Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена, ее функции и Структура

Поиск

Являясь важнейшей категорией рыночных отношений, цена остается для многих предпринимателей в большей степени искусством, чем наукой согласования спроса и предложения. Цена, прежде всего, обеспечивает соизмерение затрат и их результатов, прибыли и удовлетворенности потребителя от использования товара. Многие бизнесмены, к сожалению, не осознали и не представляют цену в качестве важнейшего инструмента управления финансовыми и материальными потоками предприятия. Цена сегодня составляет центральное звено конкурентной стратегии предприятия, которая включает разработку мероприятий, направленных на выживание и победу в борьбе с конкурентами.

Цена – это эквивалент стоимости товара или услуги, выраженный в деньгах, а также сумма благ или ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенного товара или услуги.

Уровень и динамика цен на рынке не только находится под влиянием целого ряда факторов, но они, в свою очередь, сами влияют на них. Это определяет двойную роль рыночной цены: с одной стороны, – индикатора рынка, с другой – регулятора рынка.

В выполняемых функциях проявляется экономическая сущность цены, ее затратная основа и потребительская ценность. Цена может выполнять все присущие ей функции, но их иерархия и содержание определяются конкретными формами методов хозяйствования.

Первой и основополагающей функцией цены является учетно-измерительная. Она позволяет получить общественную оценку ресурсов, товаров, организовать стоимостной учет различных хозяйственных процессов и их результатов. Измерение посредством цены необходимо для последующих (а на практике – параллельных) процессов распределения, перераспределения и определения возможностей стимулирования.

Цена как денежный показатель на макроуровне является инструментом сбалансирования денежной и товарной массы и выполняет при этом вторую важнейшую функцию: отражает уровень, структуру и соотношение спроса и предложения, за которыми скрываются экономические, технологические и другие пропорции макроэкономики.

Цена, выполняя третью стимулирующую функцию, способствует реализации экономических интересов, развитию и ограничению различных товаров. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами экономики с разной нормой прибыли, рациональное размещение отраслей производства.

Цена является формой рационального распределения ограниченных ресурсов и перераспределения вновь созданной стоимости между социальными группами, регионами и товарами. Четвертая распределительная функция осуществляется не только непосредственно, но и через налоговые составляющие цены (акцизные сборы и др.)

Большое значение при определении цены играет структура и составляющие её элементы. В соответствии с международной методологией построения системы национальных счетов (СНС) торговля относится к производственным видам деятельности, и структура цены определяется по стадиям производства [2] (табл. 8.1):

Таблица 8.1

Структура цены в СНС

Потребление основного капитала (промежуточное потребление) Оплата труда Валовая прибыль Чистые налоги (без субсидий) Торгово- транспортная наценка
на производство на продукцию
Факторная цена (стоимость)      
Основная цена    
Цена производителя  
Цена покупателя

 

Факторные цены обычно используются в межотраслевом балансе показателями СНС, оцениваются преимущественно в рыночных ценах. К рыночным ценам относятся цены покупателя, производителя и основные (с чистым налогом на импорт). Использование и применение той или иной цены определяется по фактическому их исследованию при осуществлении операций.

Основная рыночная цена – это цена, получаемая производителем за продукт и услугу без уплаты налогов на продукт, но с включением субсидий на продукт (и без субсидий на импорт). Рыночная цена, получаемая производителем за реализованную единицу продукта или услуги, – с включением налогов на продукты (кроме НДС, акциза и налога на импорт), без субсидий на продукты по импорту. Рыночная цена покупателя – это цена, уплачиваемая покупателем за продукт и услугу, с включением всех чистых налогов на продукт и торгово-транспортные наценки.

До внедрения СНС в макроэкономические расчеты торговля относилась к сфере обращения и структура цены определялась по стадиям товародвижения. Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения:

· производитель – оптовая торговля,

· оптовая торговля – розничная торговля,

· розница – потребитель.

Соответственно этим стадиям можно выделить основные составляющие цены (табл. 8.2)

 

 

Таблица 8.2

Структура цены по стадиям товародвижения

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Снабженческо-сбытовая наценка Торговая наценка (скидка)
Оптовая цена предприятия    
Оптовая цена промышленности (торговля)  
Розничная цена

 

В общем виде структура розничной цены может быть представлена следующим образом:

Таблица 8.3

Структура розничной цены

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки прибыль издержки прибыль издержки прибыль
           

 

Соотношение структурных элементов конкретной цены зависит от специфики производства и типа сбыта. Потребность в нескольких посредниках возникает при реализации продуктов, производство которых сконцентрировано в ограниченном числе пунктов, а сфера их потребления достаточно широка.

В структуру цены в этом случае включается не только торговая надбавка (сумма себестоимости и прибыли торговой организации). В структуре цены иногда вместо торговой надбавки к оптовой цене учитывается торговая скидка с розничной цены (в процентах).

Для посреднического звена схема цены имеет следующий вид:

Таблица 8.4

Структура цены посредника (в торговле)

Цена покупки (учетная) Затраты Прибыль
Цена контрактная Транспортные и др. расходы до оприходования товара на собствен-ном складе Расходы, связанные с товаром (транс-порт, склад) Обще–хозяйственные (аренда, зарплата) Налоги (НДС, на зарплату, в дорожный фонд) Платежи в бюджет из прибыли (налог на прибыль, штрафы) На другие цели (покрытие убытков) Свобод-ный остаток (на дивиденты, образование фондов)
               

 

Большая часть промышленной продукции реализуется по оптовым ценам предприятий, обычно издержки производства включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, амортизацию, зарплату (все это и формирует основную долю в структуре цен).

Значительная доля в структуре цены принадлежит транспортным затратам и издержкам хранения (включая затраты на поддержание запасов). Последние в зависимости от особенностей товара и рыночной ситуации, включаются в издержки производителя или торговца. Если фирма для перевозки товара пользуется услугами самостоятельной транспортной организации, транспортные издержки и прибыль такой организации включаются отдельной статьей в структуру цены. И если таких товаров несколько, то затраты распределяются пропорционально с учетом объема товаров, особенностей нагрузки и др. факторов.

Заметный вес в структуре цены занимают налоги. Они назначаются в процентах на разницу между ценой продажи и ценой покупки (НДС, спецналоги), валовую выручку за вычетом НДС и спецналога (налог на пользователей автодорог, в жилищный фонд), прибыль (налог на прибыль). Налоги подразделяются на обязательные федеральные (налог на прибыль, НДС, акциз, подоходный налог), республиканские, местные (на имущество граждан, плату за землю, регистрационный сбор). Существуют также и местные налоги, дополнительно устанавливаемые органами власти в крупных городах и регионах.

Налоги условно классифицируются на затратообразующие (плата за землю, в дорожный фонд и др. входящие в себестоимость) и ценообразующие (НДС, акциз). Большинство из них направлено на повышение цены и лишь некоторые ограничивают уровень цены.

Кроме перечисленных выше составляющих, в структуре цены можно выделить издержки на упаковку, весовые надбавки и скидки; ценовые скидки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.006 с.)