Рост городов. Магдебургское право. Консолидация белорусского этноса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост городов. Магдебургское право. Консолидация белорусского этноса.



В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли и культуры. В XIV—XV вв. многие из них получили право на самоуправление, гак называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в ХШ в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже — белорусским законам, и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства Великого княжества Литовского. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), за ним — Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургским правом владели почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалось нападениям, и государство было заинтересовано в преобразовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», личные свободы.

По магдебургскому праву, вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, тороговлей и земледелием, выбирать городской орган власти — магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения — цехи. Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильно и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Великого княжества Литовского. Города с магдебургским правом могли до 4 раз в год проводить ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее поступали налоги в государственную казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за предоставленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно Привилею на магдебургское право в городах создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление — магистрат, ратушу — возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из двух структурных частей: городской рады, куда входили 12—20 мещан-радцев, избираемых из законнорожденных, проживающих в городе богатых мещан, и лавы, куда помимо войта входили избираемые лавники. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.При органах самоуправления находились и другие должностные лиц

 

 

11. Люблинская уния 1569 г.: причины, результаты, последствия. Государственно-правовое и политическое поло­жение белорусских земель в составе Речи Посполитой. Статут 1588 г.

В 1569 г. состоялся Люблинский сейм, который продолжался шесть месяцев. На сейме польской шляхте удалось добиться от ВКЛ значительных территориальных уступок. Ряд богатейших и огромных земель ВКЛ был включен в состав Польши.

Подписание соглашения об объединении двух государств в Речь Посполитую состоялось 1 июля 1569 г. Высшим органом власти становился общий сейм, который мог собираться только на территории Польши (отдельных сеймов какдля Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось). Глава государства избирался феодалами ВКЛ и Польши сообща. Первым таким руководителем Речи Посполитой стал Стефан Баторий (1576—1586 гг.), В годы Ливонской войны под его началом был отвоеван Полоцк. Резиденцией (местом постоянного пребывания) Батория стал Гродно, где для него был перестроен замок и где он занимался своим любимым делом — охотой. Отдельными для ВКЛ и Польши оставались:

—административный аппарат (государственные посты);

—законодательство (в ВКЛ оно было представлено Статутом 1588 г.);

—судебная организация (высшим судебным органом в ВКЛ с 1581 г. являлся Главный трибунал);

—войско (его основой в ВКЛ в XVI в. было «посполитое рушение» — всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и солдат — военнообязанных мужчин, которых выставлял со своих земельных владений каждый шляхтич);

— официальные названия государств при существовании общего названия «Речь Посполитая»;

—печать с символом государства (в ВКЛ — изображение «Погони», в Польше — изображение «Орла»);

—язык официального делопроизводства (старобелорусский — в ВКЛ, польский и латинский — в Польше).

Итогом Люблинской унии стало создание государства — Речь Посполитая. Она по своему устройству являлась федерацией, т. е. государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в единую страну. В составе этого шляхетского многонационального государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

Итогами Люблинской унии осталась недовольна большая часть магнатов ВКЛ, которой теперь нужно было делить политическую власть с феодалами Польши. Особенно недовольны магнаты ВКЛ были тем, что польская шляхта получила право на земельные владения в пределах Княжества. Шляхта ВКЛ практически потеряла подобное право в тех районах, которые по условиям унии отошли к Польше. Антипольские настроения в ВКЛ нарастали и вскоре приобрели практический характер.Люблинская уния положила начало так называемой полонизации — ополячиванию прежде всего шляхты ВКЛ через присоединение ее к «польским шляхетским вольностям». Так, в 1696 г. шляхте ВКЛ, подобно польской шляхте, были даны права полного контроля за деятельностью высших должностных лиц Княжества, а также короля. В условиях наступления католической церкви на земли ВКЛ многие магнаты переходили в католическую веру. Это открывало путь к занятию ими высших государственных постов. За магнатами потянулась остальная шляхта ВКЛ. Через католицизм она стала приобщаться к польской культуре и языку. В 1696 г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного. Со временем в ВКЛ сложилась новая общность — «народ шляхетский» — объединение шляхты не только со своими особыми правами (привилегиями), но и с единой верой (католицизмом) и единым языком (польским).

Однако самым мощным всплеском государственной независимости Великого Княжества Литовского было принятие Статута 1588 г, который, по существу, упразднял многие положения Люблинской унии. В частности, в этом законодательном акте о Люблинской унии даже не упоминается. Согласно Статуту, Великое Княжество Литовское — самостоятельное, независимое государство со своей территорией, государственным аппаратом, армией, финансами и законодательством, в котором иногда появлялись и антипольские статьи.Таким образом, сформированная в Польше монархически-республиканская государственно-политическая система была не в состоянии объединить земли Речи Посполитой. Этого можно было достичь только централизацией наподобие московского самодержавия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.005 с.)