Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса «История Беларуси».↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи курса «История Беларуси». История как наука – это совокупность знаний о пути, пройденном человеческим обществом со времени его возникновения и формирования на основе этих знаний опыт и уроки общественного развития стран, отдельных народов. Существуют определенные взаимосвязи истории, идеологии, политики. Без научных исторических знаний не может быть правильной государственной политики. История как наука выполняет в обществе свои социальные функции, представляя в его распоряжение научно-интерпретированный опыт прошлого. Предмет «История Беларуси» - изучение хозяйственной, политической, культурной жизни белорусского народа, его особенности, общность, взаимосвязи с другими народами, межгосударственные отношения в русле единого общемирового исторического процесса развития человеческого общества.
Демократизация политической системы республики в 90-е годы XX века. Изменения в госуправлении сопровождались демократизацией всей политической системы и формированием правового государства. Началась работа по подготовке Конституции Беларуси. 15 марта 1994 г. она была принята. С развитием демократии в республике сложились условия для многопартийности. 25 августа 1991 г. было принято постановление «О временной приостановке деятельности КПБ – КПСС на территории Республики Беларусь». В декабре конфисковали ее собственность. Из всех политпартий и общественных движений активную политическую деятельность развернул БНФ.Обновлялось профсоюзное движение. Наравне софициальной ФПБ, появились независимые профсоюзы. В 1994 г. состоялись выборы первого президента Беларуси (6 кандидатов). 10 июля им стал А. Г. Лукашенко, набравший 81 % голосов избирателей. Предвыборная программа предусматривала: обеспечение суверенитета страны; экономическая и политическая стабильность; курс на реформирование общества (без потрясений); улучшение материального положения трудящихся; борьба с коррупцией и преступностью. 14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики. Было внесено 4 вопроса: придание русскому языку равного статуса с белорусским; изменение символики республики; экономическая интеграция с Россией; досрочное прекращение деятельности Верховного Совета. В соответствии с волеизъявлением народа в пользу этих вопросов, они были претворены в жизнь. 2 апреля 1996 г. Президенты двух стран (А. Лукашенко и Б. Ельцин) подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который отвечал взаимным интересам 2 стран.И процесс принял длительный и затяжной характер. 8 декабря 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства. Однако полностью процесс единения 2 братских народов не решен до сих пор по многим направлениям. Летом – осенью 1996 г. обострился очередной конфликт из – за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом, переросший в конфронтацию. В основе конфликта – 2 противоположных подхода в развитии белорусской государственности. С целью закрепления курса Президента было созвано 19-20 октября 1996 г. Всебелорусское народное собрание, рассмотревшее и одобрившее: основные положения Программы социально – экономического развития республики до 2000 г.; проект новой редакции Конституции; вопросы, предложенные на республиканском референдуме. Проведенный 24 ноября 1996 г. референдум с альтернативными Конституциями и вопросами – был выигран Президентом. 24 ноября деятельность Верховного Совета была прекращена и было создано – Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палата представителей и Совет республики. Последующая плодотворная совместная деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти способствовали эффективному реформированию и развитию всех сфер общественной жизни и экономике. К 2000 г. была закреплена положительная динамика развития экономической и социальной сфер республики. 18 мая 2001 г. состоялось 2 Всебелорусское собрание, принявшие ключевые вопросы социально – экономического и политического развития, на основе «белорусской модели» - социально – ориентированной рыночной экономики. К 2006 г. республика выглядела стабильной, благополучной, цивилизованной страной с развитой экономикой, наукой, культурой, образованием. Цели, задачи и пути развития республики дальше рассмотрело 2-3 марта 2006 г. 3-е Всебелорусское собрание. Его главный итог – через 5 лет довести качество жизни людей в республике до уровня – сравнимого с западно-европейским. 9 сентября 2001г. состоялись очередные президентские выборы, где победил А. Лукашенко (проголосовало 75,65 % избирателей). 19 марта 2006 г. очередные выборы Президента и опять победа А. Лукашенко – 83 % избирателей отдали ему свой голос, проголосовав тем самым заизбранный руководством страны курс. Методология и социальные функции истории. Функции истории: социальной памяти (познавательная); воспитательная; гуманистическая; прикладная. История самостоятельная наука, ведущая среди общественных. Составные части исторической науки: · история государства и права;· экономическая история. Историческая наука по периодам: · первобытное общество;· средние века;· новое и новейшее время. Преподавание как учебной дисциплины началось в 1917 г., в ВУЗах после создания БССР. Периодизация и структура охватывает основные вехи в истории республики: 1.(древн. время – до 9 в.) – первобытно общественный строй, возникновение племен, племенных союзов, зарождение феодальных отношений; 2. (9 – 13 в.в.) – возникновение и развитие Киевской Руси (древнее государство славян и вхождение в него белорусских земель), образование княжеств. Полоцкий период в истории Беларуси; 3. (13 – вт. полов. 16 в.в.) – вхождение белорусских земель в состав ВКЛ; 4. (вт. полов. 16 – 18 в.в.) – вхождение Беларуси в состав Речи Посполитой; 5. (конец 18 в. – 1917 г.) – Беларусь в составе Российской империи; 6. (1917 – 1991 г.г.) – советский период (СССР) в истории БССР; 7. (1991 г. – по н/в) – Республика Беларусь самостоятельное государство. Методология и методы изучения истории: · объективный,· логический,· сравнительно- исторический,· классификационный,· исторических параллелей (ретроспективный),· статистический (математический)· смежных наук,· диалектико-материалистический,
Социально-экономическая и культурная политика на белорусских землях в составе Российского государства (кон. XVIII - нач. XX вв.). Вся социально-хозяйственная жизнь строго и четко регламентировалась. Вводилась паспортная система регистрации и контроля за миграцией населения. Цыгане принуждались к регистрации, евреи управлялись своими кагалами. Административная опека распространялась буквально на все, даже на мелкие стороны жизни. Основной законодательный акт на Беларуси – Статут ВКЛ (1588 г.). Установлена свобода католического вероисповедания, земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись (католическому духовенству запрещалось склонять к своей вере православных). Особыми указами определялось положение еврейского населения: в 1794 г. устанавливается черта еврейской оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний.
Проблемы государственного строительства. Образование БССР. После В.О.С.Р. перед белорусским народом встал вопрос о собственной государственности, ее политическом и идеологическом обосновании. Конкретные действия по воплощению своих планов госстроительства предприняли: 1. национально-демократические партии и организации; 2. большевики. Национально демократические партии сделали ставку на создание БНР (белорусской народной республики) в условиях немецкой оккупации. 24 февраля 1918 г. их делегация посетила германское командование и высказала свою лояльность к власти интервентов. 9 марта 1918 г. объявили о создании БНР, подкрепляя все это изданием Уставных грамот различного содержания. Но все попытки были обречены на провал: · Берлин, германское правительство четко заявило, что «… рассматривает Беларусь как часть Советской России», · государство, тем более независимое, в условиях оккупации и с поддержкой оккупантов не создается, · эта возня не нашла поддержки у народных масс (готовился возврат земли помещикам, а предприятий их бывшим собственникам), · решение о создании принимал нелегитимный орган власти, · крестьяне активно выступали против отделения от Советской России, · не получили поддержки на международной арене. Попытка ряда белорусских деятелей осуществить самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической основе успехом не увенчались. После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 г. советская власть также активизировала работу по созданию белорусской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР. 30 декабря 1918 г. Северо-Западная областная конференция РКП(б) «…объявила социалистическую республику Белоруссию…». Председателем Временного революционного правительства был утвержден Д.Жилунович (Тишка Гартный). I съезд КП(б)Б принял постановление о границах Беларуси – входили: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Смоленская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных преимущественно белорусами. В декабре 1918 – январе 1919 гг. создается единая система госвласти – Советы, работавшие под руководством партийных большевистских организаций. 2-3 февраля 1919 г. состоялся I всебелорусский съезд Советов, на котором было: - оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР»; - принята «Декларация об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между ними; - определялась территория в составе Минской и Гродненской губерний; - принял Конституцию БССР, где: · закреплялась диктатура пролетариата, · переход от капитализма к социализму, · ликвидация разделения общества на враждебные классы, · уничтожение эксплуатации человека человеком, · отмена частной собственности и установление общенародной на национальное достояние, · труд - главная обязанность граждан, · равноправие граждан, · право на демократические свободы, · бесплатное образование (все эти права гарантировались только трудящимся, на лиц, принадлежавших к эксплуататорским классам они не распространялись), высшая власть принадлежала в республике съезду Советов (между съездами ЦИК БССР, ответственный перед съездом); рассмотрен вопрос об образовании Литовско-Белорусской ССР (необходимость объединения сил белорусского и литовского народов перед угрозой войны со стороны Польши). I съезд Советов Литвы 18-20 февраля 1919 г. тоже высказался за слияние республик. Объединенное заседание ЦИКов БССР и ЛССР состоялось в Вильно, где сформировано совместное правительство во главе с В.Мицкявичусом-Капсукасом. Официальное название новообразования - Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии (ЛитБел). Столица г. Вильно. В марте 1919 г. образована единая Компартия Литвы и Белоруссии. В состав государственного образования вошли территории: Минской, Виленской и часть Ковенской губерний, с населением более 4 млн. человек. В связи с нападением поляков правительство ЛитБел 28 апреля 1919 г. переехало в Минск. Когда к середине июля 1919 г. ¾ территории ЛитБел оккупировали интервенты, 16 июля правительство ЛитБел прекратило свою деятельность, а управление свободными уездами передал Минскому губревкому.
Предмет и задачи курса «История Беларуси». История как наука – это совокупность знаний о пути, пройденном человеческим обществом со времени его возникновения и формирования на основе этих знаний опыт и уроки общественного развития стран, отдельных народов. Существуют определенные взаимосвязи истории, идеологии, политики. Без научных исторических знаний не может быть правильной государственной политики. История как наука выполняет в обществе свои социальные функции, представляя в его распоряжение научно-интерпретированный опыт прошлого. Предмет «История Беларуси» - изучение хозяйственной, политической, культурной жизни белорусского народа, его особенности, общность, взаимосвязи с другими народами, межгосударственные отношения в русле единого общемирового исторического процесса развития человеческого общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.012 с.) |