Внешнеполитическая деятельность белсср в 1945-1980-е гг. Бсср в оон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеполитическая деятельность белсср в 1945-1980-е гг. Бсср в оон.



После второй мировой войны изменилось политическое положение Беларуси. Она была восстановлена в рамках единого государства и начала выходить на международную арену. Еще на Тегеранской конференции трех великих государств (ноябрь — декабрь 1943 г.) было принято решение об основании после войны авторитетной международной организации, которая бы решала важнейшие проблемы мировой жизни и выступала гарантом мира и безопасности. С целью усилить свое влияние на ее деятельность правительство СССР предложило признать полноправными членами новой организации все республики Союза. Для юридического обоснования этого предложения 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон и расширении полномочий республик в области внешних отношений и обороны, в соответствии с которым в марте был создан Народный комиссариат иностранных дел БССР (с 1946 г' — министерство). Но когда вопрос был вынесен на обсуждение на конференции в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.), где разрабатывался проект Устава Организации Объединенных Наций, западные государства квалифицировали это предложение СССР как стремление к "многочисленному членству" с целью обеспечения себе определенных преимуществ. Представители правительств США и Англии дали согласие на приглашение в ООН только Украины и Беларуси, учитывая их весомый вклад в разгром фашизма, человеческие жертвы и материальный урон, которые они понесли в годы войны. В апреле 1945 г. Украина и Беларусь получили приглашение стать государствами — основателями ООН. 6 мая 1945 г. белорусская правительственная делегация во главе с наркомом иностранных дел К.В.Киселевым выехала в Сан-Франциско, где активно включилась в работу. 26 июня 1945 г. она вместе с другими делегациями от 49 стран мира подписала Устав новой международной организации.

Членство в ООН не привело к существенным изменениям в положении республики как внутри СССР, так и на международной арене. В условиях сталинского режима вся внешнеполитическая деятельность была монополизирована союзным правительством, а между республиками и центром отсутствовало разграничение в функциях. Тем не менее участие Беларуси в работе ООН имело положительное значение, так как содействовало развитию международных связей и контактов, приобретению дипломатического опыта и культуры.

Уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, начавшей свою работу в январе 1946 г., делегация БССР выступила с инициативой о выдаче и наказании военных преступников. Она предложила всем государствам предпринять шаги по их аресту и депортации с целью справедливого наказания. На второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1947) Белорусская ССР была избрана на три года в Экономический и Социальный Совет — один из шести главных органов этой организации.

В первые послевоенные годы Беларусь заключила также ряд соглашений с иностранными государствами. В сентябре 1944 г. между правительством БССР и Польским комитетом национального освобождения было подписано соглашение об обмене населением. Что касается договора о советско-польской границе, то он был заключен 16 августа 1945 г. без участия уполномоченных представителей БССР. В результате республика потеряла 17 районов Белостокской области с Белостоком и три района Брестской области и получила взамен с польской стороны 15 деревень, населенных преимущественно белорусами. В 1946 г. делегация БССР принимала участие в Парижской мирной конференции, где активно выступала в обсуждении территориальных и репарационных вопросов в послевоенной Европе. 10 февраля 1947 г. министр иностранных дел БССР К.В.Киселев подписал в Париже договор о мире с бывшими союзниками фашистской Германии — Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией.

Начиная с 1947 г. международная деятельность Беларуси фактически ограничивается участием в работе ООН. Это было связано с тем, что в первое послевоенное десятилетие возникла и обострилась "холодная война". Трибуна ООН стала активно использоваться в противостоянии между Западом и Востоком. В условиях отсутствия реальной самостоятельности в решении международных дел белорусские дипломаты были вынуждены только выступать в поддержку московских предложений. Негативно влияла на международные дела и усилившаяся подозрительность ко всем, кто имел контакты с заграницей, так как в конце 40 — начале 50-х гт. проходила кампания по борьбе с космополитами и низкопоклонством перед Западом. В результате в 1944—1955 гг. БССР подписала только 30 договоров, соглашений, конвенций и вступила в Международный союз электросвязи и Мировой почтовый союз (1947), Мировую метеорологическую организацию (1948), Международную организацию труда (1954) и др.

Более благоприятные возможности для осуществления международной деятельности БССР появляются во второй половине 50-х гг. Уменьшение международной напряженности и переход советского руководства на путь активного сотрудничества с ООН и ее организациями содействовали тому, что союзные республики получили больше прав и полномочий. В 1958 г. было открыто постоянное представительство Белорусской ССР при ООН, что позволило ей активизировать свою работу.

По-прежнему делегация Беларуси отстаивала в ООН линию на укрепление мира и безопасности, ликвидацию колониализма, развитие равноправного экономического сотрудничества. При ее активном участии в 1960 г. была принята Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным народам и странам, что содействовало развитию национально-освободительного движения. Она выступала против локальных войн, участвовала в обсуждении вопросов всеобщего и полного разоружения. В 1963 г. в числе первых БССР подписала в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. В 1970 г. был ратифицирован договор о нераспространении ядерного оружия. Белорусская ССР избиралась непостоянным членом Совета Безопасности, ее представительства действовали в специализированных органах ООН, таких как ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и др. К середине 80-х гг. республика подписала более 160 договоров и соглашений, что свидетельствовало об усилении ее международного авторитета.

В 50-е гг. получили развитие двусторонние связи между Беларусью и странами — членами СЭВ. Географическое положение, близость к странам Западной Европы, удобные пути сообщения, а также определенная культурная общность славянских народов предопределили расширение контактов прежде всего с Польшей, Болгарией и Чехословакией. Если вначале они развивались на межгосударственном уровне, то затем довольно быстро вышли на региональный. В 1956 г. Гродненская и Брестская области заключили соглашения о сотрудничестве с Белосток-ским и Люблинским воеводствами.

В 1985 г. уже все области Беларуси имели постоянные контакты на основе договоровА 10 воеводствами Польши, двумя округами ГДР, округом Болгарии и областью Чехословакии.Определенный импульс для дальнейшего развития в послевоенный период получило экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Масштабы внешнеэкономических связей Беларуси определялись ее промышленным и научно-техническим потенциалом, а также общим положением экономических отношений СССР с зарубежными странами. Поэтому вначале в поставках на экспорт преобладало сырье. С середины 50-х гт. начали вывозиться машины и оборудование. В 1956 г. более 100 белорусских предприятий поставляли свою продукцию в 47 стран мира. В 1985 г. их количество выросло до 300, а поставки шли более чем в 100 стран мира. Особым спросом за рубежом пользовались тракторы, грузовые автомобили, силосоуборочные комбайны, калийные удобрения, товары широкого потребления. Однако удельный вес машин и оборудования, несмотря на довольно высокий уровень промышленного развития БССР, даже в лучшие годы не превышал 30 %. Это объяснялось тем, что в международном торговом обмене у республики отсутствовала самостоятельность и все экспортно-импортные операции определялись союзными министерствами. Большая часть товаров направлялась странам — членам СЭВ, около 10 % приходилось на страны Азии, Африки и Латинской Америки, около 20 % — на страны Запада.Примерно в таких же размерах определялись импортные поставки. Почти половина из них приходилась на страны СЭВ, около 40 % — на развитые страны Запада и 10 % — на остальные. За счет импортных операций в республику завозились технологические линии и оборудование, товары широкого потребления.Беларусь поддерживала в послевоенные годы культурные и научные связи с зарубежными странами. Они осуществлялись государственными учреждениями и творческими союзами, многочисленными партийными и общественными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влияние на их развитие оказали Белорусское общество культурных связей, которое в 1958 г. было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"). При их непосредственном участии проходил научный и культурный обмен, устраивались выставки, гастрольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались международные встречи и конгрессы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.005 с.)