Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беларусь в условиях радикальных политических и экономических перемен (1985 - 1991 гг.)

Поиск

Кризисные явления в экономике означали, что централизованная плановая огосударствленная экономика исчерпала возможности дальнейшего развития. Необходимо было ее коренное преобразование. Трудность заключалась в том. что никто не знал, как это делать. Выход из создавшегося положения искали через сочетание административных методов управления экономикой «сверху» с самоуправлением «снизу» на местах.

Предусматривалось усовершенствование планового управления экономикой и повышение самостоятельности предприятий. В таком направлении шло обсуждение / 2-го пятилетнего плана развития БССР на 1986—1990 гг. В плане ставилась задача обеспечить прирост производства за счет использования в первую очередь интенсивных, а не экстенсивных путей развития экономики. Интенсивный путь развития был связан с улучшением качества продукции на основе внедрения достижений науки и техники, повышения производительности труда.

Первоочередной задачей в 1987 г. была признана необходимость обеспечить переход от централизованной командной системы управления к более демократической. В этой связи начался перевод отраслей народного хозяйства, предприятий и объединений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Хозяйственный расчет предполагал такой метод хозяйствования, при котором доходы, получаемые предприятием, покрывают его расходы на производство этой продукции. При самофинансировании предполагается, что доходы предприятия превышают расходы, и, таким образом, оно само зарабатывает деньги, не нуждаясь в государственном финансировании. Уже в 1988 г. в Беларуси в условиях хозяйственного расчета и самофинансирования работали промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт, торговля, большинство строительных организаций. В это же время были предприняты меры по повышению качества выпускаемой продукции, которая была бы конкурентоспособной на мировом рынке. С этой целью на предприятиях была введена контрольная служба — госприемка.

Таким образом, перевод промышленных предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование, введение госприемки явились первым этапом экономической реформы. Однако ожидаемых результатов это не дало. Единственным достижением промышленности БССР во второй половине 80-х гг. XX в. стала переориентация ее с производства средств производства — машин, станков, оборудования :— на выпуск товаров народного потребления. Впервые эти товары по объему производства стали выпускаться опережающими темпами.

Состояние сельского хозяйства продолжало ухудшаться. Для обеспечения населения продовольственными продуктами была введена система талонов. В этих условиях более настойчиво стали подниматься вопросы о необходимости сочетания командного управления колхозами с другими способами хозяйствования на земле.

Экономическое положение Беларуси в конце 1980-х гг. резко ухудшилось в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции, которая произошла 26 апреля 1986 г. Экономический ущерб, нанесенный Беларуси аварией, составил, по подсчетам ученых, 32 годовых республиканских бюджета. Радиоактивными нуклидами оказалась загрязненной пятая часть территории Беларуси, на которой проживал каждый пятый житель республики. Из пользования было выведено 20 % ранее пригодных для ведения сельского хозяйства земель. Правительством республики была разработана и в 1989 г. принята долгосрочная Государственная программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Все принятые ранее меры по введению полного хозрасчета, самофинансирования не дали ожидаемых результатов. В этих условиях правительством республики была разработана программа постепенного, не ограниченного рамками времени перехода к рынку, при котором государство выступает в роли регулятора рынка.

В начале 1990-х гг. элементами рынка в республике стали введение рыночных цен на большинство товаров и услуг, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур, проведение приватизации — разгосударствления, передачи объектов хозяйствования из государственной собственности в частную. Однако реализовать меры, намеченные программой по постепенному переходу к рынку, не удалось. Кризисное состояние экономики продолжало ухудшаться. Вместе с этим осложнялись условия перехода крынку. Остро встал вопрос о темпах инфляции — обесценивания денег и снижения их покупательной способности. Количество напечатанных и находящихся в пользовании у населения денег превысило стоимость выпускаемой продукции.

 

 

Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ.

Попытка руководства Советского Союза провести радикальные экономические преобразования привела к либерализации общественно-политической жизни, реформированию взаимоотношений между республиками и центром. На местах, в том числе в Беларуси, разрасталось движение за национальную независимость.

Конец 1990 — начало 1991 г. отмечены попытками поиска новых форм национально-государственных связей республик СССР. В марте 1991 г. состоялся референдум о судьбе Союза ССР, в ходе которого за сохранение СССР высказалось большинство населения. Однако надежда на постепенное реформирование СССР была перечеркнута путчем в августе 1991 г., когда Государственный комитет по чрезвычайном) положению (ГКЧП) объявил о переходе власти в его руки. После провала путча Верховный Совет БССР 25 августа 1991 г. принял решение о придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Беларуси, а также постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики. В собственность Беларуси передавались предприятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, размещенные на ее территории. Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности БССР из союзно-республиканских учреждений преобразоввывались в республиканские. Было принято решение о приостановке деятельности КПБ, департизации органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений. Собственность КПБ была опечатана.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет утвердил повое название страны — Республика Беларусь, было принято также решение о введении новой государственной символики — герба «Погоня» и бело-» красно-белого флага. 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СИГ). В их заявлении было отмечено, что попытки подготовки нового Союзного договора зашли в тупик и объективный процесс выхода республик из состава СССР стал реальным фактом. Осознавая нарастающий экономический и политический кризис, рост напряженности во многих регионах СССР и ответственность перед своими народами, руководители государств заявили о создании СНГ. Официальным центром содружества был определен Минск.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглашение об образовании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 г. 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Казахстана. Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана на встрече в Алма-Ате поддержали создание СНГ. СССР прекратил свое существование.

Беларусь вступила в новый этап своего развития. В конце 1991— 1992 гг. были созданы Главное управление пограничных войск при совете Министров Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет. Министерство обороны республики и т.д. Одним из первых шагов стало присоединение Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия, заключение с Россией Договора о статусе стратегических ядерных сил на ее территории. Предусматривался вывод из Беларуси до конца 1997 г. стратегических ракет и ядерных боеголовок.

С развитием демократии в обществе сложились условия для формирования многопартийной системы. Одной из первых возникла Объединенная демократическая партия Беларуси (1990 г.), которая в 1995 г. соединилась с Гражданской партией и создала Объединенную гражданскую партию. В 1991 г. возникла Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада, Партия коммунистов Беларуси. В 1992 г. — Партия народного согласия, Объединенная аграрно-демократическая партия. Славянский собор "Белая Русь", Партия зеленых Беларуси и т. д. Со времени III съезда Белорусского народного фронта в 1993 г. фактически была создана партия БНФ, который зародился в 1988 г. как широкое общественно-политическое движение. В октябре 1990 г. состоялся 1 съезд Федерации профсоюзов Беларуси, а в 1991 г. образовались Свободные профсоюзы Беларуси. В настоящее время в Беларуси действует около 18 политических партий и 2 200 неправительственных общественных организаций. Они представляют широкий политический спектр от партий коммунистической и социалистической ориентации до партий, которые выступают за проведение радикальных реформ капиталистического

 

 

58. Республика Беларусь на пути к реальному суверенитету. Становление и развитие государственных институтов власти в РБ после распада СССР. Конституция РБ 15 марта 1994г. (с доп. и измен. 1996 г.) об основах полити­ческого и экономического строя и правах человека.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял "Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики". Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели — свободного развития и благосостояния, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией БССР и ее международными обязательствами. Верховный Совет объявил суверенитет как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочие ее законов, внешнеполитическую независимость.

В соответствии с Декларацией Беларусь — суверенное государство, образованное на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Граждане Беларуси всех национальностей образуют белорусский народ, который является носителем суверенитета и источником государственной власти в республике.

Демократизация общества вызвала к жизни множество политических организаций, партий, движений, союзов. В начале 90-х гг. в Беларуси создано 60 общественных объединений разного направления. Большинство из них не имели прочной социальной базы, не являлись стабильными формированиями с продуманными программами. Почти все организации были очень малочисленными. Но главное заключается в том, что создание политических формирований на деле утверждало путь общества к демократии, крах однопартийной системы в Беларуси.

Объявление суверенитета Беларуси, как и суверенитета других республик СССР, было поиском новых форм связей между ними, попыткой преобразования национально-государственных отношений. В конце 1990 — начале 1991 г. были подписаны договор о сотрудничестве в области политики, экономики, экологии, охраны здоровья, науки и техники, культуры и торговли с РСФСР, договоры об основах отношений с Украиной и Казахстаном. Необходимость сохранения связей была подтверждена в ходе референдума о судьбе Союза ССР в марте 1991 г. В БССР за сохранение Союза ССР проголосовало 82,7% населения.

Надежда на прогресс в этом направлении была перечеркнута путчем в августе 1991 г. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) объявил о переходе в его руки всей власти в СССР. После провала государственного переворота ГКЧП 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял пакет решений о независимости, политической и экономической самостоятельности Беларуси. Декларации о государственном суверенитете Беларуси был придан статус конституционного закона.

Министерство внутренних дел БССР и Комитет государственной безопасности БССР из союзных и республиканских учреждений были преобразованы в республиканские. В связи с фактическим роспуском КПСС деятельность КПБ на территории Беларуси была приостановлена, помещения ЦК КПБ, обкомов, райкомов и других партийных учреждений опечатаны. Верховный Совет принял решение о деиартиза-ции органов государственной власти и управления, государственных предприятий, учреждений и организаций. Основанием для приостановления деятельности и запрещения КПБ стало опубликованное 21 августа 1991 г. Обращение ЦК Компартии Беларуси к коммунистам, всем трудящимся республики. В нем не высказывалась прямая поддержка путчистам, но фактически признавались ГКЧП и его действия.

19 сентября 1991 г. на сессии Верховного Совета Беларуси было утверждено название — Республика Беларусь, герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг. При утверждении государственного герба и государственного флага Республики Беларусь органы власти исходили из традиции нескольких столетий национальной символики. Эти герб и флаг оставались государственными символами Беларуси с 1991 по 1995 г., когда в результате референдума была введена другая государственная символика — флаг красно-зеленого цвета с белорусским национальным орнаментом на белом поле и новый герб.

Белорусское государство вступило в новый этап своего развития. С начала 1992 г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь, был создан Государственный таможенный комитет.

В марте 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета "О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь" начало работу Министерство обороны республики. Все части и подразделения бывшего Белорусского военного округа за исключением стратегических сил СНГ перешли под контроль Республики Беларусь. Беларусь заявила о готовности руководствоваться ранее подписанными международными соглашениями, ратифицировала Договор СНВ-1, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, заключила Договор с Россией о статусе стратегических ядерных сил на ее территории. Подписанные соглашения предусматривают вывод до конца 1997 г. на территорию России стратегических ракет и ядерных боеголовок. Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает ее статус как безъядерного, нейтрального государства, владеющего только оборонительными вооруженными силами.

Важным событием стала подготовка и принятие 15 марта 1994 г. новой Конституции. Согласно Конституции Республика Беларусь — унитарное демократическое и социально-правовое государство. Высшей ценностью общества и государства является человек, а единственным источником государственной власти — народ.

Принятие Конституции было очень серьезным шагом Беларуси на пути к демократическому обществу. Все демократии являются системами, в которых граждане свободно принимают политические решения властью большинства. Но власть большинства. обязательно должна совмещаться с гарантиями личных прав человека, которые в свою очередь служат тому, чтобы защищать права меньшинств. Важнейшими составляющими демократического общества являются суверенитет нации, управление, основанное на согласии с управляемыми; власть большинства; права меньшинства; гарантия основных прав человека; свободные и справедливые выборы; равенство перед законом; соответствующий порядок судопроизводства; конституционные ограничения правительства; общественный, экономический и политический плюрализм; качества терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

Белорусское государство базируется на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.. Руководителем государства и исполнительной власти является Президент Республики Беларусь. Разграничение властей — один из важнейших принципов существования Республики Беларусь как правового государства. Без этого невозможно действие таких общепризнанных принципов, как верховенство закона во всех сферах общественной жизни; взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений; приоритет прав и свобод личности, их защита государством; наличие эффективных форм наблюдения и контроля за сохранением прав граждан.

Президентская форма государственного управления предусматривает, что именно президент формирует высший исполнительный орган и несет ответственность за его деятельность. Деятельность президента регламентируется Конституцией и законами.

10 июля 1994 г. первым президентом Республики Беларусь был избран Александр Лукашенко. 20 июля на сессии Верховного Совета состоялась церемония вступления президента в должность.

24 ноября 1996 г. в нашей стране вновь состоялся референдум по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни. На голосование были вынесены семь вопросов, четыре из которых предложил Президент Республики Беларусь, три — депутаты Верховного Совета Республики Беларусь. Референдум проходил в сложной и напряженной политической обстановке. В голосовании приняли участие 84,14 % граждан республики, имеющих право голоса. По итогам референдума День независимости Республики Беларусь был перенесен на 3 июля.

Важнейшим итогом референдума стало принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь. В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями Президент Республики Беларусь является главой государства. Он представляет страну на международной арене, выступает в качестве высшего должностного лица государства. Президент выступает гарантом Конституции, государственности, обеспечивает согласованную деятельность государственных структур.

Новая редакция Конституции предполагает создание двухпалатного парламента, состоящего из Палаты представителей и Совета Республики. Проекты законов, рассмотренные Палатой представителей, одобряются Советом Республики или направляются им на доработку. Парламентарии участвуют в формировании органов государственной власти, оказывают влияние на социально-экономическую жизнь общества.

Исполнительную власть осуществляет Совет Министров. Основной функцией Конституционного Суда является осуществление контроля за соответствием законов и других нормативных актов Конституции Республики Беларусь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.014 с.)