![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды норм конституционного права. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1) По методу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. ? Привести примеры. 2) По характеру правовых предписаний принято выделять материальные нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «Что следует делать для их осуществления?», и процессуальные, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «Как следует осуществить материальные предписания?» Материальные нормы преобладают, в то же время возрастает удельный вес процессуальных предписаний. ? Привести примеры. 3) В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права можно подразделить на две большие группы: отправные нормы и нормы-предписания (их еще именуют нормами-правилами). Отправные нормы – это исходные нормы, которые отличает высокий уровень нормативности, особая структура (нет санкции, гипотезы). Их специфика собственно выражена в диспозиции. Удельный вес такого рода норм в общем массиве конституционных установлений достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания. Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы. ? Привести примеры. Нормы-предписания в свою очередь подразделяются на регулятивные нормы – нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. В конституционном праве такие нормы преобладают. В то же время есть и охранительные нормы – нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. ? Привести примеры других классификаций. Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношений, их виды. Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права и возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. & Вспомнить общие черты правовых отношений. Особенности конституционно-правовых отношений: - они отличаются своим содержанием: возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней. Иначе эти отношения можно назвать властеотношениями; - выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом; - конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений. - своеобразие объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.); - специфические источники правового регулирования (конституция, конституционные, программные законы, законодательные акты и др.); - особенный состав субъектов. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (например, народ). Субъекты конституционно-правовых отношений зачастую неравноправны. Структура конституционно-правовых отношений. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимой предпосылкой возникновения конституционно-правовых отношений являются конституционно-правовые нормы, без которых конституционно-правовые отношения не существовали бы. Сами конституционно-правовые отношения имеют классическую структуру, элементы которой имеют специфику, отличающую их от иных правоотношений: - субъекты; - объекты; - содержание правоотношений; - юридические факты. Субъекты конституционно-правовых отношений. В качестве субъектов выступают участники конституционно-правовых отношений – лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Следует помнить, что конституционно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя частными лицами. В них всегда в качестве субъекта присутствует государственный, властный элемент: государство, его органы, уполномоченные государством органы, должностные лица. Всех субъектов конституционно-правовых отношений можно разделить на две группы: - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы, должностные лица); - общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.). Если давать более подробный перечень, то к субъектам можно отнести следующих участников конституционно-правовых отношений: - народ и население административно-территориальной единицы; - государство, его органы и должностные лица; - административно-территориальные единицы; - органы местного самоуправления; - человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, беженец и т.д.); - ассоциации граждан: политические партии, профсоюзы, общественные организации, религиозные организации и т.д. ? Привести примеры. Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права. Объекты конституционно-правовых отношений. Объектами конституционно-правовых отношений является то, по поводу чего возникают эти отношения. Все объекты можно разделить на три группы: - поведение, действия субъектов; - материальные блага; - нематериальные блага. Наиболее часто объектом конституционно-правовых отношений являются действия. Например, обращения граждан, принятие правового акта, назначение на должность. К материальным объектам можно отнести заработную плату главы государства, депутатов, территорию, финансы, материальные ценности и т.д. К нематериальным объектам относят жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность, иммунитет депутатов, права на какие-либо социальные блага и т.д. ? Привести примеры. Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений. 1) Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения (норм-предписаний). На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Реализация отправных норм, таких как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Например, конституционно-правовые отношения, определяющие основы конституционного строя страны. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему конкретных конституционно-правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние государственного суверенитета, обладание статусом иностранного гражданина, беженца и т.д. 2) Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенных в правоотношении право или обязанностей они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. 3) В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий. 4) В зависимости от субъектного состава отношений можно выделить группы конституционно-правовых отношений, возникающих между следующими «связками» субъектов: - народ - государственные органы (например, референдум, выборы); - государство - его части (например, в федерациях отношения по поводу разграничения компетенции, в унитарных – предоставление определенного объема компетенции на уровень административно-территориальных единиц); - государство - международные организации (например, вхождение в международные организации, открытие представительств); - государство - государство (например, заключение договоров); - государство - граждане (например, отношения по поводу реализации, защиты прав человека, выполнения обязанностей, гражданства, убежища); - государственные органы - государственные органы (например, отношения между парламентом и правительством: вотум недоверия, ответственность перед парламентом и т.д.) - государство - политические партии, общественные объединения; - избиратели - депутаты (например, свободный или императивный мандат); - государство - СМИ; - государство - церковь. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.01 с.) |