Кризис тоталитаризма и первые попытки демократизации страны («Хрущевская оттепель» 1954 - 1964 гг.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис тоталитаризма и первые попытки демократизации страны («Хрущевская оттепель» 1954 - 1964 гг.).



Попытка демократизации общественно-политической жизни в БССР во второй половине 50 — первой половине 60-х гг. XX в. была связана с принятием при П. С. Хрущеве курса на десталинизацию общества, который был направлен на преодоление отрицательных последствий правления И. В. Сталина после его смерти в 1953 г. В 1956 г. на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) впервые был поставлен вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства партией и страной. Такая политика получила в истории название «курсХХсъезда».

В БССР пост первого секретаря ЦК КПБ (Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси) с 1956 г. занимал Кирилл Трофимович Мазуров — активный участник партизанской борьбы в годы войны с фашизмом. Он первым из белорусов был назначен на эту должность после войны. До него все послевоенные руководители республики прибывали на должность первого секретаря ЦК КПБ по направлению из Москвы.

Мероприятия, которые были проведены в СССР при Н. С. Хрущеве, получили в литературе название политики «оттепели», или «хрущевскойоттепели». Были прекращены массовые репрессии. Началась реабилитация (восстановление доброго имени) безвинно осужденных. Было реабилитировано около 40 тыс. жителей республики, в том числе известные политические деятели Беларуси А. Червяков, Н. Голодед и др. Появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. И хотя к середине 1960-х гг. реабилитация практически прекратилась, вернуть население к прежнему состоянию скованности и страха было уже невозможно.

Политика «оттепели» была направлена на реформирование политического режима. В этих целях с середины 1950-х гг. делались попытки повысить роль Советов в руководстве страной и обществом. Но дальше некоторого ослабления контроля «сверху» и расширения роли местных Советов дело не пошло. По-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим партийным контролем.

В целом население поддержало политический курс Н. С. Хрущева на демократизацию общества. Однако эта политика проводилась без учета объективных законов развития общества и реальных обстоятельств. Она характеризуется как политический волюнтаризм, при котором воля руководителя становится определяющей в развитии общества. Проявлением волюнтаризма стало принятие в 1961 г. Программы КПСС. В ней было объявлено о курсе на строительство коммунизма в СССР к 80-м гг. XX в.

53. Период стабилизации и нарастание кризиса советской системы(60-80-е гг. 20 в.). Эпоха «застоя». Социально-экономические и общественно-политические процессы в БССР. Во второй половине 1960-х — первой половине 80-х гг. XX в. в СССР начинается формирование застойных явлений в общественно-политической жизни. В октябре 1964 г. инициатор политики «оттепели» Н. С. Хрущев был снят с должности Первого секретаря ЦК КПСС. Руководителем Коммунистической партии, а это значит фактически советского государства, стал Л. И. Брежнев (1964—1982 гг.). В этот период в стране происходил поворот к консерватизму — сохранению командно-административных методов управления и контроля государства над обществом.Власть была полностью сосредоточена в руках Коммунистической партии, которая контролировала все области общественно-политической жизни, а также экономику и фактически являлась «государством в государстве». Планы пятилеток принимались на съездах КПСС. Ее руководящая роль была закреплена в Основном законе страны — Конституции СССР 1977 г., которая получила название «Конституцияразвитого социализма». Соответственно руководящая роль Компартии Беларуси была закреплена в Конституции БССР 1978 г.Большую роль в общественно-политической жизни республики и ее экономическом развитии играл комсомол Беларуси, который в 1972 г. объединял более 1 млн молодых людей.Партийным руководителем в Беларуси был Петр Миронович Машеров, который возглавлял КПБ с 1965 по 1980 г. П. М. Машеров пользовался огромным уважением среди населения за простоту,'доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Иногда в личных беседах Машеров высказывал недовольство тем положением, которое складыва- г] м. Машеров лось в руководстве партией и государством. Однако в тех условиях, когда господствовала жесткая централизованная система управления страной, он был ограничен в своих действиях указаниями «сверху».

Общественно-политическая жизнь в 1970-е — первой половине 1980-х гг. в БССР проходила в условиях подъема экономики. Соответственно повышался и жизненный уровень населения. Это служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии. Так, с патриотической и интернациональной точки зрения был воспринят населением ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Он объяснялся необходимостью помощи южному соседу СССР в его борьбе за самостоятельное развитие. На самом деле это было поддержкой только одного политического режима в Афганистане, который симпатизировал КПСС. В дальнейшем ввод советских войск в Афганистан был признан политической ошибкой и вмешательством в его внутренние дела. За годы пребывания советских войск в Афганистане (1979—1989 гг.) там служили около 30 тыс. белорусов, из которых свыше 700 погибли.К середине 1960-х гг. снизились показатели экономического развития БССР. Затраты на единицу выпускаемой продукции выросли, замедлились темпы роста производительности труда. Это было связано с существованием централизованной плановой экономики. В 1965 г. была предпринята одна из самых решительных в послевоенные годы попыток радикальных изменений в экономике путем проведения реформы. Автором ее стал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Реформа предусматривала включить вдействие товарно-денежные механизмы, т. е. элементы рыночной экономики. При этом продолжали сохраняться командно-административные методы управления экономикой.В Беларуси итоги реформы проявились в том, что произошло некоторое улучшение работы промышленности на основе внедрения в производство комплексной механизации и автоматизации. Принципиально новым направлением, стало использование в производстве робототехники. Были построены новые предприятия. Среди них — Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, нефтеперерабатывающий завод в Мозыре. Белорусский металлургический завод в Жлобине.

Развитие промышленности характеризовалось преимущественно количественным ростом, т. е. проходило экстенсивным путем. Это означали, что увеличение количества выпускаемой продукции происходило прежде всего за счет увеличения количества работников, количества предприятий, количества денег, выделяемых на развитие промышленности. Интенсивный путь предполагает не количественный рост выпускаемой продукции, а прежде всего улучшение ее качественных показателей. Это возможно за счет внедрения в производство достижений науки и техники, а также повышения производительности труда. Задача перехода на интенсивный путь развития промышленности оказалась для экономической реформы 1965 г. неразрешимой. Одной из особенностей экономического развития Беларуси в 1960-е гг. стал быстрый рост тяжелой промышленности. В 80-е гг. она превращается в отрасль производства по обслуживанию военно-промышленного комплекса (ВПК)-В условиях «холодной войны» больше внимания уделялось развитию в БССР так называемой «оборонки» — оборонной промышленности. Легкая промышленность, выпускавшая потребительские товары, оказалась второстепенной отраслью. Вместе с тем, если во второй половине 50 — середине 60-х гг. XX в. абсолютное большинство населения жило без телевизоров, холодильников, радиоприемников, то развитие соответствующих отраслей промышленности в 1970—1980-е гг. позволило появиться этим бытовым приборам почти в каждой семье. Налаживалось производство цветных телевизоров, персональных компьютеров, видеотехники, стиральных машин, пылесосов, газо- и электроплит. Благосостояние населения могло быть еще выше, если бы значительные средства не направлялись на развитие военно-промышленного комплекса.БССР, занимая меньше 1 % всесоюзной территории, имея около 4 % населения СССР, в 1981 г. производила в масштабах страны 52 % калийных удобрений и 22 % химических волокон. Таким образом, территория Беларуси оказалась перенасыщенной предприятиями химической промышленности. Экологическая ситуация в республике ухудшилась также в результате проведения химизации сельского хозяйства — внесения в почву искусственных удобрений. Их количество с 1965 по 1985 г. увеличилось почти в 20 раз. В связи с развитием новых отраслей промышленности превратились в крупные центры Солигорск, Новополоцк, Светлогорск. Строились новые жилые районы в столице, например, микрорайон «Восток». Это свидетельствовало об ускорении процесса урбанизации. Все большая часть населения, особенно молодежь, стала переселяться в города, где уровень жизни был выше по сравнению с деревней.БССР начиная с конца 1960-х гг. специализировалась на разведении крупного рогатого скота, свиней, а также молочном животноводстве. Поэтому республику в народе называли «откормочным цехом Советского Союза». Однако темпы роста продукции сельского хозяйства не соответствовали потребностям республики и тем затратам, которые направлялись в эту область народного хозяйства. Производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения снижалось. Продовольственное обеспечение населения к началу 1980-х гг. ухудшилось. Была предпринята попытка решить задачу обеспечения населения продовольственными продуктами путем создания агропромышленного комплекса (АПК). Он предполагал объединение в единый организм собственно сельского хозяйства и тех отраслей промышленности, которые обслуживали сельское хозяйство. В 1982 г. была разработана и принята «Продовольственная программа СССР». Эти меры позволили несколько улучшить показатели развития сельского хозяйства, однако ненадолго.Те огромные средства, которые выделяло государство на улучшение состояния сельского хозяйства, использовались в условиях командно-административной экономики неэффективно. Государство постоянно повышало закупочные цены на мясо, молоко, зерно. Продавались же эти продукты по очень низкой цене, что компенсировало небольшие заработки рабочих. Но такдолго продолжаться не могло. Разница между высокой закупочной ценой и низкой ценой при продаже вела к большим убыткам со стороны государства. В экономике назревали кризисные явления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)