Данный курс подготовлен при информационной поддержке консультантплюс и использованием нормативных правовых актов на 15. 12. 2008 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Данный курс подготовлен при информационной поддержке консультантплюс и использованием нормативных правовых актов на 15. 12. 2008 года.



От автора

Уважаемые студенты!

Экологическое право является самостоятельной отраслью российского права, которая входит в систему публичного права.

Изучение курса "Экологическое право" обусловлено, прежде всего, процессом всё большего воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду и в связи с этим возросшей необходимостью регулировать отношения, возникающие в обществе по поводу охраны окружающей природной среды от антропогенного влияния, а также по поводу рационального её использования, обеспечивать экологическую безопасность и экологический правопорядок.

К середине ХХ века стало ясно, что посредством только технических и естественных наук невозможно достичь такого качества окружающей среды, которое отвечало бы интересам сохранения и развития человечества. В это время в России принимается ряд нормативных правовых актов, направленных на организацию рационального природопользования и охрану окружающей природной среды от негативного воздействия человеческой деятельности. Однако эти акты не носили систематизированного характера. Положение кардинально изменилось во второй половине ХХ века.

В настоящее время основополагающие положения экологического права, охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации. В ней закреплено право каждого на охрану здоровья (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и в определенной мере реализуется ограничениями правомочий владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей природной среде и нарушает права и законные интересы иных лиц (ст. 36), а также из обязанности каждого

гражданина сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Содержащиеся в Конституции РФ положения в области экологической безопасности и конкретизированные в Законе РФ “О безопасности” принципы, понятия о структуре и системе безопасности служат базой всех законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения экологической безопасности.

В 90-е годы ХХ столетия были приняты нормативные акты, призванные служить правовой базой охраны окружающей среды - это Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (утратил силу), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон “Об экологической экспертизе”, Земельный кодекс, Водный кодекс (утратил силу), Лесной кодекс (утратил силу) и т.п. законодательные акты по вопросам охраны окружающей среды.

На современном этапе экологическое право развивается с учётом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды; всё еще недостаточного количества норм экологического законодательства, которое до сих пор характеризуется пробельностью и фрагментарностью правового регулирования экологических правоотношений; перспектив создания правового и социального государства; происходящей трансформации общественных экономических отношений; тенденций взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.

В начале третьего тысячелетия были приняты новые законы и иные нормативные акты, в которых, в основном, учитываются сложившиеся тенденции и происходящие изменения во взаимоотношениях общества и природы. Так, в 2002 году вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды», с 1 января 2007 года стали действовать новые Водный и Лесной кодексы Российской Федерации и др.

Курс «Экологическое право» является общепрофессиональной дисциплиной в образовательной программе по специальности «Юриспруденция» и рассчитан на подготовку студентов и слушателей в области экологического права.

Данный курс подготовлен при информационной поддержке КонсультантПлюс и использованием нормативных правовых актов на 15.12.2008 года.

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ДИСКУССИЯ

ТЕМА «Экологическая экспертиза»

В ходе тематической дискуссии студентам предлагается обсудить сущность и проблемы института экологической экспертизы и ответить на следующие вопросы:

1. Что означает понятие «экологическая экспертиза»? На каком этапе хозяйственной деятельности проводится экологическая экспертиза?

2. Какие объекты подлежат обязательной государственной экологической экспертизе? Сравните перечень этих объектов с перечнем, который действовал согласно предыдущим редакциям Федерального закона «Об экологической экспертизе», и сделайте соответствующие выводы.

3. Какие существуют виды экологической экспертизы?

4. Что означает оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и для каких целей она проводится?

5. Какие в настоящее время имеются нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственной экологической экспертизы?

6. Какова роль и значимость общественной экологической экспертизы в соответствии с законодательством России и как на практике она осуществляется?

7. Какие вы можете дать предложения по совершенствованию института экологической экспертизы?

Помимо рекомендуемых источников и литературы студентам предлагается для ответа на поставленные вопросы найти сведения об общественных организациях в области охраны окружающей среды, материалы судебной практики, изучить учебную и научную литературу по данной проблеме.

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ решение тестов

Информация о тесте
Автор: Лапина М.А.
Вопросов в задании:  
Общее время тестирования (мин):  
Зачет (правильных ответов):  
«Рубежный контроль»

+: 45 дней

-: 30 дней

-: 10 дней

-: 3 месяца

-: 6 месяцев

6. Экологическая сертификация может быть…

+: обязательной и добровольной

-: только обязательной

-: только добровольной

-: общественной и государственной

7. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

+: только добровольного

-: только обязательного

-: добровольного и обязательного

-: некоммерческого

8. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает…

+: договор страхования

-: акт государственного органа исполнительной власти

-: приказ директора предприятия

-: протест прокурора

9. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

+: предупредительного

-: текущего

-: последующего

-: общественного

10. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является…

+: экологическим правонарушением

-: экологическим правоотношением

-: экологической ответственностью

-: мерами пресекающего характера

11. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться…

+: как на федеральном, так и на региональном уровне

-: только на уровне субъектов РФ

-: исключительно на федеральном уровне

-: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

12. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ### лет.

+: двадцати

+: двадцать

+: 20

13. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

+: Воздушный кодекс РФ

-: Водный кодекс РФ

-: Лесной кодекс РФ

-: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

-: Градостроительный кодекс

14. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности...

+: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

-: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

-: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

-: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим экологические нормативы

-: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

15. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются…

+: санитарно-защитными зонами

-: зонами отчуждения

-: особо охраняемыми природными территориями

-: санитарными зонами

-: санитарно-гигиеническими зонами

16. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

+: природопользование

+: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

+: особо охраняемые природные территории

-: регулирование и защита прав человека и гражданина

-: обеспечение государственной безопасности

17. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов – это…

+: окружающая среда

-: природная среда

-: природный объект

-: природа

18. Эколого-правовые отношения – это…

+: урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

-: общественные отношения в сфере власти-подчинения

-: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

-: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

19. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

+: Администрация области

+: Правительство РФ

-: Совет Федерации Федерального Собрания

-: Федеральное министерство

-: Совет Безопасности РФ

20. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется…

+: правом природопользования

-: правом собственности на природные ресурсы

-: правом окружающей среды

-: сервитутом

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Информация о тесте
Автор: Лапина М.А.
Вопросов в задании:  
Общее время тестирования (мин):  
Зачет (правильных ответов):  
ИК

 

-: совокупность должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации

6. Обязательным условием специального водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов является…

+: наличие договора водопользования

-: лицензия на право водопользования

-: сертификация водопользования

-: регистрация в качестве юридического лица

-: недопустимость использования технических средств в ходе деятельности

7. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и распространяется…

+: ежегодно

-: ежемесячно

-: ежеквартально

-: по мере необходимости в зависимости от изменения состояния окружающей природной среды

8. Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений называется…

+: мониторинг

-: регистр

-: кадастр

-: аудит

9. Видами экологической экспертизы в соответствии с законом являются:

+: государственная

+: общественная

-: предварительная

-: производственная

-: муниципальная

10. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится:

+: федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы

+: органами государственной власти субъектов Российской Федерации

-: общественными организациями

-: предприятиями и учреждениями

11. Требование к эксперту при производстве экологической экспертизы исходить из того, что реализация деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду, составляет содержание принципа…

+: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности

-: обязательности проведения государственной экологической экспертизы

-: обязательности учета требований экологической безопасности

-: ответственности за достоверные результаты за проведение экологической экспертизы

12. Общественная экологическая экспертиза в соответствии с законодательством может проводиться…

+: до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней

-: только после проведения государственной экологической экспертизы

-: одновременно с проведением государственной экологической экспертизы или после нее.

-: после разрешения специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы

13. Предельный срок действия лицензии на комплексное природопользования составляет…

+: 5 лет

-: 3 года

-: 10 лет

-: 1 год

14. Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории…

+: заповедников, заказников

-: участков недр в виде горного отвода

-: участков недр в виде геологического отвода

-: населенных пунктов

15. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется

+: знаком соответствия

-: товарным знаком

-: фирменным наименованием

-: знаком экологической безопасности

16. Независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по ее улучшению – это …

+: экологический аудит

-: экологический контроль

-: экологическая экспертиза

-: экологический мониторинг

17. Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического контроля является…

+: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

-: Президент РФ

-: Правительство РФ

-: Федеральное собрание

18. Дисциплинарным взысканием за экологические проступки является…

+: замечание

-: лишение специального права, предоставленного физическому лицу

-: дисквалификация

-: арест имущества

-: штраф

19. Вина правонарушителя – признак… экологического правонарушения

+: субъективной стороны

-: объективной стороны

-: объекта

-: предмета

20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

+: материальной

-: гражданско-правовой

-: эколого-правовой

-: административной

21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется…

+: таксой

-: штрафом

-: неустойкой

-: размером упущенной выгоды

22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются …

+: государственной собственностью

-: федеральной собственностью

-: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

-: государственной и муниципальной собственностью

23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

+: поверхностные и подземные

-: чистые и сточные

-: замкнутые и открытые

-: ледники и жидкие

24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

+: Российской Федерации (федеральной собственности)

-: совместной собственности РФ и ее субъектов

-: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

-: любых субъектов водных правоотношений

25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем ### лет.

+: Двадцать

+:20

26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

+: государственный водный реестр

-: водный кадастр

-: государственный водный регистр

- водный мониторинг

27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на … водопользование

+: совместное

+: обособленное

-: частное

-: приватизированное

-: общественное

28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется…

+: санитарно-защитной зоной

-: округом санитарной охраны

-: водоохранной зоной

-: зоной экологического благополучия

29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется …

+: государственным учетом поверхностных и подземных вод

-: мониторингом водных объектов

-: нормированием в области использования и охраны водных объектов

-: экологическим контролем

30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа называется…

+: растительным миром

-: лесной растительностью

-: памятниками природы

-: деревьями и кустарниками

31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на … леса:

+: защитные

+: эксплуатационные

+: резервные

-: первой группы

-: второй группы

32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

+: на срок до 25 лет

-: на неопределенный срок

-: на пять лет

-: до пятидесяти лет

-: на один год

33. Объект животного мира – это:

+: организм животного происхождения

+: дикое животное

+: популяция диких животных

-: дикие и домашние животные

-: все живые организмы, обитающие на Земле

34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

+: долгосрочная

+: именная разовая

+: распорядительная

-: краткосрочная

-: бессрочная

35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является … собственностью

+: государственной

-: исключительно федеральной

-: государственной, муниципальной и частной

-: государственной и муниципальной

-: как федеральной, так и муниципальной

36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

+: Красную книгу Российской Федерации

+: Красные книги субъектов Российской Федерации

-: Государственный реестр диких животных

-: Государственный кадастр животного мира

-: Государственный регистр исчезающих животных

37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

+: долгосрочное

-: бессрочное

-: краткосрочное

-: разовое

38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти гражданам в … пользование на основании лицензии

+: краткосрочное

-: бессрочное

-: долгосрочное

-: разовое

39. Национальные парки…

+: находятся исключительно в федеральной собственности

-: находятся только в собственности субъектов РФ

-: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

-: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

-: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

40. Природные парки создаются в форме…

+: государственных учреждений

-: товариществ

-: государственных унитарных предприятий

-: государственных корпораций

41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

+: заповедников

-: ботанических садов

-: заказников

-: национальных парков

42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

+: заповедной зоной

-: особо охраняемой зоной

-: зоной хозяйственного назначения

-: рекреационной зоной

-: зоной познавательного туризма

43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, признаются зонами…

+: экологического бедствия

-: отчуждения

-: чрезвычайной экологической ситуации

-: экологической опасности

44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

+: Правительством РФ

-: Президентом РФ

-: Федеральным Собранием РФ

-: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

-: Законом субъекта РФ

45. Соответствие между названиями программ и организаций ООН в области международного экологического сотрудничества

L1: Программа ООН по окружающей среде

L2: Программа развития ООН

L3: Организация ООН по промышленному развитию

L4: Международное агентство по атомной энергии

L5:

R1: ЮНЕП

R2: ПРООН

R3: ЮНИДО

R4: МАГАТЭ

R5: ЮНЕСКО

46. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды» - в этом случае применяются правила и нормы…

+: международного договора

-: Федерального закона

-: Конституции РФ

-: в зависимости от территории, на которой они применяются

47. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела – это …

+: континентальный шельф

+: конт# шельф

48. Наиболее авторитетной международной организацией в области охраны окружающей среды является …

+: Организация Объединенных Наций

-: Международный валютный фонд

-: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

-: Гринпис

-: Организация всемирного культурного наследия

49. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды являются:

+: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

+: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

+: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.)

-: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

-: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.)

50. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - это…

+: экоцид

Часть первая. Общая часть курса экологического права

Методы экологического права

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае - нормами экологического права).

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный12. Способами воздействия на общественные отношения для императивного метода являются такие, как запрет и предписания; для диспозитивного - напротив, способ согласования, рекомендаций.

Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.

Широкое применение получает экономический механизм - в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.

Экологическое страхование

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Иными словами, экологическое страхование можно представить как систему экономических отношений по управлению экологическим риском.

Институт экологического страхования, а тем более обязательного экологического страхования, в нашей стране находится фактически в «зачаточном состоянии». Этому способствуют не только экономически невыгодные для страховых организаций условия страхования, но и нечеткость имеющихся эколого-правовых норм, закрепляющих саму возможность установления обязательного экологического страхования, а также пассивная роль государства в решении данных вопросов. В ряде государств с учетом приоритета публичных интересов в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности имеются попытки установления обязательного государственного экологического страхования. При этом эти государства понимают, что усилиями только страховых компаний эту глобальную проблему решить не представляется возможным34.

У нас же в стране лишь декларативно провозглашается, что «в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» и далее в законе идет бланкетная норма следующего содержания: «Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом самого закона об экологическом страховании до сих пор так и не принято35. Таким образом, с точки зрения экологического права главная причина неудач по созданию института обязательного экологического страхования кроется в диспозитивном характере самой законодательной нормы – «может осуществляться…».

Экономисты предлагают для ускорения развития обязательных видов экологического страхования увеличить размер штрафов и обязательных платежей за пользование природными ресурсами, увязав их с реальными потребностями по покрытию причиняемого в результате техногенных аварий природе и людям вреда (ущерба); обеспечить создание за счет средств предприятий и государства специальных фондов для покрытия крупных убытков; пересмотреть тарифную политику страховых организаций, приведя ее в соответствие с показателями убыточности страховой суммы по страхованию экологических рисков за тарифный период; в целях осуществления большей экологической безопасности в стране разработать и принять федеральный закон "О страховании экологических рисков"; реализовать возможности создания и использования при страховании экологических рисков обществ взаимного страхования, что значительно удешевит его проведение.

Включение в страховую систему России новых общественно значимых обязательных видов страхования даст возможность существенно увеличить объем страховых операций и на

36 См.: Плешков А.П., Богданов И.Н. Перспективы развития обязательных видов страхования в России. // Финансы, 2006, № 9.

37 См.: Заключение Комитета Государственной Думы по экологии от 27 декабря 2005 г. на проект федерального закона № 231802-4.

38 См.: Моткин Г.А. Политико-экономические барьеры в развитии экологического страхования // Экологическое право, 2006, № 3.

39 Эколого-правовой словарь, http://www.tver.ru/ecol/slovar.htm.

этой основе значительно повысить роль страхования в возмещении вреда (ущерба), причиняемого ежегодно физическим и юридическим лицам страховыми случаями36.

Некоторые специалисты считают целесообразным принять федеральный закон "О государственном регулировании системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде в Российской Федерации", разработку которого в настоящее время ведет Комитет Государственной Думы по экологии. Данный же законопроект, при условии отнесения отношений по возмещению экологического ущерба к законодательству об экологическом страховании, Комитетом Государственной Думы по экологии был поддержан37.

Вопросы актуальности института экологического страхования неоднократно затрагивались специалистами-экологами, в том числе и государственными служащими. Так, имеется Письмо Госкомэкологии РФ от 31.12.1999 г. № 03-22/24-330 "Об использовании механизма экологического страхования на территориях субъектов Российской Федерации", в котором рекомендуется ввести одним из дополнительных источников покрытия предъявляемых исков о возмещении вреда страховые суммы в случае добровольного страхования ответственности за причинение вреда окружающей природной среде (экологического страхования): «Согласно Закону "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Стандартным правилам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте, утвержденным Всероссийским союзом страховщиков и одобренным Минфином России, страховые организации вправе резервировать средства на предупредительные мероприятия, которые могут расходоваться на осуществление природоохранных мероприятий по предотвращению аварий и иных непредвиденных событий. При этом расходование средств резерва предупредительных мероприятий (РПМ) может осуществляться в соответствии с условиями договора страхования ответственности как страхователями, так и страховщиками… При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" страховые взносы по добровольному страхованию гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности либо перевозчиков могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии, что суммарный размер отчислений на страховые взносы не должен превышать 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг)».

Следует согласиться с мнением Г.А. Моткина о том, что сегодня в России без государственного вмешательства невозможны ни экологизация производства, ни экологическое страхование, ни что-нибудь иное, слегка напоминающее экономический механизм управления природопользованием. Для развития экологического страхования следует «отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежным: государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска функционирования хозяйствующих субъектов»38.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Прежде всего, в сельском хозяйстве интенсивно используется земля. Отношения по охране земель сельскохозяйственного назначения и повышению плодородия сельскохозяйственных угодий урегулированы Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ (в действ. ред.) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии с этим законом собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков сельскохозяйственного назначения вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном Правительством РФ порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и его динамике; осуществлять другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам РФ.

В обязанность собственникам, землевладельцам и землепользователям (в том числе арендаторам) вменяется осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представление в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведений об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействие проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информирование соответствующих органов исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнение других требований, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общее требование при этом заключается в том, что обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством РФ.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена согласно ст. 134 ЛК РФ для обеспечения защиты земель от

52 См.: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ (в действ. ред.) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"

воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния этой растительности и выполнение ею своих функций.

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

В соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

класс I - санитарно-защитная зона 1000 м установлена для свиноводческих комплексов, комплексов крупного рогатого скота;

класс II - санитарно-защитная зона 500 м - для ферм звероводческих (норки, лисы и др.), складов для хранения ядохимикатов свыше 500 т, производства по обработке и протравлению семян;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.193 с.)