ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное (государственное) право России как основополагающая отрасль права, ее место в системе российского права.



Вопросы государственного экзамена по специальности 030501.65 – Юриспруденция

Конституционное (государственное) право России как основополагающая отрасль права, ее место в системе российского права.

Конституционно (государственное право) - ведущая отрасль права России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. В предмет входят:

1) Основы конституционного строя (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет, народовластие, разделение властей, многопартийность, социальность и светскость);

2) Конституционные основы правового положения человека и гражданина РФ;

3) Основы федеративного устройства России (состав, разграничение предметов ведения и полномочий);

4) Система, организация, компетенция органов государственной власти РФ: Президента, ФС, Правительства, Судов РФ;

5) Конституционных основ судебной власти и МСУ.

В отличие от других отраслей воздействует на все стороны общественных отношений, их регулирование в свою очередь устанавливает общие начала политического, экономического, социального устройства.

Конституционное государственное право выполняет функции системообразующей, ведущей отрасли права.

Метод регулирования отличается многоаспектностью, и представляет – совокупность специфических приёмов и способов, средств регламентации важнейших общественных отношений, воздействия на их участников.

1) Метод властных отношений – регулирует общественные отношения составляющие предмет конституционного права (одна сторона наделяется гос.-властными полномочиями, а другая обязанность подчинения);

2) Метод общего нормирования и детальной регламентации общественных отношений;

 

 

Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права?

1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.

2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.

3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.

Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

а) составляющие основы конституционного строя;

б) образующие основы правового положения человека и гражданина;

в) вытекающие из федерального устройства России;

г) связанные с организацией и осуществлением государственной власти;

д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;

е) составляющие основы местного самоуправления.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:

1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);

2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);

3. метод дозволения (ст. 66 - по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе);

Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

4) метод запрещения.

С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;

обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;

закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Принципы конституционного права одновременно выступают принципами системы права в целом.

Особый юридический режим конституционного права подтверждается и тем, что важнейшим его источником является конституция, определяющая основы всей системы права.

Таким образом, можно сказать, что конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права.

 

Предметом правового регулирования конституционного (государственного) права России являются качественно однородные общественные отношения, возникающие в процессе закрепления и регулирования:

1) Основ конституционного строя России - демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, суверенитета, полновластия народа и форм их осуществления, принципов федеративного государственного устройства, верховенства конституции, разделения властей, идеологического многообразия, многопартийности, социального и светского характера государства, многообразия форм собственности;

2) Конституционных основ правового положения человека и гражданина в России, взаимоотношений между личностью и государством, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства;

3) Основ федеративного устройства России, ее состава, разграничения предметов ведения и полномочий - компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, верховенства федеральных законов над правовыми актами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономиями;

4) Системы, организации, компетенции, деятельности и взаимодействия высших органов государственной власти России: Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов Российской Федерации;

5) Конституционных основ судебной власти и местного самоуправления.

Предмет правового регулирования конституционного (государственного) права отличается существенными особенностями. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения, складывающиеся в какой-либо одной области жизни. Так, например, предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения

Нормы конституционного (государственного) права Российского Федерации регулируют основополагающие, базовые, фундаментальные общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, экономической и других областях. Тем самым устанавливаются общие начала политического, экономического, социального устройства общества, государства. Таким образом, конституционное (государственное) право России выполняет функции системообразующей, ведущей отрасли российского права.

Конституционное право отличается многоаспектным методом регулирования, который представляет собой совокупность специфических приемов, способов, средств регламентации важнейших общественных отношений, воздействия на их участников.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются “методом властеотношений”, при этом одна из сторон наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону возлагается обязанность подчинения велениям уполномоченной стороны.

Используются и классические способы, средства, приемы воздействия на участников (субъектов) общественных отношений - дозволение, запрет, установление равенства сторон в отношениях, возложение обязанностей.

конституционное (государственное) право Российской Федерации - ведущая, основополагающая отрасль российского права, представляющая собой совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих и регулирующих важнейшие общественные отношения

 

Виды конституционных норм

Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):

» устанавливающие правовой статус личности ("каж­дый имеет право на образование");

» закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российс­кой Федерации");

» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы при­нимаются Государственной Думой");

» регулирующие порядок реализации местного само­управления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");

» регулирующие законодательный процесс ("законопро­екты вносятся в Государственную Думу");

» регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации не могут быть пересмотрены Федераль­ным Собранием").

По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, кон­ституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

- конституционные нормы;

- нормы федеральных конституционных законов;

- нормы федеральных законов;

- нормы законов субъектов РФ;

-нормы подзаконных актов;

- нормы актов органов местного самоуправления и другие.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

~ действующие на всей территории Российской Федерации,

~ в субъектах Федерации,

~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление.

По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел вто­рой Конституции РФ "Заключительные и переходные по­ложения").

По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в нормеразличают:

a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий ("Президент Российской Федера­ции принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации");

b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требо­ваниями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации слагает свои полномочия");

c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российс­кой Федерации военного или чрезвычайного положения");

d) Устанавливающие или определяющие ("Федераль­ное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Рос­сийской Федерации");

По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов:

  • нормы-принципы ("труд свободен").
  • нормы-дефиниции,
  • нормы-задачи.

По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного прави­ла ("новое наименование субъекта Рос­сийской Федерации подлежит включению в статью 65 Кон­ституции Российской Федерации").

Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Фе­дерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").

По назначению в механизме правового регулирования принято различать:

Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанно­сти субъекта,

Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирую­щих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражда­нина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления.

 

Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;б) закрепляющие статус человека и гражданина;в) федеративное устройство России;г) -"- систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;б) -"- в федеральных конституционных и федеральных законах;в) -"- иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

а) управомачивающие,

т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ - Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);

б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:а) федеральные конституционно-правовые нормы;б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:а) императивные - нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ - отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:а) материальные;б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:а) общие - неопределенный круг лиц;б) специальные - определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения.

Правоотношение - возникающее на основе норм права общественное отношение, в котором стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Строение конституционно-правового отношения традиционно: субъект, объект, содержание (права и обязанности).

 

Государство и личность

Человек - существо биосоциальное. С одной стороны, он представляет собой элемент живой природы, образует особый биологи­ческий вид - Homo sapiens. С другой стороны, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все основные свойства и закономерности этого сообщества и активно участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С момента рождения он является индивидом, единичным природ­ным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих понятий необходимо отличать понятие личности.

Под личностью понимается человеческий индивид, являю­щийся субъектом сознательной деятельности, обладающий сово­купностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, личность - это человек, занимающий определенное место в обществе. Поня­тие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, в котором он живет, и пред­ставляющим интересы этого общества государством. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности кон­кретных личностей, т. е. их правовой статус.

 

Документы о правах человека

К сожалению или к счастью, не все пять миллиардов жителей Земли являются обладате­лями российского гражданства, поэтому нельзя говорить об абсолютном равенстве статуса человека (который вполне может существовать без государства, например, как Робинзон Крузо) и гражданина (который с паспортом получает и дополнительные права, например, на защиту со стороны государства за рубежом, и дополнительные обязанности, скажем, служить в армии).

Конституция РФ ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах междуна­родного права, относящихся к правам человека. Во-вторых, это свидетельство уважения и гарантия соблюдения этих норм Российской Федерацией в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их неотчуж­даемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения — никто, в том числе и сам обладатель, не вправе лишить их себя (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов).

Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (Статья 19: "...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина..."), так и при­менительно к отдельным сферам (статья 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства").

Действенной гарантией такого положения вещей является принцип приоритета между­народных норм, в том числе и относящихся к правам человека, установленный статьей 15 Конституции РФ.

Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека - вернее было бы сказать, что Конституция РФ базируется на нормах международных актов, поскольку возникли они раньше, и их авторитет (особенно это относится к международным документам) весьма высок.

Международные документы, посвященные правам человека, весьма разнообразны, од­нако наибольшую известность имеют:

1) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Справедливость их положений не зависит от территории какого-либо государства, поскольку содержание их статей — естественные и неотчуждаемые права человека. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ приоритета международных норм делают соблюдение данных актов не просто жестом доброй воли, а правовой обязанностью, гарантируемой го­сударственным принуждением.

Декларация прав и свобод человека и гражданинабыла принята в РФ в 1991 году. Она устанавливает основные права и свободы, определяя при этом некоторые гарантии их со­блюдения. Права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, опреде­ление национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должно­стям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные ор­ганы. Экономические и социально культурные права дают, возможность быть собственни­ком, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; сво­бодно пользоваться учреждениями культуры. Данные права осуществляются в соответствии с принципами неотчуждаемости, равенства, защиты их государством и приоритета международных норм. Гарантиями, установленными Декларацией, можно считать право на защиту прав и свобод, установленный порядок уголовного суда (в т.ч. презумпция невиновности и отсут­ствие обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников). Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской непри­косновенностью.

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Права человека являются одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. О том, какими правами должен обладать каждый человек на Земле, говорится в специальном документе - Всеобщей декларации прав, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается в мире как День прав человека.

Декларация заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятель­ности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Декларации также сформулирован ряд условий и требова­ний к осуществлению провозглашенных в ней прав.

Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому, она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конститу­ции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот доку­мент, включают в себя целый ряд его положений. Не является ис­ключением и Конституция РФ. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридичес­кой силой и подлежат повышенной защите.

 

Понятие прав и свобод

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гра­жданина, закрепленных в нормах всех отраслей российского права. Однако основы право­вого статуса личности, охватывающие относительно небольшую часть всех прав и свобод, закрепляются конституционно. Конституционное закрепление этих прав и свобод челове­ка и гражданина обусловлено следующим.

1. Значимостью данных прав и свобод для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере значимы как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Основные права и свободы выступают необходимым условием существования демократического правового государства, поэтому они не только признаются, но также гарантируются и защищаются.

2. Изначальным характером принадлежности человеку данных прав и свобод. Конституция Российской Федерации в ст. 17 устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Именно такого характера права и свободы закрепляются конституционно.

3. Особыми юридическими свойствами основных прав и свобод. Конституционные права и свободы составляют основу правового статуса личности, обуславливают все другие права, закрепляемые иными отраслями права, основные права и свободы принадлежат каж­дому человеку и гражданину, в то время как другие права и свободы увязываются с его определенным социальным статусом, например, рабочего, служащего, собственника и т.п.

4. Всеобщностью прав, свобод и обязанностей. Они равны и едины для всех, для каждого человека и гражданина без исключения.

5. Основанием возникновения. Единственным основанием возникновения основных прав и обязанностей является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Основные права, свободы и обязанности гражданина России не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только с утратой гражданства.

6. Механизмом реализации основных прав, свобод и обязанностей. Они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянных, неотъемлемых прав и обязанностей каждого участника правоотношений. Все другие права и обязанности человека и гражданина реализуются лишь в конкретных правоотношениях.

7. Особой юридической формой их закрепления. Основные права, свободы и обя­занности выражаются в Конституции как Основном законе государства, имеющем выс­шую юридическую силу.

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражда­нина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в си­лу гражданства, гарантируемые и защищаемые государством, составляющие основу правового статуса личности.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражда­нина.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на ос­новании гражданства РФ, в то время как этим объе­мом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2) права и свободы человека при­надлежат каждому с момента рождения и гаранти­руются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента при­нятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свобо­ды человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные граждан­ские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; граждан­ские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все­гда несколько шире, чем объем прав человека.

Следует также различать понятия «права» и «свободы».

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конститу­ции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанно­сти гражданина Российской Федерации.

 

Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина образуют систему. С одной стороны, это предполагает "целостность и единство данного явления, а с другой - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т. е. их известную обособленность по отношению к целому"1

Конституция Российской Федерации, ее вторая глава, содержит достаточно четкую, развернутую систему основных прав и свобод, которые в совокупности образуют основы правового положения человека и гражданина в государстве.

Целостность, единство системы основных прав и свобод человека и гражданина состоит в следующем:

а) все основные права и свободы тесно взаимосвязаны между собой. Так, можно говорить о неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) только в том случае, если у человека действительно имеется какое-либо жилое помещение, то есть реализовано конституционное право на жилище (ст. 40). Достоинство личности (ст. 21) обеспечивается в том числе и определенным уровнем материального благосостояния, которого человек достигает, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право частной собственности (ст. 35), право на социальное обеспечение (ст. 39) и т.д.

б) основные права и свободы человека и гражданина, как уже указывалось, расположены во второй главе Конституции России, положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В практической плоскости это означает, что даже одну-единственную часть какой-либо статьи в данной главе можно изменить, дополнить либо исключить только посредством принятия новой Конституции, иначе говоря посредством создания иной системы основных прав и свобод;

в) основные права и свободы человека и гражданина имеют общие гарантии их соблюдения, в частности, право на судебную защиту нарушенных прав и свобод.

В то же время основные права и свободы человека и гражданина определяют меру возможного поведения индивида в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, что обуславливает четко выраженную специфику самих прав и свобод.

В соответствии с этими сферами основные права и свободы человека и гражданина дифференцируют по трем группам: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические. Причем именно в таком порядке они закреплены в Конституции Российской Федерации, что вполне соответствует международным нормам о правах человека и показывает твердую приверженность государства общечеловеческим ценностям.

Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:

а) по субъекту - на права и свободы человека и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);

б) по форме осуществления - на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может - необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, "каждый имеет право на объединение", но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;

в) по механизму реализации - на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении;

г) по моменту возникновения - на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве.

 

Личные права и свободы

В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения .

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответстви





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.036 с.)