ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры. Её стр-ра и функции



К-сложное и многогранное соц.явление, поэтому существуют различные подходы к её определению, акцентирующие внимание на тех или иных сторонах.

Основные подходы:

1) К. как соц. наследие, т.е. совокупность материальных предметов, социальных институтов (СИ), обычаев, идей и т.д., всё, что создано человечеством и образует вторую искусственную природу (дискриптивное определение)

2) К как интеллект и худ. достижение человечества, положительные ценности и идеалы, способствующие прогрессу О (аксеологический подход). в рамках АП сущ-т иная трактовка К. По мнению Макса Вебера к К относятся те компоненты действительности, которые мы соотносим с ценностными идеями, благодаря чему они становятся осмысленными, значимыми для нас. При этом к К относятся отнюдь не те явления, которые являются воплощением идеалов.

3) антропологический подход. К как наученное поведение, которое не дано ч-ку от рождения, а вырабатывается в общении с друг.людьми

4) семиотический подход, когда К представляется как универсальная знаковая система, включающая в себя такие знаковые подсистемы как естеств.яз, лит-ра,иск-во, наука, обычаи, обряды, символика человеч.тела

5) креативно-деятельностный подход – К как процесс творч.деятельности, саморазвёртывание сущност.сил человека

6) функциональный подход – К. – это специфическая функция общественной жизни, способ регулирования жизнедеятельности О.

О. рассматривается социологией как система, а чтобы дать функц.характеристику системы, нужно определить присущий ей способ деятельности. для О как коллективного субъекта характерен специфический человеческий способ деятельности, представляющий собой совокупность средств и механизмов, выработанных внебиологическим путём.

Благодаря этим средствам и механизмам челов.деятельность стимулируется, обеспечивается, программируется, осуществляется, регулируется и воспроизводится.

Таким обр. К в шир.смысле это универсальная соц.технология, отличающаяся от естественных природных технологий, поэтому она не образует какую-то отдельную сферу О, а присутствует в каждой сфере, в любом проявлении. В рамках функционального подхода существует понятие К и в узком смысле.

3 уровня взаим-я О как системы хар-ны для О как С (на каж. есть опред. эл-т К)

1)на Ур-не взаим-я между О и Природой. Эл-тами К являются орудия труда, техника, производ.технологиии, знания и умение работников.

2) на Ур-не взаим-я между индивидами и соц.группами. К эл-там К относятся ценности, нормы, выражающие их знаки и символы

3)на Ур-не между О и личностью. Элементами К являются ценностные ориентации личности, её моральные принципы, убеждения, способ осознания себя и окруж.действительности и способ самореализации в О.

Совместимость этих эл-тов К, связанных собственно человеческим взаимодействием (т.е. на 2) и на 3) Ур-нях) образует К в узком смысле как ценностно-нормативную систему, регулирующую поведение людей и складываюшиеся между ними отношения.

К выполняет след.соц функции:

1)познавательная: познание природы, О и самого ч-ка

2) творческо-преобразующая: люди, в отл. от животных, не приспосабливаются к окр.среде биологически, а преобразуют её в соотв. со своими потребностями, а в процессе этого преобразования меняются сами, т.е. изменяются взгляды, ценности

3) нормативно-регулятивная: К устанавливает определённые рамки для поведения людей, таким образом ограничивает необходимость для сохранения О

4) функция накопления и сохранения соц.опыта

5) социализирующая ф.: индивиды, усваивая соц.опыт и К, приобретают кач-ва, необходимые для жизни в О

6) гуманистическая ф: К способствует развития ч-ка, создаёт предпосылки для его самореализации в О

7) сигнификат.ф: приписывание значения ценности

8)структурообразующая ф.: в совр.О К явл-ся важным фактором формирования соц.стр-ры

9) рекреативная: К служит средством отдыха и псих.разрядки

10) компенсаторная: К явл-ся ср-вом компенсации жизн.трудностей. неудач

11) коммуникативная ф: люди имеют возм-ть общаться и понимать др. др. благодаря наличию общеих культурных смыслов.

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Моностилистич и полистилистич

Все элементы культуры связаны внутренне и активно разделяются либо пассивно признаются членами общества, она присуща традиционному обществу, а в современном обществе она характерна для теократических (религиозных) и тоталитарных государств.

1. Тотальность: культура выполняет роль универсальной интерпретационной схемы, которая по-своему трактует любые факты миров, истории, различные соц. Явления;2. Наличие культурных экспертов (группа создателей, которая занимает высокое положение в общественной культурной иерархии и вырабатывает правила интерпретации обязательных для всех уровней, которые следуют ниже;3. Канонизация;4. Пространственно – временная упорядоченность различных социокультурных явлений и событий;5.Исключение чуждых элементов, несогласующихся с данной культурой6.Упрощение культуры благодаря трактовке явлений в собственных терминах, сведение их к чему-то простому, хорошо знакомому;7.Целенаправленность: выработка общих целей, их трансляция в частные, жизненные цели индивида.В современном обществе формируется политическая культура:1.В ней присутствует священная область соц. Жизни, которая служит критерием культурной интерпретацией;2.Отсутствуют культурные эксперты, занимающих высокое положение в культурной иерархии, которая может отсутствовать;3.Многообразие культурных феноменов, отсутствие видимой связи между ними, их пространственно-временнаянеупорядоченность;4.Толерантность: сосуществование, включение в культуру различных по происхождению культурных элементов, традиций;5.Усложнениекультуры;6.Негативное отношение к существующему порядку;7. Появление новых культурных форм сопровождается отрицанием.Т.о. культура общества утрачивает свою целостность, универсальность. Производство культуры имеет индустриальный характер, благодаря этому ее потребители становятся все люди, независимо от государственной принадлежности.

Субкультура в широком смысле это совокупность ценностей, норм, способов поведения, стилей жизни, которые характерны для той или иной группы и которые отличаются от господствующей К, хотя и тесно связанные с ней. Соц.базой формирования такие СубК являются соц.классы, слои, соц.професс, этнич, поселенческие, соц-демографич.группы, которые различаются условиями жизнедеятельности (работник-предприниматель, М-Ж). Поэтому субК в широком смысле характерно не только для совр.О. В любую эпоху К неоднородна, поскольку городская среда отличается от сельской, народная от аристократ., христианс. от языч. СубК в узском смысле – это К отдельных групп со специфич.образом жизни, которые хорошо осознают и культивируют свою обособленность и склонность в той или иной степени к девиации. Основными источниками формирования субК являются:1) внешние заимствования различных религий, полит.идеологий, вариантов стиля жизни, жанров музыки, видов спорта и т.д.2) собственные культурные традиции, коренящиеся в различных временных пластах прошлого.Большинство субК сохраняет ведущие ценности, нормы, присущие годсподствующей К, но некоторые отрицают их и выступают как антагонисты господствующей К. Такие субК называют контрК.1)Такие КК в шир.смысле – делинквентные, т.к. СК преступного уголовн.мира, которая вступает в конфликт с законами О2) СК протеста, которые очень неоднородны. С одной стороны к ним относятся СК тех групп, которые не покушаются на правовые основы гос-ва, а предпочитают конфликтовать в моральной сфере, т.е. бросают вызов общественным приличиям. С др.стороны к ним относятся СК групп, которые несут реальные альтернативы существующему О, создают эл-ты новой социальности и соответствующую ей религию, мораль, искусство.Под КК в узком смысле понимают ранних хиппи, битников и их наследников – леворадикал. движение молодёжи на западе. Для этой КК хар-ны след черты:1) отрицание интеллектуализма, доведённое до отказа от мыслительных способов постижения истины. Истина открывался в непосредственном переживание всекосмического единства, а наиболее благоприятной средой для этого является наркотическое опьянение, экстаз при коллективном прослушивании рок.музыки и коллект.песнопениях;2) гедонистическая установка, т.к. отказ от всего объективно необходимого, в т.ч. от обязанностей, личной ответственности, принцип удовольствия, причём телесного;3) отрицание индивидуально-личностного принципа зап.европейской культуры, культ единого и безличного, коллективного и анонимного, боязнь самоидентификации, т.к. это предполагает выбор себя;4) отрицание традиционных христианских норм в сфере половых, семейно-брачных отношений, что доведело до отказа от порядочных половых отношений, от однозначной трактовки секс.ролей;5) КК-я эстетика, разрушавшая все табу, т.е. запреты, установленные культерной традицией





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.006 с.)