Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С. как наука: объект, предмет, структура социологического знания, функции социологии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С. как наука: объект, предмет, структура социологического знания, функции социологии. С- переводится как наука об обществе. Т.о. объектом является общество. Но С изучает:1) современное общество (прошлое её интересует лишь с точки зрения формирования предпосылок современности) 2). Гражданское общество (т.к. пока его нет, нет и потребности в С). У С нет узкого предмета, что хар-но для всех общественных наук. С изучает все науки. Её предмет заключается в особом подходе к изучению общества, а именно в системном подходе. Системный подход проявляется: 1. С изучает общ-во с т зр его соц структуры, выделяла соц общности, группы, соц институты. 2. С выясняет каким образом взаимодействуют различные структурные элементы общ-ва, какие м\у ними устанавливаются связи, отношения и какие в связи с этим возникают соц процессы. Это даёт возможность объяснить как общ-во фунец-ет и развивается. 3. Частные соц явления и процессы С изучает с т. зр. их места и роли в общ-ве, прослеживая внутр и внешние связи. С имеет 3-х уровненвую структуру: Внешний её уровень образуют обще-соц-кие теории, которые изучают общ-во в целом. К ним относятся теории соц структуры, поведения индивидов и групп. Среднии уровень образуют теории, кот называют теории среднего уровня. К ним относятся спец-е соц теории изучения отдельной соц общночти, группы, институты и отд соц процессы. Например:С молодёжи, города, образования, конфликта. Нижний уровень - конкретные соц исследования, в ходе которых получают соц … Её образуют соц факты, в качестве кот-х могут выступать поведенческие акты индивидов и целых групп, материальные и духовные продукты, и вербальное поведение (мнение, оценки) Результаты соц исследований обощаются теориейср уровня, на основе кот развиваются общие соц теории. Т.о. С является теоретической и имперической наукой. Теоретические уровни не явл-ся умозрительными, а базируются на конкр фактах. Выделяют также фундаментальную и прикладную С. ФС ориентирована на получение нов теоретического знания разв-ия науки. ПС ориентир на решение практических задач. Сущ-ет деление на макро-и микро С. Макро С изучает общ-во в целом, общие соц группы, соц институты. При этом предполагается, дает возможность объяснить, что происходит на микро-уровне. Микро С изучает малые соц гр, межличностные отношения в них и индивидуальные аспекты соц бытия. Представ микро С считают, что изучение микро мира явл-ся ключом к пониманию общ-ва в целом. Функции С: 2 основные группы: теоретикопознавательные и практические К т функции относится познавательная ф-ия, т е изучение различных соц явлений и процессов, выявление тенденции развития, при этом С обладает уникальными познавательными возможностями, устанавливая незримые связи. Например, м\у соц-жемографическими характеричтиками людей и их ценностями, ориентациями, культурами. Практическая ф - т к установленная тенденция развития, социологи имеют возм-ть разраб-ть краткоср и среднесроч прогнозы. Проективная ф - разработка проекта будущ состояния того или иного объекта заданными параметрами. К п функции относится Управленческая ф - результаты соц исследований, выводы социологов являются основой для определения целей соц развития, разработки разл соц программ и принятия управл решений на всех уровнях. Технологическая ф - соц система способов, средств, а также порядок и последовательность практических действ. Необходимых для достижения поставленных целей. Культурно-иделогическая - включает в себя 2 аспекта публикую результаты исследов, соц-ги воздействуют на общ-ое сознание, что способствует увеличению стереотипов и формирует общ-ое мнение по проблеме. выводы соц-ов затрагивают интересы разл соц групп и тем самым преобретают идеолог оттенок. Критическая - т к С оценивает проводимую соц политику, даёт возможность её корректировки. Особенности наблюдения, изучения документов, социального эксперимента, как методов сбора социологической информаци. Наблюдение – непосредственное восприятие явление, событий, ситуаций. Научное наблюдение отличается от обыденного тем, что имеет целенаправленный хар-ер, т е подчинено исследовательским целям и задачам, проводится по задуманному плану и его результаты фиксируются. Н не является специфич соц-ым методом, а заимствовано из естественных наук. В соц Н имеет след особенности 1. Объектом Н явл люди, кот наделены сознанием, чувствами, реагируют на поведение людей в том числе на поведение наблюдателя. 2. Наблюдатели явл членом общ-ва, часть кот они изучают Тесная связь между наблюдателем и объектом наблюд, т е они оказывают влияние друг на друга. В зависимости от позиции наблюд Н может быть простым и включенным. ПН – это наблюдение со стороны, када наблюд-ль не включается в изучаемый объект, т е не вступает в контакт с членами группы. При вкл Н, набл-ль входит в новую соц сферу, адаптируется в ней и ведёт наблюд изнутри происходящего. Как в ПН, так и во ВН подраздел на 2 вида – 1. Открытое (когда факт Н не скрывают) 2. Инкогнито (когда наблюд. Тщательно маскируется и люди не догад-ся что за ними наблюдают) Включ наблюдатель должен наблюдать требования: 1 принимать на себя рядового члена группы 2. Держаться в тон и не проявлять интереса, меньше задавать вопросов. 3. Все высказ-я наблюд д б нейтральными, неоценочными В целом любые Н д проводится в строго научных целях, не наносить вреда наблюдаемому. Неприемлимыми явл – методы, как прослушивание тел разговоров, видеосъёмка. Под доками в С понимается любая инфа, зафиксированая тем или иным способом. По способу фиксации инфы выделяют: Письменные (сод инфу в виде письменного текста) Статистические (сод числовую инфу, сведённую в таблицы, графики, схемы) Фонетические (сод звуковую инфу) Иконогрфические (сод инфу в виде зрелищ-х образов) По степени персонафикации разл личные и безличные доки. ЛД – относятся к конкр личности. БД – относ статистич доки, протоколы и стенограммы собраний. По статусу доки могут быть офиц и неофиц. ОД – исходят от формальных орг-ий, должностных лиц. НД – исходят от неформальных групп и частных лиц. По степени близости к источнику инфы, доки подраздлеяются на первичные и вторичные. ПД – сод инфу из первых рук (очевидцы) ВД – явд-ся переработкой ПД. Необходимость изучение доков соц-ом обуслолено тем, что совр общ-во пронизано потоками док-ой инфы, и потому, чтобы получиь целостное представление о изучаемом явл, необход обратиться к докам. соц-й эксперимент- такой метод, при котором специально создаются или изыыскиваются условия,необходимые для измерения интересующей исследователя связи явлений. данный метод заимствован из естествознания, но имеет свои особенности 1)люди по-своему воспринимают окружающее,вт.ч. экспериментальную ситуацию и у них складывается разное отношение к нововведениям.Это оказывает влияние на результаты экспетимента. 2)социальные явления отличаются особой сложностью причинных зависимостей. Трудно выделить отдельную зависимость в чистом виде.Ирудно быть уверенным,что именно экспериментальный фактор оказал влияние,а не какой-то другой. Основные направления современной социологии Есть 2 осн направления – неопозитивизм и антипозитивизм Неопозитивизм 1.соц явления подчиняются законам общим как для природной так и соц-исторической реальности 2. методы соц исследований должны быть такими же строгими и точными как ми методы естествознания 3. все науч понятия должны проверяться имперически 4. субъективные аспекты человеческого поведения должы изучаться только через открытое поведение 5. все соц явления надо выражать количественно 6. С как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии К этому направлению относится «Теория соц обмена» Джорджа Каспера Хоманса. В основе теории бихевиоризм – отождествление человеческого поведения с поведением животных по схеме СТИМУЛ -> РЕКАЦИЯ. Хоманс говорит, что в поведении людей прослеживается закон выгоды, т е стремление к максимальному вознаграждению при минимальных затратах. И этот закон действует независимо от типа об-ва. Позже он вносит поправки: люди не всегда стремятся к получению макс прибыли; вознаграждения бывают не только в деньгах, но и уважение, любовь, одобрение; не всегда люди предпринимают дальние расчеты. Соц порядок Хоманс понимал как постоянные переговоры с целью получения взаимной выгоды. Антипозитивизм – разновидность «понимающей С» Рассматривает природу и об-во как чуждые друг другу объекты. Об-во создано людьми => требуются другие методы изучения. Главный из таких методов – ПОНИМАНИЕ, которое представляет собой внут переживания. => об-во сводиться к совокупности представлений о нём, где большое внимание уделяется символам, текстам, языку, т к это объединяет людей и благодаря этому они понимают друг друга. Выделяют оптимистическое направление (изучая ин яз мы понимаем др культуры)и пессимистическое направление (чтобы понять чужую культуру надо в ней родиться). Понимающая С критикует позитивизм за объективизм, т е когда об-во рассматривается как независимое от индивидов и их представлений. И за использование методологии естественных наук!!! Наука по мнению понимающей С – лишь один из способов познания. Обыденное познание также играет значительную роль. Каждый из нас – обыденный социолог, т к до начала своих действий располагает целостной (пусть и не чётко сформированной) концепцией об-ва. Большая заслуга понимающих социологов – разработка качественных методов социологии, направленных на изучение индивидуальных аспектов соц бытия. Соц.общности и соц.группы Во взаимодействии др с др люди сплачиваются в с.общности, испытывая потребность в солидарности и в координации совместной дейт-ти. СО – реально существующая совокупность людей, объединённая внутренн.связью. В завис-ти от степени развития этой связи выделяются 3 вида СО: 1)массовые общности – толпа, публика. Внутр.связь ен развита, имеет кратковременный хар-р 2)соц круги, основанные на непосредственных личных контактах (круг знакомых, коллег) Внутр.связь недостаточно устойчива, поэтмоу состав СК постоянно меняется. Если же связь приобретает устойч.хар-р, то СК превращаются в неформальные группы 3) соц.группы (СГ), кот.имеют общ.соц.признаки, интересы, ценности, чёткий принцип обособления от других. Соц.связи и отнош-я в группах имеют устойчивый хар-р Виды СГ: 1)по размерам и характеру контактов: малые и большие. Малые гр.основаны на непосред.контактах. В бол.группах преобладают опосредованные контакты 2) по хар-ру организации: формальные и неформальные. В ФГ отношения регулируются форм.нормами (законами и др.форм.правилами). В НГ отн-я руг-ся неписанными, неформ.нормами. 3) по степени воздействия на личность: первичные и вторичные. Перв-это всегда малые группы, отличающиеся эмоц вовлеченностью её членов (семья) Втор – большие гр и часть малых гр 4) в завис-ти от роли субъективного фактора: объект гр и субъект гр О. – люди вступают в независ-ти от …………… (классы, соц слои). С создаются людьми сознательно с опред целью По функциям выд-т след виды гр: 1)соц-экономич (разл-ся по эконом признакам – классы, с слои) 2)с-професс (разл-ся содержанием труда) 3)локальные гр, проживающие на опред территории (город, деревня, посёлок) 4)ранговые гр,кот.нахся в отношениях соподчинения (управляющий, управляемые) По степени открытости: -открытые (любой желающий может войти, добровол.) -ограниченные (сущ-т правило приёма новых членов, но они не явл-ся слишком жёсткими – студенеческие, напр) -закрытые гр. (сущ-т очень строгие правила приёма новых членов) Особенности деревни (Д) как социально-территориальной общности Наибольший вклад в развтие социологии деревни внес П.Сорокин, который сформулировал задачи этой науки: изучатть постоянные во времени и пространстве явления и отношения сельского соц мира и анализировать типичные различия между деревней и городом. Отмечал, что в Д мало развито разделение труда, т.к. ограничен перечень профессий. Д жители обладают особой средой обитания (природой). Однородность Д в связи с небольшим приттоком мигрантов, т.к. земелльные ресурсы ограничены. Считал, что Д культура более индивидуальна, более богата, чем городская культура. Д имеет следующие специфические особенности: 1) как тип поселения – связ-е звено между человеком и землей, как средством произв-ва. Отсюда большая распределенность населения по территории, относительно меньшая численность населения, более ограниченные возможности для развития коммуникаций; 2) специфика с/х труда, который не имеет постоянного ритма, в нач года/квартала имеет ест-е пределы механизации/автоматизации, результат которого во многом зависит от факторов, неподвластных человеку; 3) как соц общность, Д отличается от Г меньшей подвижностью населения, как по горизонтали, так и по вертикали, большей однородностью этнического состава, меньшей соц дифференциацией, большей ...; 4) в Д формируется своя культура, свой образ жизни – рурализм. Для Д образа жизни характерны: 1) болльшая слитность труда и быта, т.к. вне рабочего времени Д жители ориентируют в основном на работу в подсобном хоз-ве; 2) органичная связь с природной средой; 3) менее напряженный, чем в Г ритм жизни; 4) сохранение роли традиций в освоении трудовых операций, в общении, в быт отношениях; 5) ограниченность анонимных контактов; 6) высокий интерес к личной жизни каждого человека и обсуждение ее в неформальных группах; 7) жесткий неформалльный соц контроль. Сохранение неприязни к горожанам. Основная тенденция развития Д – ее урбанизация. В связи с развитием транспортного сообщения контакты с городом становятся постоянными, происходит индустриализация с/х труда, в Д постепенно проникают блага Г цивилизации, мигранты переезжают в город, в теч длительного времени не прерывают своих связей с Д, и привносят в Д стандарты городского образа жизни. Г культура проникает в Д посредством развития СМИ. Проблемы рос Д во многом связаня с подчиненным ее положением по отношению к городу, особенно в послереволюционыые гг. Идеологической причиной было то, что рабочий класс был проводником, передовым, а на крестьян смотрели с подозранием, как на носителей частно-собственнической идеологии. Политическая причина: после революции страна оказалась во вражд окружении. Необходимо было усилять оборону, а оборонные отрасли сосредотачиваются в городах. Главной была экономическая причина: для ускорения индустриализации необходимы были огромные средства. Источником их стала Д: именно этой причиной объясняется проведение сплошной коллективизации, в результате которой крестьяне лишились собственности на землю. Это привело к установлению жесткого административного контроля в деревне. В Д воспроизводились полуфеодальные отношения. Это проявлялось в том, что у Д жителей не было общегражданских паспортов, они фактически были прикреплены к земле. Было 2 легальных способа ухода из Д: армия, вербовка на ... соц-ма. Д жители фактически отрабатывали барщину в колхозном хоз-ве и платили оброк с приусадебного хоз-ва. Все это привело к крайнему отчуждению крестьян от труда. Это стало главным препятствием для реформирования Д в совр условиях. ВИДЫ КУЛЬТУРЫ Моностилистич и полистилистич Все элементы культуры связаны внутренне и активно разделяются либо пассивно признаются членами общества, она присуща традиционному обществу, а в современном обществе она характерна для теократических (религиозных) и тоталитарных государств. 1. Тотальность: культура выполняет роль универсальной интерпретационной схемы, которая по-своему трактует любые факты миров, истории, различные соц. Явления;2. Наличие культурных экспертов (группа создателей, которая занимает высокое положение в общественной культурной иерархии и вырабатывает правила интерпретации обязательных для всех уровней, которые следуют ниже;3. Канонизация;4. Пространственно – временная упорядоченность различных социокультурных явлений и событий;5.Исключение чуждых элементов, несогласующихся с данной культурой6.Упрощение культуры благодаря трактовке явлений в собственных терминах, сведение их к чему-то простому, хорошо знакомому;7.Целенаправленность: выработка общих целей, их трансляция в частные, жизненные цели индивида.В современном обществе формируется политическая культура:1.В ней присутствует священная область соц. Жизни, которая служит критерием культурной интерпретацией;2.Отсутствуют культурные эксперты, занимающих высокое положение в культурной иерархии, которая может отсутствовать;3.Многообразие культурных феноменов, отсутствие видимой связи между ними, их пространственно-временнаянеупорядоченность;4.Толерантность: сосуществование, включение в культуру различных по происхождению культурных элементов, традиций;5.Усложнениекультуры;6.Негативное отношение к существующему порядку;7. Появление новых культурных форм сопровождается отрицанием.Т.о. культура общества утрачивает свою целостность, универсальность. Производство культуры имеет индустриальный характер, благодаря этому ее потребители становятся все люди, независимо от государственной принадлежности. Субкультура в широком смысле это совокупность ценностей, норм, способов поведения, стилей жизни, которые характерны для той или иной группы и которые отличаются от господствующей К, хотя и тесно связанные с ней. Соц.базой формирования такие СубК являются соц.классы, слои, соц.професс, этнич, поселенческие, соц-демографич.группы, которые различаются условиями жизнедеятельности (работник-предприниматель, М-Ж). Поэтому субК в широком смысле характерно не только для совр.О. В любую эпоху К неоднородна, поскольку городская среда отличается от сельской, народная от аристократ., христианс. от языч. СубК в узском смысле – это К отдельных групп со специфич.образом жизни, которые хорошо осознают и культивируют свою обособленность и склонность в той или иной степени к девиации. Основными источниками формирования субК являются:1) внешние заимствования различных религий, полит.идеологий, вариантов стиля жизни, жанров музыки, видов спорта и т.д.2) собственные культурные традиции, коренящиеся в различных временных пластах прошлого.Большинство субК сохраняет ведущие ценности, нормы, присущие годсподствующей К, но некоторые отрицают их и выступают как антагонисты господствующей К. Такие субК называют контрК.1)Такие КК в шир.смысле – делинквентные, т.к. СК преступного уголовн.мира, которая вступает в конфликт с законами О2) СК протеста, которые очень неоднородны. С одной стороны к ним относятся СК тех групп, которые не покушаются на правовые основы гос-ва, а предпочитают конфликтовать в моральной сфере, т.е. бросают вызов общественным приличиям. С др.стороны к ним относятся СК групп, которые несут реальные альтернативы существующему О, создают эл-ты новой социальности и соответствующую ей религию, мораль, искусство.Под КК в узком смысле понимают ранних хиппи, битников и их наследников – леворадикал. движение молодёжи на западе. Для этой КК хар-ны след черты:1) отрицание интеллектуализма, доведённое до отказа от мыслительных способов постижения истины. Истина открывался в непосредственном переживание всекосмического единства, а наиболее благоприятной средой для этого является наркотическое опьянение, экстаз при коллективном прослушивании рок.музыки и коллект.песнопениях;2) гедонистическая установка, т.к. отказ от всего объективно необходимого, в т.ч. от обязанностей, личной ответственности, принцип удовольствия, причём телесного;3) отрицание индивидуально-личностного принципа зап.европейской культуры, культ единого и безличного, коллективного и анонимного, боязнь самоидентификации, т.к. это предполагает выбор себя;4) отрицание традиционных христианских норм в сфере половых, семейно-брачных отношений, что доведело до отказа от порядочных половых отношений, от однозначной трактовки секс.ролей;5) КК-я эстетика, разрушавшая все табу, т.е. запреты, установленные культерной традицией Модернизация Модернизация – это системный переход от стабильного традиционного общества к динамическому современному обществу. С точки зрения теоретиков модернизации она является: Революционным процессом, т.к. в обществе происходят кардинальные изменения. Комплексным процессом, охватывающим все сферы общественной жизни, при этом изменения в одной из них побуждают к изменению других. Глобальный процесс, который начавшись в Западной Европе, распространился на все страны. Прогрессивный процесс, т.к. материальное и духовное благополучие человека гораздо выше в модернизированном обществе. Различают первичную и вторичную модернизации. Первичная модернизация – зарождение центров индустриально – рыночной культуры, становление капитализма в ныне развитых странах. Вторичная модернизация – характерна для отстающих стран и осуществляется при наличии образцов в лице индустриально развитых стран. Вторичную модернизацию называют запоздалой и догоняющей. Модернизация может осуществляться тремя путями: М. снизу, когда современное общество постепенно рождается из деятельности мелких частных собственников. Именно этот путь был характерен для развитых стран. М. сверху, которая осуществляется активной частью политической элиты. Руководствуется не только прагматическими интересами, но и рациональными соображениями. Основное заблуждение политической элиты состоит в том, что осознав необходимость преобразований, она легко убедит в этом народ. Поэтому именно данный путь М. связан с наибольшими издержками. Осуществление М. интервентами в прямом/ переносном смысле, когда политически более сильные навязывают свои рецепты, путь развития политически более слабым. Более удачный путь М. Основными результатами М. являются: Изменение социальных институтов, которые переориентируются с поощрения коллективных усилий на поощрение индивидуальных усилий. Высшей ценностью становится свобода личности, но личности благонамеренной. Развитие представительских начал демократии, т.е. выборы и формирование представительных органов власти. Формирование правового государства и гражданского общества, которые являются двумя сторонами одной медали. Гражданское общество функционирует на принципах саморегуляции и является той силой, которая сдерживает чрезмерные претензии государства на власть. Ядро гражданского общества – свободная личность. Плюрализм во всех сферах общественной жизни; в экономике сосуществование различных экономических укладов, форм собственности. В политике – многопартийность и разнообразие политических идеологий. В культуре – сосуществование различных субкультур. Установление социального мира, т.к. преодолены основные проблемы, которые являлись источником для столкновения классов. Одним из основных отрицательных последствий практики М. – разрушение традиционных культур. Сохранение традиции при осуществлении М. чрезвычайно важно. Традиции обеспечивают адаптацию людей к меняющимся условиям жизни. Кроме этого, традиции дают возможность предотвратить социальную дезорганизацию, обеспечить необходимый уровень согласия в обществе и направить развитие по мирному пути. Не все традиции мешают М. Другое отрицательное следствие – дезориентация людей, утрата ими идентификации из-за разрушения привычного мира. Это ведёт к возрождению фундаментализма, зовущего к возвращению в прошлое, к корням. Проблема выбора варианта развития актуальна и для российского общества. Неудачи рыночных реформ в 90-е гг. были обусловлены тем, что возобладал чисто экономический подход. Не были учтены социокультурные особенности России, её традиции. В основе западной культуры лежит принцип индивидуализма, т.е. приоритет прав и свобод личности. В основе российской культуры лежит принцип коллективизма, т.е. приоритет общества. Опыт ряда азиатских государств показал, что коллективизм обладает большим, мобилизационным потенциалом для М. Социальная справедливость характерна для российского менталитета и это предполагает необходимость: Усиления социальной направленности реформ, т.е. учёт экономических интересов всех социальных групп, равные права независимо от национальности, пола, профессии и т.д. Усиление регулирующей функции государства Возрождение с учётом геополитической обстановки, державной мощи России. Основные понятия социологии труда Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и культурных благ, в социологии труд рассматривается как соц. Процесс, в ходе которого осуществляется воспроизводство человека и всей системы общественных отношений. Труд выполняет важные общественные функции:1.Источник общественного богатства, средство удовлетворения потребностей людей; 2.Фактор, определяющий ход и направленность общественного развития;3.Служит средством развития человека;4.Ведущая сфера жизнедеятельности в структуре образа жизни человека и общества;5.Освободительная сила, расширяющая границы возможностей человека и обществаРеализация этих функций зависит от степени развития труда. Труд двойственен по своей природе:1. Обмен веществ между человеком и природой, в ходе которого происходит воспроизводство человека как физического существа(удовлетворение первичных физиологических потребностей).2.Обмен результатами деятельности между индивидами. Удовлетворение общих потребностей, воспроизводство человека как социального существа.Две стороны: технико-технологич(функциональное содерж труда-совокупностьфункций, операций.Зависит от предмета труда,средств труда и форм его организации);Социальная(социально-экономич хар-р труда, кот опред произв-и отношениями:отношение работника к средствам произв-ва;способ включ работников в совокупный обществ-ый труд;хар-р взаимод работников в сфере и по поводу труда;степень участия работников в управл предприятиями или орг-ей; роль труда в развитии, самореализ личности;отношение работников к труду, единство ценностей и мотивов труда, реальное трудов повед, оценка работников в различных эл-ах произв-ва).)Функциональное содержание труда – совокупность функций, операций, выполненных работником, зависит от предмета труда, средств труда, форм его организации. Социологов интересует лишь постоянные поскольку оно оказывает влияние на социальную сторону труда и на личность работника: 1.Степень принудительности техники по отношению к человеку;2. Соотношение умственных и физических усилий;3. Степень творчества.Выделяют два типа относящихся к труду: творческое (работника стремится реализовать себя в трудовой деятельности и не представляют свою жизнь без нее), инструментальное (труд – средство для удовлетворения потребностей лежащих за пределами трудовой деятельности). С отношением к труду связана проблема «отчуждение труда»- такое отношение к труду, которое характеризуется настроением бессмысленности, беспомощности, отстраненности.Бессмысленность возникает когда работник выполняет узкую операцию и не видит конечного результата своего труда, не верит в полезность своего труда. Беспомощность испытывают при произволе собственника. Отстраненность – при наличии проблем в отношениях с членами коллектива. Проблема отчуждения труда (в марксизме) связана с отношениями собственности. Лишения работника средств производства ведет к его отчуждению от продукта труда, а в конечном итоге – к отчуждению процесса труда как такового. В современных условиях данная проблема рассматривается более широко. Кроме этого на возникновение данной проблемы влияют факторы: 1. Уровень оплаты труда, его соответствие трудовому вкладу каждого работника;2. Степень вовлеченности, от которой зависят формирования у них чувства сопричастности;3. Качество труда;4. Качество рабочей силы.В современных условиях образование и квалификация стали играть роль собственности. Образованный и высококвалифицированный работник может выдвигать свои требования.
Социализация личности Социализация- включение индивида в систему соц. связей и отношений по средствам усвоения соц.опыта и культуры. С.играет важную роль в жизни общества и каждой отдельной личности. Данный процесс обеспечивает преемственность в развитии общества. Дети рождаются с различными задатками. Долгое время считалось что это исключительно задатки. Современная наука представляет доказательства того что ребенок может родиться с задатками алкоголика, наркомана, преступника. Это зависит от того в какой среде он будет формироваться и кто и как его будет воспитывать; От условий факторов социализации. Различают первичную и вторичную социализацию. ПС-первоначальное усвоение социальной информации ценности и образцов поведения. ВС-связана с переосмыслением усвоенного ранее и формированием сознат.мотивации поведения. Социализация осуществляется в течении всей жизни человека, но ее содержание меняется с возрастом. Поэтому выделяют возрастные этапы социализации:1.Детство-закладываются основы личности 2.Отрочество-подростковый возраст-начинается вторичная социализация, поэтому подростки отличаются критическим отношением ко взрослым и меняется референтная группа. 3.Юнность-поиск смысла жизни,соц. и проф.самоопределением и созд.семьи.4.Зрелость-чел реализ.себя в корьере и воспит.детей.5-Старость переоценка ценностей и меняется образ жизни.По скольку в формировании личности важную роль играет трудовая деятельность то выделяют: дотрудовую,трудовую,послетрудовую.Амер.уч.Колберг выделил уровни из стадии социализации в зависимости от зрелости и морального сознания.1.Доморальный(ребенок слушается что бы избежать наказания;ребенок руководит эгоистическими соображениями т.е. послушание в обмен на к-л блага) 2.Уровень конфенциальной,договорной морали(формирование модели хорошего ребенка, который выполняет все требования;презнание существующих правил как благо);3.Уровень автономной морали, кот.соотв: осознание условности,относительно существующих норм,требование их логич.обоснованияи стремление свести их к принципу полезности; признание в кач.высш.закона того,что соотв.интересам большинства;формирование соответствующих принципов когда регулятором поведения становится совесть.С. осуществляется с помощью различных механизмов.1.Подрожание-ребенок не критически копирует поведение взрослых,еще не понимая их смысл.2.Научение-приобретение практических навыков>более сложные,а также приобретение знаний.3.Ролевые игры-в ходе которых дети примеривают на себя отыгрывают роли взрослых.4.Групповые игры,спортивные игры,которые помогают научится взаимодействию с другими людьми.5.Стыд и вина.6.Идентификация-осознание своей общности с другими людьми(я такой же как все).7.Самоиндификация-осознание своих потребностей,интересов,склонностей(я не такой как все).С.осуществляется под влиянием различных факторов.которые пордазделяются на:1.Стихийные(факторы среды):факторы макро среды:планета космос общество в целом; факторы мезосреды: этнос поселение большая соц.группа.факторы микро среды:ближайщее окружение человека.2.Сознательные:воспитание;самовоспитание(свидетельствует о том что личность-не только объект воздействия,продукт общества,но активный субъект, который может влиять на окружающую среду, на других людей и изменить самого себя. С этим связано одно из основных противоречий С.:с одной ст.общество заинтересовано в безусловном признании личности всех сущ-х норм, правил, а с др. ст. такая полностью соц. личность неспособна противоречить среде,жизнен.обстоят,т.е. является довольно пассивной).второе противореч:дети воспринимают существующие соц.усл.как естеств. и органично вписываются в них, а воспитыв их взрослые, кот. спец-сь в др.усл-ях и уже не вполне вписыв. в совр.жизнь. Теория личности Психоаналитич.психология по Фрейду:1).Оно(Id)-резервуар бессозн.реакции,влечений биологич.по своей природе.Руководствуются принципом удов-я.2).Я(Ego)-сознат.начало,кот.выступает в роли посредника м/у бессознат влечением ОНО и требов общ-ва.3).Сверх Я (Super Ego)-ecdjtyybt родителями образы, запреты и требования, внушённые с детства-моральная внутрен.цензура личности.В самом трудном положении находится Я, на кот. пост-но давят ОНО и СВЕРХ Я-это рождает постоянное беспокойство и вину, если не удаётся согласовать стр-е ОНО с требованиями общ-ва.Фрейд объясняет присутствие бессознат в стр-ре личности:1).чел не может всё осознать,тк его реальность переживает превыш.возм-и его осозн-я.2).чел не сразу осознает что-то;3).чел не хочет всё осознавать, то что противоречит соц.нормам, вытесняется из сознания.Фрейд выделил в качестве ведущего всеобъемливающего инстинктивного либидо-половое влечение.2 гл.инстинкта:1).эрос-инстинкт жизни;2).тонатос-инстинкт смерти. Теория зеркального Я:Джеймс опред.Ego или эмнирич Я как итог того, что чел в действит-ти может считать своим.Выделил:1).материальн. Я-это наше тело и собств-ть;2).соц. Я-то каким чел кажется окр-щим;3)Дух. Я-как совокупность склонности и способности. Идея чел. о самом себе складывается из след параметров:1).представление о том каким я кажусь другим;2).представл. о том какую оценку этот другой даёт моему образу;3).своеобразное чувство Я, вроде гордости или унижения.Теория Зеркального Я была систематизирована и получила развитие в работах Мида. Он подчёркивал, что самосозн.личности формируется во взаимодействии с др.людьми.В ходе этого взаимод.происходит раздвоение личности на Я-сам(взаимодействие личн. На окр мир. Автономн хар-р) и Я-меня(сумма представления о том, как оценив.мою личность др.люди). Ролевая теория личности. Первоначально «персона» означало ту массу, кот. одевал актёр во время представления, а позднее стало означать актёра и играемую им роль.В жизни чел играет много ролей.Чел.входит в различн соц группы и достигает в них опред.соц.статуса.Соц.статус-выполняемые чел-ом функции и вытекающ из них обязанности и права.Соц.роль-ожидаемое поведение, кот.явл.типичным для представителей данного статуса.Соц.роль имеет 3 компонента:1)представляемая роль;2)субъективная роль;3)играемая роль. Реальное ролевое поведение. Несоответствие приводит к возникновению ролевых конфликтов:1).несоответствие ролевого поведения ожиданием группы;2).вхождение чел в различн группы, вследств чего он имеет множество ролей, а посему не может удовлетворить все требования и ожидания.3).различн определение одной и той же роли различными группами;4)внутриличностный ролевой конфликт.Когда чел в силу обстоятельств не может выполнить свою роль так, как он считает нужным. Если соц роль исполняется длит время и значима для него, то она оказывает влияние на его личностные качества.
С. как наука: объект, предмет, структура социологического знания, функции социологии. С- переводится как наука об обществе. Т.о. объектом является общество. Но С изучает:1) современное общество (прошлое её интересует лишь с точки зрения формирования предпосылок современности) 2). Гражданское общество (т.к. пока его нет, нет и потребности в С). У С нет узкого предмета, что хар-но для всех общественных наук. С изучает все науки. Её предмет заключается в особом подходе к изучению общества, а именно в системном подходе. Системный подход проявляется: 1. С изучает общ-во с т зр его соц структуры, выделяла соц общности, группы, соц институты. 2. С выясняет каким образом взаимодействуют различные структурные элементы общ-ва, какие м\у ними устанавливаются связи, отношения и какие в связи с этим возникают соц процессы. Это даёт возможность объяснить как общ-во фунец-ет и развивается. 3. Частные соц явления и процессы С изучает с т. зр. их места и роли в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.015 с.) |