Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Башкортостан на современном этапе развития.

Поиск

1. Декларация о государственном суверенитете Башкортостан. Конституция Республики Башкортостан: основные принципы и структура. Федеративный договор и договор о разграничении полномочий между Российской Федерации и Республикой Башкортостан.

2. Особенности социального и экономического развития Башкортостана 90-е годы.

3. Состояние и тенденции социального и экономического развития Башкортостана в 2000-2010 гг.

2.4. Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Население Южного Урала в древнейшие времена (до IX в.)

2. Проблема этногенеза башкирского народа.

3. Происхождение этнонима «башкорт».

4. Формирование башкирской народности в домонгольский период.

5. Башкортостан в период монголо-татарского ига и под властью Казанского, Сибирского ханств и Ногайской орды.

6. Особенности вхождения и условия подданства башкир в составе Российского государства.

7. Административное устройство Башкортостана в XVI-XVIII в.

8. Формы феодального землевладения в Башкортостане и их эволюция в XVI-XIX в.

9. Башкортостан и геополитика Российской империи в XVIII-XIX вв.

10.Изменения в этническом составе в Башкортостане в XVI-XVII формы миграции в крае.

11.Этническая и демографическая характеристика Башкортостана в XVIII-XIX вв.

12.Башкирское волостное землевладение в XVI-XIX вв.

13.Башкирские восстания второй половины XVII – начале XVIII вв. причины и последствия.

14.Оренбургская экспедиция 1734-1744 гг.

15.Причины, характер и ход башкирского восстания 1735-1740 гг.

16.Восстание в Башкортостане в 1755-1756 гг.

17.Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева на территории Башкортостана.

18.Горнозаводская промышленность на Южном Урале в XVIII в.

19.Кантонная система управления в Башкортостане.

20.Реформа 1861 г. и земельный вопрос в Башкортостане в пореформенные годы, его особенности.

21.Развитие промышленности на Южном Урале в XIX в.

22.Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Башкортостане.

23.Революция 1905-1907 гг. в Башкортостане.

24.Особенности аграрного, национального вопросов и вопроса о власти в Башкортостане накануне Февральской революции.

25.Первые проекты башкирской автономии и борьба за их реализацию.

26.Установление советской власти в Уфимской и Оренбургской губерниях. Первые преобразования новой власти.

27.Начало гражданской войны в России и расстановка сил в Башкортостане.

28.Образование Башкирской АССР: причины, предпосылки, значение. Противоречия вокруг реализации соглашения о башкирской автономии.

29.Социально-политическая обстановка в крае в 1920-1921 гг. Голод 1921 года и его последствия.

30.Изменения границ БАССР в 20-е годы. Демографические и этнические изменения в крае к 20-м годам.

31.Основные факторы этнических изменений в Башкортостане в XX веке.

32.Основные факторы демографических изменений в Башкортостане в XX веке.

33.Начало индустриализации и первые пятилетки в Башкортостане.

34.Осуществление политики сплошной коллективизации в Башкортостане.

35.Вклад промышленности и сельского хозяйства в Победу в годы Великой отечественной войны. Эвакуация населения и промышленности в Башкортостан в годы Великой отечественной войны.

36.Боевой подвиг воинов из Башкортостана.

37.Промышленное и аграрное развитие Башкортостана в 1946-1980 гг.

38.Изменения в социальной структуре населения Башкортостана в 60-80-е гг. Социальные проблемы Башкортостана в 80-е гг.

39.Политические изменения в Республике Башкортостан в 90-е годы XX века. Принятие декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и проблемы ее реализации.

40.Особенности социально-экономического развития Башкортостана в 90-е годы XX – начале XXI вв.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для того преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстрированного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство преподавателя помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Организация самостоятельной работы – это не стихийный процесс, а планомерный и каждодневный контроль за подготовкой студентов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Целью проведения практических и семинарских занятий является углубленное изучение вопросов истории государственного управления путем:

1) изучения литературы из основного и дополнительного списков, а также периодических изданий текущего периода;

2) аудиторных дискуссий по актуальным вопросам истории государственного управления;

3) заслушивания и обсуждения персональных докладов студентов по отдельным (наиболее сложным для понимания) разделам дисциплины и т.д.

Проведение практических и семинарских занятий осуществляется в рамках содержания соответствующих лекций.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен выбрать один из вопросов, предусмотренных планом, для подготовки выступления (доклада или сообщения). При подготовке выступления необходимо использовать как учебную, так и рекомендованную научную литературу по теме занятия. Возможно и желательно обращение к источникам – мемуарам, публикациям дневников, писем, документам и иным свидетельствам современников (при этом нужно принимать во внимание тенденциозность многих из такого рода источников). В докладе или сообщении может быть освещен как весь вопрос, так и какая-либо его часть. Крайне желательно обращать внимание на спорные, дискуссионные вопросы, показывать столкновение точек зрения историков и публицистов по той или иной исторической проблеме. В связи с этим большую помощь участникам семинара может оказать обращение к научно-исторической периодике.

Автор доклада или сообщения должен быть готов ответить на вопросы преподавателя или слушателей. В связи с этим рекомендуется выяснить по доступной справочной и энциклопедической литературе значение основных терминов, понятий, имеющих отношение к теме доклада.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт.; Т. 1: История Башкортостана с древнейших времен до конца ХIХ века / И.Г. Акманов, Н.Б. Кулбахтин, А.З. Асфандияров и др.; Под ред. И.Г. Акманова. - Уфа: Китап, 2007.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х тт.; Т. 2: История Башкортостана ХХ век / Под ред. И.Г. Акманова. - Уфа: Китап, 2006.

История Башкортостана в ХХ веке: Учебник для студентов вуза / Под ред.: Ямалова М.Б., Алмаева Р.З. - Уфа: БГПУ, 2007.

История Башкортостана. 1917-1990-е годы: в двух томах / Российская академия наук; Уфимский научный центр; Институт истории, языка и литературы.— Уфа: Гилем, 2005.

 

Справочная литература

Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996.

Башкортостан на рубеже веков. История и современность: статистический сборник / редкол.: А. М. Ганиев; Территориальный орган Федеральной службы государственной службы по Республике Башкортостан. — Уфа: Китап, 2007.

Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник / Н.В. Бикбулатов. – Уфа, 1995.

Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан / Правительство Республики Башкортостан; Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан.; Академия наук Республики Башкортостан; гл. ред. А. И. Акманов.— М.; Уфа: "Дизайн. Информация. Картография", 2007.

 

Хрестоматии

Хрестоматия по истории Башкортостана: Учебное пособие. Ч.2: 1917-2000. / Авт. сост. Ф.Х. Гумеров. - Уфа: Китап, 2001.

Мавлетов В.С. История и культура Башкортостана: Хрестоматия. - Уфа: ГУП; 2008.

Башкортостан с древнейших времен до наших дней / Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан; сост. Р. А. Валишин.— Уфа: Китап, 2007.

 

Дополнительная литература:

Акманов, И.Г. История и современность / И.Г.Акманов; БашГУ.— Уфа: НМЦ "Педкнига", 2008.

Антонов И. Башкиры и Башкортостан в письменных источниках XIII-XIV вв. // Ватандаш. - 2010.- № 1

Асылгужин Р. Демографические и урбанизационные процессы в Башкортостане. // Ватандаш. - 2009.- № 10.

Асфандияров, Анвар Закирович. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина XIX в.) / А. З. Асфандияров.— Уфа: Китап, 2006.

Ахмадиев Т.Х. Вклад Башкортостана в Великую Победу / Т.Х. Ахмадиев. – Уфа, 1995.

Башкортостан в ХХ столетии: исторические портреты / РАН; Ин-т истории, языка и литературы; АН РБ; отв. ред. Р. Н. Сулейманова.— Уфа: Гилем, 2006.

Башкортостан в ХХ столетии: Исторические портреты. Выпуск II / под ред. Р. Н. Сулеймановой; Академия наук Республики Башкортостан.— Уфа: Гилем, 2007.

Бикмеев М. Национальные воинские формирования башкирского народа периода ВОВ. // Ватандаш.- 2010.- № 4.

Гаскаров А.Р.Финансы Башкортостана - достижения, задачи, перспективы. // Финансы.- 2008.- № 9.

Гудков Г.Ф. Из истории южно-уральских горных заводов XVIII-XIX вв. Ч.1 / Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова. – Уфа, 1985. Ч.2. – Уфа, 1993.

Дегтярев А.Н. Кустарно-промысловая кооперация и услуги как объект государственного регулирования (на примере Башкирии в 1917-1940 гг.) / А.Н. Дегтярев. – М., 2001.

История Урала с древнейших времен до середины XIX в.: Учебное пособие / Сост.: Н.А. Алексашенко и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

Касимов, С.Ф. Развитие государственности Башкирской АССР в 1926-1945 годах: / С. Ф. Касимов.— Уфа: Гилем, 2006.

Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир / Р.Г. Кузеев. – Уфа, 1977.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа / РГ. Кузеев. – М., 1974.

Кульшарипов М.М. История Башкортостана. XX век. Ч. II / М.М. Кульшарипов. – Уфа, 2006.

Макарова, В.Н. Золотодобывающая промышленность Башкортостана в период двух модернизаций (80-е гг. XIX-30-е гг. ХХ вв.) / В. Н. Макарова.— Уфа: XXI век, 2006.

Максютов Т. Договорные отношения Башкортостана с Россией: страницы истории. // Ватандаш.- 2010.- № 3

Мурзабулатов М.В. Татары и русские Башкортостана по материалам переписей. // Вестник АН РБ.- 2009.- № 3.

Полянина, О.А. Органы городского самоуправления Уфимской губернии (1900-1917г.): монография / О. А. Полянина; Федеральное агентство по образованию; Башкирский государственный университет им. 40-летия Октября.— Уфа: Башкирский ун-т, 2006.

Пьер Жозеф Камена д`Альмейда. О вхождении Башкирии в состав России. // Ватандаш.- 2010.- № 5

Усманов Н. Голод: Уфа и Башкирия начала 20-х годов ХХ века глазами американских филантропов. // Бельские просторы. - 2009.- № 2.

Утягулов, М.М. Переселенческая политика царского правительства в Башкирии (вторая половина XIX- начало ХХ в.) / М.М. Утягулов.— Уфа: Гилем, 2007.

Филатов Н.М. История республик Российской Федерации / Н.М. Филатов. – Пермь: ПГПУ, 2005.

Юлдашбаев, А.М. Земельный вопрос и национальные отношения в Башкортостане в начале ХХ века / А. М. Юлдашбаев.— Уфа: Гилем, 2007.

Юсупов Ю.М. Башкирия в системе постордынских государственных образований. // Вестник АН РБ.- 2008.- № 2.

Ямалов М. Исторические корни российского федерализма. // Ватандаш. - 2009.- № 12.

Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России / Р.З. Янгузин. – Уфа, 1989.

Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в XVIII-XIX вв. / Р.З. Янгузин. – Уфа, 1987.

 

Карта учебно - методического и информационного оснащения дисциплины

№ Лекц, сем. Количество часов Наличие учебно-методических разработок по видам занятий Наименование работы и изд-во Ис-польз. инф.-ком., тех. сред. Наличие на кафедре
Тираж Год издания Автор экз.
Лек-ции       Ш.М. Мухамедина, В.В. Болтушкин, И.И. Веревкин, Т.П. Котова, Н.С.Шайхисламова Мухамедина Ш. Отечественная история: Учебное пособие. – Уфа: УГИС.   Отечественная история новейшего времени. – М.: КДУ -  
Семи-нары       Н.С. Шайхисламова Актуальные проблемы истории Башкортостана: Учебно-методический комплект для студентов. – Уфа: УТИС -  
Само-стоя-тель-ная работа       Н.С. Шайхисламова Актуальные проблемы истории Башкортостана: Учебно-методический комплект для студентов. – Уфа: УТИС -  

АТТЕСТАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВХОДНОГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Тесты для студентов

 

1. По последней переписи 1989 г. удельный вес татар в составе населения Башкортостана составляет:

А) 48 %

Б) 39 %

В) 28 %

Г) 21 %

 

2. К какой языковой группе тюркской семьи относится башкирский язык?

А) булгарская

Б) кипчакская

В) огузская

Г) ко всем перечисленным

 

3. Какова была численность башкир в ХVI веке:

А) около 20 тыс.

Б) около 100 тыс.

В) около 200 тыс.

Г) около 5 тыс.

 

4. Какие административно-территориальные единицы входили в состав Уфимской провинции:

А) Казанская, Астраханская, Сибирская дороги

Б) Осинская, Сибирская и Ногайская дороги

В) Осинская, Казанская, Астраханская дороги

Г) Осинская, Казанская, Сибирская и Ногайская дороги

 

5. По условиям присоединения к России в обязанность башкир не входила:

А) платить ясак

Б) нести военную службу за свой счет

В) пускать на вотчинные земли пришлое население на льготных условиях

Г) нет правильного ответа

 

6. Кто был первым царским воеводой в городе Уфе:

А) Иван Нагой

Б) П.И. Рычков

В) И.С. Аксаков

Г) нет правильного ответа

 


7. Какие приказы осуществляли административное управление Уфимским уездом в ХVI-ХVII вв.?

А) Казанский и Разрядные приказы

Б) Сибирский и Челобитенный приказы

В) Осинский и Казанский приказы

Г) Казанский и Сибирский приказы

 

8. Территория, где разворачивались события восстания 1681-1684 гг.:

А) Ногайская, Сибирская дороги

Б) Сибирская, Осинская дороги

В) Ногайская, Сибирская, Осинская, Казанская дороги

Г) нет правильного ответа

 

9. Восстание башкир 1737-1738 гг. завершилось:

А) восставшие потерпели поражение

Б) восставшие одержали полную победу

В) доверившись хану казахов Абдулхаиру, отдельные предводители восставших попали в руки властей; восставшие прекратили активные действия и их предводители принесли повинную властям

Г) нет правильного ответа

 

10. Командующие карательных экспедиций восстания в 1739-1740 гг.:

А) В.Н. Татищев

Б) Полковник Арсеньев и Р. Уразлин

В) полковник Полуэктов

Г) нет правильного ответа

 

11. Предводители восставших тептярей и бобылей в 1747 г.:

А) И.И. Неплюев и Ю.С. Урусов

Б) Нурка Борисов и Кильмет Иделев

В) Юлай Азналин и Кинзя Арсланов

Г) Батырша

 

12. Командующие карательных экспедиций против восставших тептярей и бобылей в 1747 г.:

А) В.Н. Татищев

Б) Майор Публицкий и генерал – майор Штокман

В) Подполковник Павлуцкий

Г) Полковник Арсеньев

 

13. Предводители башкирских восстаний 30-40 гг. ХVIII века:

А) Сары Мерген и Сеит

Б) Тюлькучура Алдагулов и Белении Трупбердин

В) Кильмет Иделев и Нурка Борисов

Г) нет правильного ответа

14. Налоговая реформа, проведенная в 1754 г. в Башкирии:

А) отменила уплату ясака и обязала покупать соль из казны государства

Б) ввело для нерусского населения Башкирии подушную подать

В) ввело рекрутскую повинность

Г) нет правильного ответа

 

15. Предводители Крестьянского восстания 1773-1775 гг. в Башкортостане Салават Юлаев, Юлай Азналин и Кинзя Арсланов:

А) были схвачены карательными отрядами и повешены

Б) были схвачены карательными отрядами и сосланы на каторгу в Сибирь

В) Салават Юлаев, Юлай Азналин были пойманы и осуждены и сосланы в Балтийский порт; Кинзе Арсланову удалось скрыться, карателям не удалось его разыскать

Г) все предводители подверглись жестоким наказаниям, но указом императрицы Екатерины II были помилованы

 

16. Кто из царей подписал указ о введении в Башкирии кантонной системы управления:

А) Петр I

Б) Павел I

В) Александр I

Г) Александр II

 

17. Когда башкиры были освобождены от крепостного права:

А) как и во всей России, в 1861 г.

Б) намного позже, чем в России, в 1917 г.

В) крепостное право башкир не распространялось

Г) нет правильного ответа

 

18. Как называлось крупное крестьянское восстание 1918-1919 гг. на территории Башкортостана:

А) восстание Черного Орла

Б) восстание Черной Кошки

В) восстание Черного Ворона

Г) нет правильного ответа

 

19. Кем подписано «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономии Башкирии от 20 апреля 1919 г.»:

А) В.И. Лениным и Ахмет Заки Валидовым

Б) И.В. Сталиным и членами башкирской делегации, М.А. Кулаевым, М.Д. Халиковым, А.И. Бикбовым

В) В.И. Лениным, В.И. Сталиным и М.Д. Владимировским с одной стороны, и членами башкирской делегации М.А. Кулаевым, М.Д. Халиковым, А.И. Бикбовым

Г) нет правильного ответа

 

20. Столицей Малой Башкирии был провозглашен:

А) г. Стерлитамак

Б) г. Темясово

В) г. Оренбург

Г) г. Уфа

 

21. В каком году вышло постановление СНК БАССР «О ликвидации в БАССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районы и районной системе управления»:

А) в 1917 г.

Б) в 1922 г.

В) в 1930 г.

Г) в 1946 г.

 

22. Сколько воинов из Башкортостана были удостоены звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны:

А) 150

Б) 210

В) 247

Г) 329

 

23. Когда был принят Закон РБ «О государственном флаге»?

А) 1991 г.

Б) 1992 г.

В) 1993 г.

Г) 1996 г.

 

24. Когда был избран первый Президент РБ М.Г. Рахимов:

А) 1990 г.

Б) 1991 г.

В) 1993 г.

Г) 1995 г.

 

25. Когда прошли выборы в Государственное Собрание – Курултай Башкортостана:

А) 1993 г

Б) 1995 г.

В) 1996 г.

Г) 1999 г.

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:

- лекции;

- практические занятия, семинары;

- лабораторные занятия;

- самостоятельная работа студентов.

Лекции.

1. В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.

2. В дальнейшем – последовательная, систематическая подача теоретического материала: каждое новое понятие опирается на уже изученные.

3. Акцент – на важнейшие категории; они особо выделяются в виде определений.

4. Практическая направленность теории: подавляющее большинство студентов – будущие практики.

После изучения каждого раздела необходимо дать список контрольных вопросов.

Практические занятия, семинары.

1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных работ.

2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины. Постановка острых проблем стимулирует дискуссии в студенческих группах.

3. Дополнительная полезная информация:

- о российских ученых и изобретателях;

- об опыте стран – инновационных лидерах (с подготовкой материалов и сообщений на семинарах).

Самостоятельная работа студентов.

Предполагает анализ дополнительной литературы с целью:

- более глубокого освоения изучаемой темы;

- подготовки докладов и сообщений на семинарах.

 

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Студентам рекомендуется при подготовке:

- к лекционным занятиям: ознакомиться с содержанием предыдущих лекций данного тематического раздела, уяснить связь новой темы с предыдущими;

- к практическим занятиям, семинарам: проанализировать основную и дополнительную литературу с целью более глубокого освоения изучаемой темы;

Составитель: ШАЙХИСЛАМОВА Надежда Сергеевна

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.015 с.)