Тема 4 Избирательное право и избирательная система Республики Казахстан. Республиканский референдум. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4 Избирательное право и избирательная система Республики Казахстан. Республиканский референдум.



4.1 Понятие и принципы избирательного права.

4.2 Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная), избирательные органы в РК: понятие, система, сроки полномочий.

4.3 Особенности выборов Президента, депутатов Парламента, маслихата и органов самоуправления.

4.4 Понятие, принципы и предмет республиканского референдума.

 

4.1 Понятие избирательного права и избирательной системы

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Избирательная система в узком смысле слова - это система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Применительно к этому в государствах мира существуют два вида избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное количество голосов.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в ник приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок проведения выборов, в своей совокупности образуют избирательное право Республики Казахстан и являются частью конституционного права Республики Казахстан. Они регулируют общественные отношения, связанные с избранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов. В указанном аспекте понятие "избирательное право" используется как важнейший институт конституционного права.

Избирательное право (в объективном смысле) - система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления.

Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Республики.

К этим источникам относятся:

- Конституция Республики Казахстан 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в конституции Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г.

- Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 года;

- Закон Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" от 10 декабря 1993 года;

- Закон Республики Казахстан «О местных органах государственного управления» от 23 января 2001 г;

- нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками избирательного права Республики Казахстан, регулируют отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, также устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.

Наряду с этим понятие "избирательное право" употребляется в смысле субъективного политического права граждан Республики Казахстан, достигших совершеннолетия.

Избирательное право (в субъективном смысле) - гарантированная государством возможность гражданину участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления.

Избирательная система и избирательное право Республики Казахстан являются одними из проявлений народного суверенитета, поскольку, используя их, граждане формируют высшие представительные органы государства.

При выборах Президента и депутатов Парламента применяется следующая система подсчета голосов:

1) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей либо выборщиков при избрании депутатов Сената Парламента;

2) избранным считается кандидат:

- набравший в первом туре голосования более пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;

- набравший при повторном голосовании -по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании, которое должно быть более пятидесяти процентов избирателей (выборщиков);

- набравший при повторном голосовании при баллотировке единственного кандидата более пятидесяти процентов голосов от числа избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.

При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов: 1) выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов избирателей; 2) избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосовало более пятидесяти процентов избирателей, принявших участие в голосовании, а при повторном голосовании — набравший по сравнению с другим кандидатов большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, которое должно быть более пятидесяти процентов избирателей;

3) в случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало не менее пятидесяти, процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

4.2 Принципы участия граждан в выборах

Всеобщее избирательное право - предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (за исключением лиц, признанных недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

Принципы избирательного права (субъективного) - это условия его признания и реализации (всеобщность, равенство, свобода, тайное голосование).

Выборы в Республике Казахстан основываются на свободном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выборные органы государства и местного самоуправления.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу конституционного закона, "О выборах Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 г. закреплены принципы избирательного права. Это следующие принципы.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от - пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т.д. (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда) имеют - право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти.. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Всеобщее активное избирательное право — это право граждан страны участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право - право избираться в выбранные органы государства и местного самоуправления, то есть право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми другими правами кандидата.

Пассивное избирательное право — это право граждан Республики, Казахстан быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента, маслихата с ограничениями, установленными Конституцией.

При пассивном избирательном праве гражданин выступает субъектом подлежащим избранию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя он не лишается права голосования), а его выбирают.

Избирательные цензы - устанавливаемые Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществлении избирательного права.

Государство предъявляет к гражданам, избираемым на должности в государственных органах, ряд требований, обусловленных характером, особенностями, особым положением выборных органов в государственном механизме. Для избрания на пост Президента Казахстана предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, выдвигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов. Конституция Республики Казахстан устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными. Не имеют права избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Но такое ограничение может быть установлено только в судебном порядке. Вместе с тем, лица, находящиеся в местах заключения, если не вынесен обвинительный приговор о них, не могут ограничиваться в избирательном праве. В Указе Президента "О выборах в Республике Казахстан" устанавливается, что в следственных изоляторах и изоляторах временного назначения образуются избирательные участки и лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Равное избирательное право - принцип избирательного права, предполагающий наличие двух условий: 1) каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего, один), 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей, то есть должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа.

Принцип равенства граждан Республики Казахстан в избирательном праве означает, что избиратели участвуют в выборах? Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах {Президента, депутатов Парламента и т.д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями.

В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Принцип прямого избирательного права выражается в том, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики, то есть граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената. Пассивное избирательное право при выборах депутатов Сената на сессиях маслихатов осуществляется с ограничениями, установленными Конституцией Республики Казахстан (пункт 4 статьи 51).

Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении тайны голосования.

Принцип добровольного участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов.

Добровольное неучастие, избирателей в выборах носит название абсентеизма.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по избирательным участкам при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных представительств и капитанами судов.

4.3 Избирательные органы

Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан являются образующие единую систему избирательные комиссии:

- Центральная избирательная комиссия республики;

- территориальные избирательные комиссии;

- окружные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий РК и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики Казахстан. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат. ЦИК наделен, следующими полномочиями:

- осуществляет контроль на территории республики за исполнением Законодательства о выборах;

- обеспечивает единообразное применение этого законодательства;

- организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента;

- руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

- образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента;

- осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства, выделенные на выборы; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и окружных избирательных комиссий;

- устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента и депутатов, а также подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты и сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената, других избирательных документов;

- имеет право заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

- регистрирует кандидатов в Президенты, их доверенных лиц и инициативные группы; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов;

-подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента, регистрирует избранных Президента и депутатов Парламента, публикует сообщение об этом;

- назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов;

- назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов;

- принимает решения, обязательные для всех по вопросам своей компетенции.

Территориальные избирательные комиссии: областные, городские, районные — образуются решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления.

Территориальные избирательные комиссии образуются в составе от 9 до 15 членов не позднее чем через семь дней после назначения выборов.

Полномочия территориальных избирательных комиссий можно условно разделить на две группы:

1) связанные с обеспечением выполнения полномочий ЦИК. К ним, в частности, относятся осуществление на территории административной единицы контроля за исполнением законодательства о выборах, обеспечение Подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления и т.д.;

2) обусловленные особенностями функций территориальных избирательных комиссий. К ним относятся обеспечение проведения выборов депутатов Сената, регистрация кандидатов в депутаты Сената, их доверенных лиц и инициативных групп, подготовка пунктов для голосования, подведение результатов голосования на выборах депутатов Сената и передача их в ЦИК, образование избирательных округов по выборам депутатов маслихатов, оповещение избирательных комиссий, подведение итогов выборов депутатов маслихатов, организация повторного голосования и повторных выборов вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов. К особым полномочиям территориальных избирательных комиссий относятся также назначение и организация выборов членов органов местного самоуправления. Они выполняют функции окружной избирательной комиссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей административной единицы (города, района).

3) Решениями соответствующих Акимов образуются окружные избирательные комиссии в составе 9-15 членов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах. Окружные избирательные комиссии наделены полномочиями, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач. Они организуют проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, координируют деятельность участковых избирательных комиссий, отменяют и приостанавливают их решения; рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий; регистрируют выдвинутых кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, их доверенных лиц и инициативные группы, выдают им соответствующие удостоверения; контролируют своевременность и правильность составления списков избирателей. Окружная избирательная комиссия вправе заслушивать отчеты участковых избирательных комиссий государственных органов и организаций по вопросам подготовки и проведения выборов и т.д.

Участковые избирательные комиссии образуются в составе 9-15 членов решениями соответствующих акимов. Они должны обеспечивать организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.

Участковые избирательные комиссии проводят на участке избирательные мероприятия: составляют список избирателей, оповещают о местонахождении участковой комиссии, оповещают избирателей о дне, времени и месте голосования, организуют голосование, проводят подсчет голосов и определяют результаты голосования, рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организаций голосования и т.д.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления создаются территориальные избирательные округа. Они образуются с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы республики не должна превышать 25 процентов.

При выборах Президента Республики Казахстан избирательные округа не создаются. Вся территория Республики Казахстан является одним г избирательным округом по выборам Президента.

При выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одномандатные территориальные округа с примерно равной численностью избирателей.

При выборах членов органов местного самоуправления образуются многомандатные территориальные избирательные округа, охватывающие территории городских и сельских местных сообществ.

Избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента образуются ЦИКом. Избирательные округа по выборам депутатов маслихатов образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

Для проведения голосования и подсчета голосов в районах и городах решениями соответствующих акимов по согласованию с окружными избирательными комиссиями образуются избирательные участки. Такие участки образуются с учетом следующих условий:

1) на каждом избирательном участке должно быть не более трех тысяча избирателей;

2) должны соблюдаться границы административно-территориального устройства в административно-
территориальных единица;

3) не допускается пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

Конституционные основы референдума

Одной из форм непосредственной демократии, то есть прямого участия народа в решении государственных вопросов является референдум. В референдуме принимают участие все граждане государства, имеющие избирательное право.

В конституционном праве различают следующие виды референдума: императивный, консультативный, конституционный, законодательный, обязательный, факультативный, государственный, местный.

Императивный референдум означает, что принятое народом путем непосредственного волеизъявления решение имеет обязательную юридическую силу. При консультативном референдуме выявляется мнение народа по какому-то важному вопросу государственной жизни, которое учитывается органами государственной власти при принятии решения, закона (другого нормативного правового акта). При конституционном референдуме речь идет о принятии всенародным голосованием проекта Конституции или ее изменений и дополнений.

Законодательный референдум проводится по поводу принятия народным голосованием закона. Обязательный референдум предусматривается в Конституции для решения какого-либо вопроса, Специально предусмотренного Конституцией. Факультативный референдум означает, что компетентный орган (по инициативе) может назначать референдум по вопросу, предусмотренному законодательством (Конституцией, законом) по своему усмотрению.

Референдум может проводиться в масштабе всего государства или на определенной территории.

Конституция Республики Казахстан 1995 г. закрепила республиканский референдум как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме.

Согласно Конституции Республики Казахстан 1995 г. единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума, является Президент. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение. Парламент может лишь проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.

На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом Республики Казахстан 2 ноября 1995 г. - издан Указ, имеющий силу конституционного закона, "О республиканском референдуме". Республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Предметом республиканского референдума могут быть:

- принятие Конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. Это означает, что, хотя Парламент является законодательным органом, он не является единственным субъектом законодательствования;

- решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.
Не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:

- могущие повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики;

- административно-территориального устройства и границ республики;

- правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны, общественного порядка;

- бюджетной и налоговой политики;

- амнистии и помилования;

- назначения и избрания па должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики;

- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики,

В республиканском референдуме имеют право участвовать все граждане-Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом - недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и иной поддержке мероприятий, связанных с референдумом.

Право проявлять инициативу о назначении референдума с обращением к Президенту предоставляется Правительству и не менее чем двумстам тысячам гражданам Республики Казахстан, обладающим правом на участие в. республиканском референдуме. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и города республиканского значения. Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:

1) о назначении референдума;

2) о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума, без его проведения;

3) об отклонении инициативы о назначении референдума.

Подготовку и. проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума: устанавливает общее число граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и т.д. Референдум считается, состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании;

Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. Оно не нуждается в подтверждении акта Президента или органа государственной власти республики. Если между конституционными законами; законами, принятыми на референдуме; и существующими законами будут противоречия, то они должны быть приведены в соответствие с решением; принятым на референдуме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.071 с.)