Даже энергопроизводители должны рассматривать, во что обходится производство электроэнергии. Её можно производить, используя нефть, атомную энергию, газ, уголь и энергию воды, и эти методы конкурируют между собой. Поставщики электроэнергии вынуждены искать самый экономичный метод производства, для того чтобы уменьшать цены на свой «продукт».

Один из наиболее важных факторов для бизнесменов – процентные ставки. В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. существовали высокие процентные ставки во многих индустриально развитых странах, и особенно в странах Западной Европы, где эти уровни поддерживались в течение достаточно продолжительных периодов и повлияли впоследствии на конкурентное окружение.

Другим важным экономическим фактором является обменный курс. Если бизнес организации зависит от колебаний национальной валюты, то руководство должно следить за её взлётами и падениями. Миллиарды франков, немецких марок, долларов, фунтов стерлингов и других валют обменивается каждый день, и число факторов, влияющих на их индивидуальные обменные курсы, может быть весьма значительным. Торговые спекуляции, слухи и даже речь министра финансов может существенно повлиять на курс валют.

Падение обменного курса может быть как угрозой, так и возможностью для организации. Оно может повысить удельную прибыль или конкурентоспособность из-за снижения цены на товар на зарубежных рынках, но в то же самое время это может привести к повышению цен на импортируемое сырьё или основное оборудование. Между тем, когда курс национальной валюты падает, обменный курс валюты страны-конкурента может возрастать. Это, возможно, увеличит цены на экспортируемые из этой страны товары и еще более повысит относительную конкурентоспособность вашего предприятия. Изменение обменного курса может также создать возможность для замены иностранного импорта собственной продукцией.

Попытки управлять валютным курсом не всегда бывают успешными, с какими бы благими намерениями они ни предпринимались. Как это показали события на рынке иностранных валют в период с сентября 1992 г. до середины 1993 г., обусловленные европейским механизмом валютных курсов, нестабильность на валютных рынках оказала значительное влияние на некоторые фирмы и на экономику ряда стран.

Налоги, инфляция и экономический рост являются очень важными факторами, сильно зависящими от политических событий. Эти факторы в каждой стране различны и влияют на конкурентоспособность отдельных организаций и государственной экономики в целом.

Налогообложение

Уровни прямого (по доходам) налогообложения устанавливаются правительством и определяются текущими и ожидаемыми экономическими условиями в стране. В прямом случае уровни будут меняться в каждой стране, тогда как ожидаемые условия могут быть согласованы между группами стран. Одна из целей программы единого рынка Европейского Союза состоит в том, чтобы ставки налога на добавленную стоимость на группы товаров и услуг были одинаковыми во всех странах Союза. В отличие от подобного подхода в такой большой и сложной стране, как США, существуют как федеральные (действующие во всех 50 штатах), так и местные (свои в каждом штате) налоги.

В России система налогообложения также является рычагом экономического регулирования, как на федеральном, так и на муниципальном уровнях.

Инфляция

Для многих стран уровень инфляции служит важным индикатором экономического развития, а также ключевой целью правительства. Однако когда используется термин «инфляция», то важно понимать, какой тип инфляции имеется в виду. Обычно в Великобритании под этим понимается индекс розничных цен (Retail Prices Index – RPI), являющийся мерой изменений общих уровней цен, относящихся к списку товаров и услуг, покупаемых индивидуальными потребителями. Этот набор включает в себя продовольственные товары, расходы на автомобиль и отопление дома, расходы на питание вне дома. Весьма отличным от указанного показателем является мера инфляции, используемая Службой Национального Здравоохранения Великобритании для расчётов стоимости медицинского оборудования, лекарств, обеспечения медицинских учреждений, которая называется Индекс стоимости службы здоровья (Health Service Cost Index – HSCI). Различие между этими показателями темпов инфляции может быть значительным, поскольку они имеют различные основы. Существует ряд других показателей изменения уровней цен в экономике. Примером одного из обычно используемых в России может служить стоимость «потребительской корзины».

Каждая страна имеет собственный метод расчёта инфляции, и этот факт может сделать сравнение темпов инфляции в разных странах трудным и подчас бессмысленным делом.

Экономический рост

Сочетание низкого уровня инфляции и растущих темпов экономического роста является общепризнанной целью многих правительств как экономически развитых, так и развивающихся стран, однако остаётся открытым вопрос, как определять экономический рост. В современной экономике продолжающийся экономический рост является синонимом растущего потребления товаров и услуг богатеющим обществом, независимо от того, где производятся эти товары и услуги. Повышенный экономический рост может сказаться на платёжном балансе, если этот рост основан на увеличении импорта товаров. Высокие темпы экономического роста могут также привести к инфляционному давлению, поэтому экономические факторы должны быть тщательно сбалансированы. Ещё один недостаток кроется в том, что экономический рост может быть достигнут ценой социальных издержек, таких, как более интенсивное загрязнение окружающей среды.

Маркетологам необходимо рассматривать не только этапы и темпы экономического роста в их собственных странах, но и анализировать, как данные показатели изменяются и на других рынках, ведь темпы экономического роста могут быть различны в разных регионах одной страны.

Для правительства экономический рост также является важным фактором, поскольку он может привести к более высоким уровням занятости и потребления. Последнее может увеличить поступления в государственный бюджет в виде прямых или косвенных налогов и снижения выплат пособий по социальному обеспечению, таких, как пособия по безработице, болезни.

Влияние политических СТЭП-факторов может быть очень широким – от последствий изменений в правительстве до результатов политики, проводимой отдельными министерствами или правительственными агентствами. Такие изменения могут иметь важные последствия как для отдельных фирм, так и для целых отраслей экономики.

Влияние политических факторов зависит от характера и размеров Вашего бизнеса. Вот некоторые из ряда факторов, возникших с 1990 года:

· переход России и других восточно-европейских стран к рыночной экономике открыл новые возможности для инвестиций и деятельности фирм;

· осуществление программы создания единого рынка Европейского Союза;

· большее участие частного сектора в деятельности государственного сектора экономики создало дополнительные возможности в определённых отраслях или секторах промышленности;

· снижение расходов на вооружение создало проблему занятости как для оборонных отраслей, так и для вооружённых сил.

Приведённый выше список в большинстве своём содержит факторы, относящиеся к правительственному или международному уровню. На более низких уровнях определённое решение местной администрации может сильно повлиять на конкурентную обстановку, например:

· ожидаемое разрешение на постройку нового универсама широкого профиля;

· запрещение автомобильного движения в некоторых городских районах;

· строительство новых дорог;

· развитие жилищного строительства.

Один из путей, используемых местными властями для минимизации эффекта этих изменений, – работа в кооперации с коммерческими строительными фирмами. Новые дороги и другие объекты, которые потребовались в результате строительства нового универсама, были оплачены частными фирмами, причём в выигрыше оказалось всё местное население, а не только посетители нового универсама. Такие выгоды называют «планируемые выигрыши».

Маркетологам необходимо также учитывать политические циклы на общенациональном и местном уровнях, поскольку в начале таких циклов расходы центрального правительства и местной администрации тщательно контролируются, но к концу цикла, когда надвигаются новые выборы, финансирование обычно возрастает в результате попыток повлиять на исход голосования.

В заключение следует отметить, что ни один из СТЭП-факторов не может рассматриваться изолированно, чаще всего они взаимосвязаны. Примером могут служить вопросы, связанные с защитой окружающей среды (под этим понимаются действия «зелёных» и экологические мероприятия). Во многих случаях эти проблемы определяются экономическими факторами, такими, как необходимость сохранения и защиты ценных ресурсов, которым могут угрожать социальные факторы, например высокая рождаемость. Технологические достижения могут как способствовать загрязнению окружающей среды, так и использоваться для её защиты. Создаются политические партии, ориентированные на решение экологических проблем и добивающиеся от правительств регистрации. При условии учёта всех этих взаимодействий модель окружения в виде СТЭП-факторов является эффективным инструментом анализа.

 

Вопросы и задания

1. Что составляет основной предмет и цели маркетингового анализа?

2. Назовите основные элементы микросреды предприятия.

3. По каким направлениям целесообразнее проводить анализ микросреды организации?

4. Перечислите основные субъекты, формирующие конкурентную среду предприятия.

5. По каким характеристикам целесообразно проводить анализ основных конкурентов?

6. Назовите основные признаки, по которым необходимо проводить маркетинговый анализ поставщиков.

7. Что включает в себя понятие «макросреда предприятия»?

8. Какие факторы в наибольшей степени влияют на формирование макросреды организации?

9. Раскройте содержание анализа СТЭП-факторов среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.012 с.)