Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды норм конституционного права.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) По методу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. ? Привести примеры. 2) По характеру правовых предписаний принято выделять материальные нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «Что следует делать для их осуществления?», и процессуальные, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «Как следует осуществить материальные предписания?» Материальные нормы преобладают, в то же время возрастает удельный вес процессуальных предписаний. ? Привести примеры. 3) В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права можно подразделить на две большие группы: отправные нормы и нормы-предписания (их еще именуют нормами-правилами). Отправные нормы – это исходные нормы, которые отличает высокий уровень нормативности, особая структура (нет санкции, гипотезы). Их специфика собственно выражена в диспозиции. Удельный вес такого рода норм в общем массиве конституционных установлений достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания. Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы. ? Привести примеры. Нормы-предписания в свою очередь подразделяются на регулятивные нормы – нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. В конституционном праве такие нормы преобладают. В то же время есть и охранительные нормы – нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. ? Привести примеры других классификаций. Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношений, их виды. Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права и возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. & Вспомнить общие черты правовых отношений. Особенности конституционно-правовых отношений: - они отличаются своим содержанием: возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней. Иначе эти отношения можно назвать властеотношениями; - выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом; - конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений. - своеобразие объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.); - специфические источники правового регулирования (конституция, конституционные, программные законы, законодательные акты и др.); - особенный состав субъектов. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (например, народ). Субъекты конституционно-правовых отношений зачастую неравноправны. Структура конституционно-правовых отношений. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимой предпосылкой возникновения конституционно-правовых отношений являются конституционно-правовые нормы, без которых конституционно-правовые отношения не существовали бы. Сами конституционно-правовые отношения имеют классическую структуру, элементы которой имеют специфику, отличающую их от иных правоотношений: - субъекты; - объекты; - содержание правоотношений; - юридические факты. Субъекты конституционно-правовых отношений. В качестве субъектов выступают участники конституционно-правовых отношений – лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Следует помнить, что конституционно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя частными лицами. В них всегда в качестве субъекта присутствует государственный, властный элемент: государство, его органы, уполномоченные государством органы, должностные лица. Всех субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы, должностные лица); - общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.). Если давать более подробный перечень, то к субъектам можно отнести следующих участников конституционно-правовых отношений: - народ и население административно-территориальной единицы; - государство, его органы и должностные лица; - административно-территориальные единицы; - органы местного самоуправления; - человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, беженец и т.д.); - ассоциации граждан: политические партии, профсоюзы, общественные организации, религиозные организации и т.д. ? Привести примеры. Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права. Объекты конституционно-правовых отношений. Объектами конституционно-правовых отношений является то, по поводу чего возникают эти отношения. Все объекты можно разделить на три группы: - поведение, действия субъектов; - материальные блага; - нематериальные блага. Наиболее часто объектом конституционно-правовых отношений являются действия. Например, обращения граждан, принятие правового акта, назначение на должность. К материальным объектам можно отнести заработную плату главы государства, депутатов, территорию, финансы, материальные ценности и т.д. К нематериальным объектам относят жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность, иммунитет депутатов, права на какие-либо социальные блага и т.д. ? Привести примеры. Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений. 1) Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения (норм-предписаний). На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Реализация отправных норм, таких как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Например, конституционно-правовые отношения, определяющие основы конституционного строя страны. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему конкретных конституционно-правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние государственного суверенитета, обладание статусом иностранного гражданина, беженца и т.д. 2) Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенных в правоотношении право или обязанностей они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. 3) В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий. 4) В зависимости от субъектного состава отношений можно выделить группы конституционно-правовых отношений, возникающих между следующими «связками» субъектов: - народ - государственные органы (например, референдум, выборы); - государство - его части (например, в федерациях отношения по поводу разграничения компетенции, в унитарных – предоставление определенного объема компетенции на уровень административно-территориальных единиц); - государство - международные организации (например, вхождение в международные организации, открытие представительств); - государство - государство (например, заключение договоров); - государство - граждане (например, отношения по поводу реализации, защиты прав человека, выполнения обязанностей, гражданства, убежища); - государственные органы - государственные органы (например, отношения между парламентом и правительством: вотум недоверия, ответственность перед парламентом и т.д.) - государство - политические партии, общественные объединения; - избиратели - депутаты (например, свободный или императивный мандат); - государство - СМИ; - государство - церковь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.007 с.) |