Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры. Её стр-ра и функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К-сложное и многогранное соц.явление, поэтому существуют различные подходы к её определению, акцентирующие внимание на тех или иных сторонах. Основные подходы: 1) К. как соц. наследие, т.е. совокупность материальных предметов, социальных институтов (СИ), обычаев, идей и т.д., всё, что создано человечеством и образует вторую искусственную природу (дискриптивное определение) 2) К как интеллект и худ. достижение человечества, положительные ценности и идеалы, способствующие прогрессу О (аксеологический подход). в рамках АП сущ-т иная трактовка К. По мнению Макса Вебера к К относятся те компоненты действительности, которые мы соотносим с ценностными идеями, благодаря чему они становятся осмысленными, значимыми для нас. При этом к К относятся отнюдь не те явления, которые являются воплощением идеалов. 3) антропологический подход. К как наученное поведение, которое не дано ч-ку от рождения, а вырабатывается в общении с друг.людьми 4) семиотический подход, когда К представляется как универсальная знаковая система, включающая в себя такие знаковые подсистемы как естеств.яз, лит-ра,иск-во, наука, обычаи, обряды, символика человеч.тела 5) креативно-деятельностный подход – К как процесс творч.деятельности, саморазвёртывание сущност.сил человека 6) функциональный подход – К. – это специфическая функция общественной жизни, способ регулирования жизнедеятельности О. О. рассматривается социологией как система, а чтобы дать функц.характеристику системы, нужно определить присущий ей способ деятельности. для О как коллективного субъекта характерен специфический человеческий способ деятельности, представляющий собой совокупность средств и механизмов, выработанных внебиологическим путём. Благодаря этим средствам и механизмам челов.деятельность стимулируется, обеспечивается, программируется, осуществляется, регулируется и воспроизводится. Таким обр. К в шир.смысле это универсальная соц.технология, отличающаяся от естественных природных технологий, поэтому она не образует какую-то отдельную сферу О, а присутствует в каждой сфере, в любом проявлении. В рамках функционального подхода существует понятие К и в узком смысле. 3 уровня взаим-я О как системы хар-ны для О как С (на каж. есть опред. эл-т К)
1)на Ур-не взаим-я между О и Природой. Эл-тами К являются орудия труда, техника, производ.технологиии, знания и умение работников. 2) на Ур-не взаим-я между индивидами и соц.группами. К эл-там К относятся ценности, нормы, выражающие их знаки и символы 3)на Ур-не между О и личностью. Элементами К являются ценностные ориентации личности, её моральные принципы, убеждения, способ осознания себя и окруж.действительности и способ самореализации в О. Совместимость этих эл-тов К, связанных собственно человеческим взаимодействием (т.е. на 2) и на 3) Ур-нях) образует К в узком смысле как ценностно-нормативную систему, регулирующую поведение людей и складываюшиеся между ними отношения. К выполняет след.соц функции: 1) познавательная: познание природы, О и самого ч-ка 2) творческо-преобразующая: люди, в отл. от животных, не приспосабливаются к окр.среде биологически, а преобразуют её в соотв. со своими потребностями, а в процессе этого преобразования меняются сами, т.е. изменяются взгляды, ценности 3) нормативно-регулятивная: К устанавливает определённые рамки для поведения людей, таким образом ограничивает необходимость для сохранения О 4) функция накопления и сохранения соц.опыта 5) социализирующая ф.: индивиды, усваивая соц.опыт и К, приобретают кач-ва, необходимые для жизни в О 6 ) гуманистическая ф: К способствует развития ч-ка, создаёт предпосылки для его самореализации в О 7) сигнификат. ф: приписывание значения ценности 8) структурообразующая ф.: в совр.О К явл-ся важным фактором формирования соц.стр-ры 9) рекреативная: К служит средством отдыха и псих.разрядки 10) компенсаторная: К явл-ся ср-вом компенсации жизн.трудностей. неудач 11) коммуникативная ф: люди имеют возм-ть общаться и понимать др. др. благодаря наличию общеих культурных смыслов. ВИДЫ КУЛЬТУРЫ Моностилистич и полистилистич Все элементы культуры связаны внутренне и активно разделяются либо пассивно признаются членами общества, она присуща традиционному обществу, а в современном обществе она характерна для теократических (религиозных) и тоталитарных государств. 1. Тотальность: культура выполняет роль универсальной интерпретационной схемы, которая по-своему трактует любые факты миров, истории, различные соц. Явления;2. Наличие культурных экспертов (группа создателей, которая занимает высокое положение в общественной культурной иерархии и вырабатывает правила интерпретации обязательных для всех уровней, которые следуют ниже;3. Канонизация;4. Пространственно – временная упорядоченность различных социокультурных явлений и событий;5.Исключение чуждых элементов, несогласующихся с данной культурой6.Упрощение культуры благодаря трактовке явлений в собственных терминах, сведение их к чему-то простому, хорошо знакомому;7.Целенаправленность: выработка общих целей, их трансляция в частные, жизненные цели индивида.В современном обществе формируется политическая культура:1.В ней присутствует священная область соц. Жизни, которая служит критерием культурной интерпретацией;2.Отсутствуют культурные эксперты, занимающих высокое положение в культурной иерархии, которая может отсутствовать;3.Многообразие культурных феноменов, отсутствие видимой связи между ними, их пространственно-временнаянеупорядоченность;4.Толерантность: сосуществование, включение в культуру различных по происхождению культурных элементов, традиций;5.Усложнениекультуры;6.Негативное отношение к существующему порядку;7. Появление новых культурных форм сопровождается отрицанием.Т.о. культура общества утрачивает свою целостность, универсальность. Производство культуры имеет индустриальный характер, благодаря этому ее потребители становятся все люди, независимо от государственной принадлежности.
Субкультура в широком смысле это совокупность ценностей, норм, способов поведения, стилей жизни, которые характерны для той или иной группы и которые отличаются от господствующей К, хотя и тесно связанные с ней. Соц.базой формирования такие СубК являются соц.классы, слои, соц.професс, этнич, поселенческие, соц-демографич.группы, которые различаются условиями жизнедеятельности (работник-предприниматель, М-Ж). Поэтому субК в широком смысле характерно не только для совр.О. В любую эпоху К неоднородна, поскольку городская среда отличается от сельской, народная от аристократ., христианс. от языч. СубК в узском смысле – это К отдельных групп со специфич.образом жизни, которые хорошо осознают и культивируют свою обособленность и склонность в той или иной степени к девиации. Основными источниками формирования субК являются:1) внешние заимствования различных религий, полит.идеологий, вариантов стиля жизни, жанров музыки, видов спорта и т.д.2) собственные культурные традиции, коренящиеся в различных временных пластах прошлого.Большинство субК сохраняет ведущие ценности, нормы, присущие годсподствующей К, но некоторые отрицают их и выступают как антагонисты господствующей К. Такие субК называют контрК.1)Такие КК в шир.смысле – делинквентные, т.к. СК преступного уголовн.мира, которая вступает в конфликт с законами О2) СК протеста, которые очень неоднородны. С одной стороны к ним относятся СК тех групп, которые не покушаются на правовые основы гос-ва, а предпочитают конфликтовать в моральной сфере, т.е. бросают вызов общественным приличиям. С др.стороны к ним относятся СК групп, которые несут реальные альтернативы существующему О, создают эл-ты новой социальности и соответствующую ей религию, мораль, искусство.Под КК в узком смысле понимают ранних хиппи, битников и их наследников – леворадикал. движение молодёжи на западе. Для этой КК хар-ны след черты:1) отрицание интеллектуализма, доведённое до отказа от мыслительных способов постижения истины. Истина открывался в непосредственном переживание всекосмического единства, а наиболее благоприятной средой для этого является наркотическое опьянение, экстаз при коллективном прослушивании рок.музыки и коллект.песнопениях;2) гедонистическая установка, т.к. отказ от всего объективно необходимого, в т.ч. от обязанностей, личной ответственности, принцип удовольствия, причём телесного;3) отрицание индивидуально-личностного принципа зап.европейской культуры, культ единого и безличного, коллективного и анонимного, боязнь самоидентификации, т.к. это предполагает выбор себя;4) отрицание традиционных христианских норм в сфере половых, семейно-брачных отношений, что доведело до отказа от порядочных половых отношений, от однозначной трактовки секс.ролей;5) КК-я эстетика, разрушавшая все табу, т.е. запреты, установленные культерной традицией
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.011 с.) |