Социологическая концепция Э. Дюркгейма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая концепция Э. Дюркгейма



1858-1917. Заслуга – при нём С стала академической наукой. Он издавал С журнал, преподавал С, возглавлял две кафедры. С концепция Д получила название социологизм.

С считал главной из всех общ-х наук, т к она даёт теорию и метод д\проведения исследования во всех сферах общественной жизни. Т е С у него – наука наук, соц науку познания считал единственно верной.

С реальность рассмат-т как реальность особого рода, возникающую из взаимодействия индивидов и несводимую к другим видам реальности. Поэтому социальное м б объяснено т\о соц-ным.

Соц реальность обладает независимотью, автономией по отн к индивидам.

Поэтому Д чётко различает индивид и коллективное представления. Группа думает, чувствует иначе, чем её члены, когда они разделены (мода, общественное мнение, внушение индивидам коллектив реакций) Из принципов С наследует осн правило С метода Д: изучать соц факты как вещи, т е так, как изучают свой предмет естественные науки. Первоначально предмет С для Д – соц факты, которые сущ-т независимо от индивив. и принудительны по отношению к ним. Он расширил предмет, опред-в С как науку о функционировании и развитии СИ. Центр проблемп в творчестве Д – С солидарность. Он выделил два типа солидарности:

- Механическая – хар-на д\традиционного О и основана на подобии индивидов, неразвитости их индивид черт.

- Органическая – хар-на д\индустриального О и возникающая на основании разделении труда.

С развитием разд тр специал-я индивидов возникает естеств зависимость. По его мнению именно раз труда обеспечивает соц солидарность по мере ослаб-я цементирующей силы религиозного сознания. Такие явления как ничем не сдерживаемая конкуренция, неравенство, класс конфликты Д считал формами разделения труда, побочными формами эволюции. Для их преодоления необходимо регулирование эконом и класс отношений, введение принципа «равенство возможностей и воздаяния по способностей». Общ иерархия д быть основана не на привилегиях, а на различени индивид способностей. С проблемой солид-ти тесно связано изучение самоубийств. Его работа «с-о» является реализацией принципов социологизма при анализе эмпирического статистического материала. Он считал осн прич самоуб явл-ся не индивид особен-ти людей, а соц причины. Он анализирует огр статистич материал и постепенно отбрасывает почти все несоц факторы, считая все несоц факторы, считая их влияние непостоянным. Единств несоц фактор, который признавал Д – долгота дня. Отсюда вывел частную закономерность, что сумоуб совершается чаще летом, чем зимой. Летом дни длиннее, мужчины чаще совершают самоуб. Д выделил след виды самоуб:

-эгоистическое – общ-во разобщено, отсутствует коллективная поддержка, чел чувтсвует себя одиноким, к самоуб мож приводить крайний индивид-м, когда чел сам отдалился от общ-ва

- альтруистическое – для неразвитых архаичных О хар-но, в котором индивид поглощён коллективом и индивид жизнь не имеет ценности. Сам-во больгых, стариков, рабов, после смерти хозяина, жены, после смерти мужа

-аномическое – Аномия по Д – это ценностно-нормативный вакуум, когда рушится старая система ценностей, а новая ещё не создана, когда отсутствуют чёткие нормы, правила, регулир поведения людей. Соц положение чел становится неустойчивым. Д различал экономич аномию, возник в сфере эконом и распространяется в целом на О,и семейную аномия, возник чаще всего в результате развода. Страсти женщины огранич её природной организацией. Д считал неободим изучение самоуб, т к это даёт возможность выяснить причины соц болезни.

М.Вебер как основоположник современной социологии.

1864-1920 – немец Вебер внёс большой вклад в развитие теор соц, эконом, полит С, С религии и др отраслей С знания. В впервые ввёл в С категорию «понимание» По его мнению, особенность С действия состоит не в том, что оно регулируется извне, а в том, что оно наделено субъективным смыслом, субъективным пониманием и интерпретацией окруж декйствительности

Задачей С состоит в том, чтобы понять, какой смысл индивиды вклад-т свои действия и объяснить, как из субъективно-ориентированных действий рождается объективная реальность. Представители современной понимающей социологии считают своим предшественником именно В. Исходя из того, что чел способен творить собственный мир из своих представлений, ценностей и др реальности для него не сущесвтует. Развитие культуры на каждом этапе связано с борьбой идей, выдвижением альтернатив и когда одна из альтер получает признание в обще-ве, то через поведеие, ориетированное на её поддержку она становится действенной и след объективной. В разработал концепцию идеальных типов.ИТ – мысленная констр к-я накладывается на действительность с целью её объяснения. В то же вермя, это неполная абстракция, так как ИТ возникают в результате выделения, усиления св-в действительности. Различают истори и соц типы, Истор типы более конктретны, применяются для выявления причинных связей между истор образованиями, локализованными во времени и пространстве (капитл-м, христианство) Соц типы – более общие, они применяются везде и всегда и явл чистыми типами (выделенные В типы соц действия):

-целерациональное действие, к-е ориентированно на цель, средства её достижения, последствия, всё просчитано, нет места эмоциям,критерием рациональности явл успех

-ценностнорациональное д. Действуют в соответствии со своими убеждениями, представлениями о доме, добре, независимо от предвиденных последствий.

-аффиктивное д – д под влияние чувств

-традиционное д – по привычке поступают так, как поступают предки.

Для трад общ-ва хар-ны традиции и аффиктивные действия. Д\индуст О целерац и ценностнорац причём 1-е всё больше вытесняет 2-е. В выделил 3 типа господства (в том числе полит-е). Под Г понимает шанс встретить повиновение опред приказу:

1 рацион-е или легальное господство – подчиняются не личности, а закону. В основе лежит целерац д.

2 традиц-е г – в основе лежит вера в священость существ сдр времён пордяков. Отношения во всех сферах имеют личные характер. Трад действие.

3 харизматическое г – власть вождя наделённого какими-то экстроординарными способностями (пророческий дар). При данном типе отсутствует чётко-установл правила, решения принимаются иррационально. В основе – аффективное д

Т\о главным понятиям соц В явл-ся рациональность под кот он понимал целесообразность чел деятельности, обязательность в поведении чиновников, расчётливость и разумный учёт челов интересов в рамках капитал промышл.предпр.

Главным предметом изуч В был капитализм. Основным источником формирования совр капит считал возникнов духа капитл, особенности настроения, религиоз....

1908 – «протестанская религия». С т зр протес рел желание быть бедным равносильно желанию быть больным. Если чел предоставляется возможность получить прибыль и он им не воспользовался, тем самым совершал грех. Развязав стремление к наживе и в то же время ограничивая потребеление ПР дала мощный импульс развитию капитал.

В выделил основные признаки капитал

1 присвоение частными пром предприят свободной собствненности и ср-ва их производ.

2 вольный рынок – свободный от каких –либо ограничений

3 рац\механич техника произв и обмена.

4 коммерческая организ хоз-ва, выпуск ценных бумаг и искл ориентаци на рынок

5 рац-оё, твёрдоустановленно право

6 свободная раб сила- када есть люди, кот-е могут распоряжаться своей раб силой и эконом у этому побуждаются.

В концепция Капит играет важную методологическую роль при изучении станвления Капит в общ-х переходного типа.

Основные направления современной социологии

Есть 2 осн направления – неопозитивизм и антипозитивизм

Неопозитивизм

1.соц явления подчиняются законам общим как для природной так и соц-исторической реальности

2. методы соц исследований должны быть такими же строгими и точными как ми методы естествознания

3. все науч понятия должны проверяться имперически

4. субъективные аспекты человеческого поведения должы изучаться только через открытое поведение

5. все соц явления надо выражать количественно

6. С как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии

К этому направлению относится «Теория соц обмена» Джорджа Каспера Хоманса. В основе теории бихевиоризм– отождествление человеческого поведения с поведением животных по схеме СТИМУЛ -> РЕКАЦИЯ. Хоманс говорит, что в поведении людей прослеживается закон выгоды, т е стремление к максимальному вознаграждению при минимальных затратах. И этот закон действует независимо от типа об-ва. Позже он вносит поправки: люди не всегда стремятся к получению макс прибыли; вознаграждения бывают не только в деньгах, но и уважение, любовь, одобрение; не всегда люди предпринимают дальние расчеты. Соц порядок Хоманс понимал как постоянные переговоры с целью получения взаимной выгоды.

Антипозитивизм– разновидность «понимающей С»

Рассматривает природу и об-во как чуждые друг другу объекты. Об-во создано людьми => требуются другие методы изучения. Главный из таких методов – ПОНИМАНИЕ, которое представляет собой внут переживания. => об-во сводиться к совокупности представлений о нём, где большое внимание уделяется символам, текстам, языку, т к это объединяет людей и благодаря этому они понимают друг друга. Выделяют оптимистическое направление(изучая ин яз мы понимаем др культуры)и пессимистическое направление (чтобы понять чужую культуру надо в ней родиться). Понимающая С критикует позитивизм за объективизм, т е когда об-во рассматривается как независимое от индивидов и их представлений. И за использование методологии естественных наук!!! Наука по мнению понимающей С – лишь один из способов познания. Обыденное познание также играет значительную роль. Каждый из нас – обыденный социолог, т к до начала своих действий располагает целостной (пусть и не чётко сформированной) концепцией об-ва.

Большая заслуга понимающих социологов – разработка качественных методов социологии, направленных на изучение индивидуальных аспектов соц бытия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.007 с.)