Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «История Беларуси».

Поиск

Предмет и задачи курса «История Беларуси».

История как наука – это совокупность знаний о пути, пройденном человеческим обществом со времени его возникновения и формирования на основе этих знаний опыт и уроки общественного развития стран, отдельных народов.

Существуют определенные взаимосвязи истории, идеологии, политики. Без научных исторических знаний не может быть правильной государственной политики.

История как наука выполняет в обществе свои социальные функции, представляя в его распоряжение научно-интерпретированный опыт прошлого.

Предмет «История Беларуси» - изучение хозяйственной, политической, культурной жизни белорусского народа, его особенности, общность, взаимосвязи с другими народами, межгосударственные отношения в русле единого общемирового исторического процесса развития человеческого общества.

 


 

Демократизация политической системы республики в 90-е годы XX века.

Изменения в госуправлении сопровождались демократизацией всей политической системы и формированием правового государства. Началась работа по подготовке Конституции Беларуси. 15 марта 1994 г. она была принята. С развитием демократии в республике сложились условия для многопартийности. 25 августа 1991 г. было принято постановление «О временной приостановке деятельности КПБ – КПСС на территории Республики Беларусь». В декабре конфисковали ее собственность.

Из всех политпартий и общественных движений активную политическую деятельность развернул БНФ.Обновлялось профсоюзное движение. Наравне софициальной ФПБ, появились независимые профсоюзы.

В 1994 г. состоялись выборы первого президента Беларуси (6 кандидатов). 10 июля им стал А. Г. Лукашенко, набравший 81 % голосов избирателей. Предвыборная программа предусматривала:

обеспечение суверенитета страны;

экономическая и политическая стабильность;

курс на реформирование общества (без потрясений);

улучшение материального положения трудящихся;

борьба с коррупцией и преступностью.

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики. Было внесено 4 вопроса:

придание русскому языку равного статуса с белорусским;

изменение символики республики;

экономическая интеграция с Россией;

досрочное прекращение деятельности Верховного Совета.

В соответствии с волеизъявлением народа в пользу этих вопросов, они были претворены в жизнь. 2 апреля 1996 г. Президенты двух стран (А. Лукашенко и Б. Ельцин) подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который отвечал взаимным интересам 2 стран.И процесс принял длительный и затяжной характер. 8 декабря 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства. Однако полностью процесс единения 2 братских народов не решен до сих пор по многим направлениям. Летом – осенью 1996 г. обострился очередной конфликт из – за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом, переросший в конфронтацию. В основе конфликта – 2 противоположных подхода в развитии белорусской государственности. С целью закрепления курса Президента было созвано 19-20 октября 1996 г. Всебелорусское народное собрание, рассмотревшее и одобрившее:

основные положения Программы социально – экономического развития республики до 2000 г.;

проект новой редакции Конституции;

вопросы, предложенные на республиканском референдуме.

Проведенный 24 ноября 1996 г. референдум с альтернативными Конституциями и вопросами – был выигран Президентом. 24 ноября деятельность Верховного Совета была прекращена и было создано – Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палата представителей и Совет республики. Последующая плодотворная совместная деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти способствовали эффективному реформированию и развитию всех сфер общественной жизни и экономике. К 2000 г. была закреплена положительная динамика развития экономической и социальной сфер республики.

18 мая 2001 г. состоялось 2 Всебелорусское собрание, принявшие ключевые вопросы социально – экономического и политического развития, на основе «белорусской модели» - социально – ориентированной рыночной экономики. К 2006 г. республика выглядела стабильной, благополучной, цивилизованной страной с развитой экономикой, наукой, культурой, образованием. Цели, задачи и пути развития республики дальше рассмотрело 2-3 марта 2006 г. 3-е Всебелорусское собрание. Его главный итог – через 5 лет довести качество жизни людей в республике до уровня – сравнимого с западно-европейским.

9 сентября 2001г. состоялись очередные президентские выборы, где победил А. Лукашенко (проголосовало 75,65 % избирателей). 19 марта 2006 г. очередные выборы Президента и опять победа А. Лукашенко – 83 % избирателей отдали ему свой голос, проголосовав тем самым заизбранный руководством страны курс.

Методология и социальные функции истории.

Функции истории:

социальной памяти (познавательная);

воспитательная;

гуманистическая;

прикладная.

История самостоятельная наука, ведущая среди общественных.

Составные части исторической науки:

· история государства и права;· экономическая история.

Историческая наука по периодам:

· первобытное общество;· средние века;· новое и новейшее время.

Преподавание как учебной дисциплины началось в 1917 г., в ВУЗах после создания БССР.

Периодизация и структура охватывает основные вехи в истории республики:

1.(древн. время – до 9 в.) – первобытно общественный строй, возникновение племен, племенных союзов, зарождение феодальных отношений;

2. (9 – 13 в.в.) – возникновение и развитие Киевской Руси (древнее государство славян и вхождение в него белорусских земель), образование княжеств. Полоцкий период в истории Беларуси;

3. (13 – вт. полов. 16 в.в.) – вхождение белорусских земель в состав ВКЛ;

4. (вт. полов. 16 – 18 в.в.) – вхождение Беларуси в состав Речи Посполитой;

5. (конец 18 в. – 1917 г.) – Беларусь в составе Российской империи;

6. (1917 – 1991 г.г.) – советский период (СССР) в истории БССР;

7. (1991 г. – по н/в) – Республика Беларусь самостоятельное государство.

Методология и методы изучения истории:

· объективный,· логический,· сравнительно- исторический,· классификационный,· исторических параллелей (ретроспективный),· статистический (математический)· смежных наук,· диалектико-материалистический,

 

 

Социально-экономическая и культурная политика на белорусских землях в составе Российского государства (кон. XVIII - нач. XX вв.).

Вся социально-хозяйственная жизнь строго и четко регламентировалась. Вводилась паспортная система регистрации и контроля за миграцией населения. Цыгане принуждались к регистрации, евреи управлялись своими кагалами. Административная опека распространялась буквально на все, даже на мелкие стороны жизни. Основной законодательный акт на Беларуси – Статут ВКЛ (1588 г.). Установлена свобода католического вероисповедания, земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись (католическому духовенству запрещалось склонять к своей вере православных). Особыми указами определялось положение еврейского населения: в 1794 г. устанавливается черта еврейской оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний.


 

Проблемы государственного строительства. Образование БССР.

После В.О.С.Р. перед белорусским народом встал вопрос о собственной государственности, ее политическом и идеологическом обосновании. Конкретные действия по воплощению своих планов госстроительства предприняли: 1. национально-демократические партии и организации; 2. большевики.

Национально демократические партии сделали ставку на создание БНР (белорусской народной республики) в условиях немецкой оккупации. 24 февраля 1918 г. их делегация посетила германское командование и высказала свою лояльность к власти интервентов. 9 марта 1918 г. объявили о создании БНР, подкрепляя все это изданием Уставных грамот различного содержания. Но все попытки были обречены на провал:

· Берлин, германское правительство четко заявило, что «… рассматривает Беларусь как часть Советской России»,

· государство, тем более независимое, в условиях оккупации и с поддержкой оккупантов не создается,

· эта возня не нашла поддержки у народных масс (готовился возврат земли помещикам, а предприятий их бывшим собственникам),

· решение о создании принимал нелегитимный орган власти,

· крестьяне активно выступали против отделения от Советской России,

· не получили поддержки на международной арене.

Попытка ряда белорусских деятелей осуществить самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической основе успехом не увенчались.

После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 г. советская власть также активизировала работу по созданию белорусской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР. 30 декабря 1918 г. Северо-Западная областная конференция РКП(б) «…объявила социалистическую республику Белоруссию…». Председателем Временного революционного правительства был утвержден Д.Жилунович (Тишка Гартный). I съезд КП(б)Б принял постановление о границах Беларуси – входили: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Смоленская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных преимущественно белорусами.

В декабре 1918 – январе 1919 гг. создается единая система госвласти – Советы, работавшие под руководством партийных большевистских организаций. 2-3 февраля 1919 г. состоялся I всебелорусский съезд Советов, на котором было: - оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР»; - принята «Декларация об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между ними; - определялась территория в составе Минской и Гродненской губерний; - принял Конституцию БССР, где:

· закреплялась диктатура пролетариата,

· переход от капитализма к социализму,

· ликвидация разделения общества на враждебные классы,

· уничтожение эксплуатации человека человеком,

· отмена частной собственности и установление общенародной на национальное достояние,

· труд - главная обязанность граждан,

· равноправие граждан,

· право на демократические свободы,

· бесплатное образование (все эти права гарантировались только трудящимся, на лиц, принадлежавших к эксплуататорским классам они не распространялись), высшая власть принадлежала в республике съезду Советов (между съездами ЦИК БССР, ответственный перед съездом); рассмотрен вопрос об образовании Литовско-Белорусской ССР (необходимость объединения сил белорусского и литовского народов перед угрозой войны со стороны Польши).

I съезд Советов Литвы 18-20 февраля 1919 г. тоже высказался за слияние республик. Объединенное заседание ЦИКов БССР и ЛССР состоялось в Вильно, где сформировано совместное правительство во главе с В.Мицкявичусом-Капсукасом. Официальное название новообразования - Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии (ЛитБел). Столица г. Вильно. В марте 1919 г. образована единая Компартия Литвы и Белоруссии. В состав государственного образования вошли территории: Минской, Виленской и часть Ковенской губерний, с населением более 4 млн. человек. В связи с нападением поляков правительство ЛитБел 28 апреля 1919 г. переехало в Минск. Когда к середине июля 1919 г. ¾ территории ЛитБел оккупировали интервенты, 16 июля правительство ЛитБел прекратило свою деятельность, а управление свободными уездами передал Минскому губревкому.

 

Предмет и задачи курса «История Беларуси».

История как наука – это совокупность знаний о пути, пройденном человеческим обществом со времени его возникновения и формирования на основе этих знаний опыт и уроки общественного развития стран, отдельных народов.

Существуют определенные взаимосвязи истории, идеологии, политики. Без научных исторических знаний не может быть правильной государственной политики.

История как наука выполняет в обществе свои социальные функции, представляя в его распоряжение научно-интерпретированный опыт прошлого.

Предмет «История Беларуси» - изучение хозяйственной, политической, культурной жизни белорусского народа, его особенности, общность, взаимосвязи с другими народами, межгосударственные отношения в русле единого общемирового исторического процесса развития человеческого общества.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.007 с.)