Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Маркетинговый анализ конкурентной средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности маркетингового подхода к исследованию конкурентной среды 3.2. Основные субъекты конкурентной среды предприятия и отрасли 3.3. Анализ конкурентных возможностей предприятий, находящихся на разных стадиях развития отрасли Анализ рыночных позиций конкурентов. Оценка целей и намерений конкурентов Особенности маркетингового подхода к исследованию Конкурентной среды Последние годы проводимых реформ показали, что не все предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы и к активному участию в ней. Многие наши предприятия, даже владея рядом конкурентных преимуществ, часто не вступают в соперничество и далеко не реализуют своих возможностей. В маркетинге конкуренция понимается как борьба за потребителя, борьба за право данной фирмы наиболее полно удовлетворять спрос потребителя. Такая конкуренция возможна лишь на рынке покупателя, и она в конечном счете ведется в интересах потребителя. Анализ деятельности конкурентов, как и потребителей, необходимо рассматривать как важнейшую составную часть процесса исследования рынка. Важным в постановке целей конкурентной борьбы является маркетинговая ориентация предприятия. В связи с чем формулирования целей исследования необходимо начинать с уточнения основных приоритетов предприятия в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, способствующих выбору важнейших направлений развития предприятия. Во-первых, необходимо уяснить, какие изменения произошли в маркетинговой среде предприятия, во-вторых, раскрыть, в каком направлении должно развиваться предприятие и, в-третьих, представлять, каким образом перейти в новое состояние. Полное знание маркетинговых задач на предстоящий период времени позволяет выделить наиболее существенные стороны деятельности конкурентов, от состава анализируемых предприятий-конкурентов зависит качество и полнота анализа. Исследование конкурентной среды – специфический и самостоятельный этап анализа, необходимый для формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах поведения конкурентов. Конкурентная среда предприятия формируется большим разнообразием факторов, имеющим разный период и интенсивность действия. Основные субъекты конкурентной среды предприятия И отрасли В современной теории и практике маркетинга очень популярным является подход к исследованию конкурентной среды, предложенный Майклом портером. Он выделяет пять основных конкурентных сил (субъектов), действующих во внутриотраслевой и межотраслевой среде, включающих в себя (рис. 3.1): 1) государство и его политику в области развития конкуренции; 2) предприятия, вступающие в отрасль и обостряющие конкурентную борьбу; 3) потребителей продукции, оказывающих давление на предприятия отрасли; 4) поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий на отраслевой рынок; 5) производителей товаров – заменителей, занимающих часть отраслевого рынка. Основными направлениями, определяющими характер государственного регулирования экономики в целом и конкуренции в частности, являются: 1) антимонопольная политика; 2) финансовая политика стимулирования конкуренции; 3) регулирование экспорта и импорта продукции; 4) участие государства в производстве и реализации продукции; 5) государственная стандартизация продукции; 6) регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырье, материалы, воду, землю. 7) патентно-лицензионная политика; 8) социальная защита потребителей.
Рис. 3.1 Структура конкурентной среды предприятия
После тщательного исследования конкурентной роли государства как хозяйствующего субъекта вторым по степени важности и влиятельности субъектом выступают предприятия, вновь вступающие в отрасль или рынки. Существует широко распространенное понятие «барьеры входа в отрасль», высоту которых необходимо учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли, так и организациям, предполагающим осуществить вход в новую отрасль. Для первых барьер чем выше, тем лучше, для вторых – наоборот. Высота барьера зависит от ряда факторов: 1) «экономии масштаба». Обычно новое предприятие, появляющееся в отрасли, несет более высокие производственно-сбытовые издержки, а при равенстве рыночных цен оно может получать меньшую прибыль и даже нести убытки; 2) привычности к марке товара. Потребители привыкают к определенным маркам товаров и чаще всего не склонны менять свои вкусы. Процесс создания новой марки очень дорогой и сложный, и не каждое предприятие себе это может позволить; 3) фиксированных затрат, связанных с входом в новую отрасль. Эти затраты могут быть связаны со следованием новым стандартам, требованиям дизайна и др.; 4) затрат на новые основные фонды, которые в большинстве случаев необходимы для создания нового продукта; 5) доступа к системе товародвижения. Производители, уже находящиеся в отрасли, могут создавать препятствия для новых производителей при проникновении в сбытовые сети. Создание же новых сбытовых сетей связано с дополнительными, довольно существенными издержками, и не каждое предприятие, вновь вступающее в отрасль, может себе это позволить; 6) доступа к системе снабжения. В системе снабжения прежними производителями могут быть организованы особые препятствия и барьеры; 7) отсутствие опыта производства данного вида продукта. Обычно у нового производителя себестоимость продукции выше, чем у традиционных производителей отрасли, и это служит дополнительным препятствием вступления в отрасль; 8) ответственные действия предприятия в отрасли, направленные на защиту своих интересов. Традиционные производители могут организовать лоббирование своих интересов благодаря налоговым и другим льготам. Они могут отказаться от продажи своих патентов, пойти на сговор цен по готовой продукции или сырью, и все усилия по успешному преодолению предыдущих препятствий будут напрасными для нового предприятия, вступающего в отрасль. Исключительную роль в формировании конкурентной среды играют потребители. Последние влияют на интересы конкурирующих предприятий целой системой средств, ведущих к понижению цен, повышению качества продукции и увеличению ее объемов. Сила влияния различных групп потребителей на интенсивность конкуренции в значительной степени зависит от следующих условий: · Объемов информации о продукции, производимой в отрасли (большая полнота информации повышает выбор и обостряет конкуренцию). · Уровня развития вертикальной интеграции производства у потребителей. Если приобретаемый потребителем товар параллельно производится самим потребителем, то последний имеет возможность оказать давление на производителя под угрозой прекращения закупок и перехода на самообеспечение. · Потребители, покупающие большую часть продукции, производимой конкретным предприятием, оказывают на него давление под угрозой уменьшения закупок. · Высокой степени организованности потребителей в союзы потребителей, наличия законов о правах потребителей. · Высокой стандартизации продукции, обусловливающей ситуацию, в которой существует большой выбор производителей одного и того же товара и следовательно, отсутствия существенных препятствий для переключения потребителя на другого производителя данного товара. Оценка позиции поставщиков зависит от типа рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, то они диктуют свои условия предприятиям отрасли, и последние находятся в менее выигрышном положении в сравнении с ситуацией, когда они властвуют на рынке потребителей. Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью цены и качества товаров. Сила и влияние поставщиков определяются следующими условиями: · высоким качеством поставляемой продукции; · объемом продукции, закупаемой у поставщиков. Существенные объемы закупок делают поставщиков зависимыми от предприятий; · затратами, необходимыми для переключения на продукцию других поставщиков (что часто требует новых технологий, оборудования и т. д.); · возможной сменой поставщиков; · отсутствием эффективных заменителей, что уменьшает возможность выбора и снижает требования к характеристикам поставляемых изделий. · высокой степенью дифференциации поставляемой продукции (вследствие высокого уровня специализации поставщиков на выпуске конкретных изделий) Это существенно осложняет поиск других поставщиков аналогичной продукции; · потребляется отраслью незначительной части продукции, доставляемой поставщиками, поэтому изменение цен на данную продукцию несущественно сказывается на себестоимости и цене конечных изделий, производимых в отрасли. И наконец, необходимо проводить исследование и оценку угроз со стороны четвертой силы – производителей и торговцев товаров-заменителей. Товары-заменители представляют из себя важный фактор, влияющий на интенсивность конкуренции. В отношении товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один из товаров возрастает, то увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, создающих более дешевые товары. Угроза со стороны производителей товаров-заменителей тем существеннее, чем больше: а) количество эффективных заменителей производимых товаров; б) объем производства товаров-заменителей; в) разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в пользу последних. Рынок очень часто изобилует товарами, незаконно имитирующими известные марки, товарные знаки. Такие заменители-имитаторы в современных условиях существенно обостряют конкуренцию, и их необходимо постоянно отслеживать маркетологам и формировать стратегии борьбы с ними.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.008 с.) |