Характер социокультурной дифференциации совр. Росс. Об-ва



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер социокультурной дифференциации совр. Росс. Об-ва



Социокульт дифференциация – различия в кул-ре соц групп и индивидов как представителей этих групп.

Культ различи я бывают 2 видов –уровневые(степень приобщения соц субъекта к кул-ре об-ва, мера её освоения) и субкультурные(различия в содержании культуры, т е в ценностях, нормах, идеалах).На переходных этапах общественного развития, более значимые – субкульт различия, т к на первый план выходит конфликт ценностей. М Вебер, изучая социокульт группы с точки зрения процесса становления капитализма в зап Европе, выделил 2 противополжных соц явления – дух капитализмаитрадиционализм. Для носителей духа кап… характерно трудолюбие, стремление к хоз успеху, получению прибыли, рационализм, расчетливость, бережливость. Для традиц….характерно: отношение к труду как к божьему наказанию, невосприимчивость к экономическим стимулам. Вернер Зомбарт определял традиционализм так «Хозяйствуют так как привыкли, как завещали предки». Вебер «Это и есть традиционализм, когда люди не хотят зарабатывать всё больше и больше денег, а хотят просто жить, так как привыкли и довольствоваться средствами необходимыми для этой привычной жизни». Вебер соотносит дух К с предпринимателями, а традиционализм с наёмными рабочими, формирующимися из крестьян. Также он видел различия такого рода и внутри этих групп - следы традиционализма среди предпринимателей:

-отношение к предпринимательству как сомнительной с точки зрения морали

--\\-\\-\\-\\не как к цели, а как к средству

-сохранение идеала Рентье (тот кто живёт на % с капитала)

-отрицат отношение к конкуренции и рекламе

-стремление сохр привычный образ жизни

=> РЕЧЬ ИДЁТ О РАЗН СОЦИОКУЛЬТ ТИПАХ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩИХ УСТОЙЧИВОЙ СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ, НОРМ И СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИМ СОЦ ПОВЕДЕНИЯ

Всё это есть и в совр рос об-ве с поправкой на современность и особенности нашего истор развития. Сохранение трад типа обусловлено не только инерцией кул-ры но и тем, что после революции в течение 10летий воспроизводились полуфеодальные отношения и соответствующая модель кул-ры. Характерно непринятие инноваций в том числе формирующихся рыночных отношений. Предпринимательство рассматривается как нечестный способ зарабатывания денег. Эконом сознание и поведение отличается ориентацией на привычный труд, отсутствием установки на интенсивный труд при невысоких мат запросах. В политике ориентируются на сильн власть и твёрдый порядок и патернализмв отношении к гос-ву – это отношение зависимости когда люди без достаточных ресурсов для самообеспечения надеются на помощь гос-ва в обмен на лояльность и законопослушность.

Противоположность всему этому – совр рыночный тип, представители которого воспринимают рыночные условия как благоприятные для самореализации, повышения благосостояния. Такие черты характера как самостоятельность, инициативность свидетельствуют о высокой степени самореализации этих людей. Признаются основные демократ ценности, к политикам отношение как к обычным людям. По результатам исследований совр рыноч тип наиболее распространён среди предпринимателей, руководителей, учащихся, студентов. А традиционный тип среди рабочих, пенсионеров, специалистов производственной сферы. Основные противоречия не между традиц и рыноч типами, а между рыноч и маргинальным типами – сформирован условиями советского об-ва, а также несёт в себе все противоречия переходного преиода.

Принадлежность к тому-иному социокульт типу означает наличие определенной жизненной стратегии, определённого полит и эконом поведения и определяет соц позицию в об-ве.

=> КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СОЦ СТРУКТУРЫ!!!

26. Предмет основные понятия и задачи эконом социологии

Экономическая социология является отраслью социологической науки, изучающей взаимосвязь экономики с другими сферами общественной жизни, взаимодействие экономических и социальных факторов в процессе развития общества.

Экономика рассматривается с точки зрения социальной структуры, т.е. как результат деятельности, взаимодействия социальных групп, слоёв, классов, которые имеют разные экономические интересы и соответственно различаются характером экономического поведения.

Предпосылки возникновения экономической социологии были заложены в трудах Спенсера, Дюркгейма, Вебера и Маркса.

Спенсер изучал происхождение и роль социальных институтов в сфере экономики (система поддержания жизни).

Дюркгейм изучал происхождение, развитие и проблемы общественного разделения труда.

Вебер показал роль культуры в становлении экономических отношений капитализма и в возникновении «экономического человека».

Маркс, в противоположность Веберу, придавал решающее значение экономике, которая определяет политическую систему общества, его культуру, идеологию (базис- надстройка).

Смелзер считает, что большинство проблем современной экономической социологии восходит к диалогу и конфликту двух великих европейцев: Веберу и Марксу. Он отмечает, что складывается впечатление об общем процессе взаимодействия - экономика влияет на культуру и культура влияет на экономику.

Большой вклад в становление экономической социологии внесли американские социологи, которые изучали влияние первичных социальных групп (неформальные группы работников, семья) на экономику.

Экономическая социология выделилась в самостоятельную науку в 50-е гг. 20в. В США. В России - в 80-е гг. Современная экономическая социология рассматривает экономику как одну из подсистем социального целого, как совокупность статусов и ролей, связанных с производством и распределением товаров и услуг. Её представителями являются Парсонс, Смезлер, Мур.

В последующие годы возрос интерес к изучению темпов экономического роста и влияния на них политической системы общества, социального неравенства, образования и культуры. Выделение экономической социологии в самостоятельную науку было обусловлено осознанием узости чистого экономизма, его недостаточности для анализа сложных современных социальных процессов и осознанием возросшей роли человеческого фактора.

Центральным понятием ЭС является экономическое поведение. В широком смысле - это поведение людей в сфере экономики. Не всякое социальное поведение в этой сфере, действием является экономика. Экономическое поведение в полном смысле - это система социального взаимодействия людей, связанного с использованием различных по функциям ресурсов и направленного на получение выгоды. В экономическом поведении используется принцип минимизации затрат и максимизации результата на основе экономического расчёта. Такое поведение регулируется нормами, правилами, закреплёнными в законах, соглашениях между людьми, традициях обыденной жизни, которые являются обязательными для всех легально действующих субъектов. Степень рациональности экономического поведения может быть различной. В условиях рыночной неопределённости не всегда удаётся достичь положительного баланса между расходами и доходами. Всякое экономически целесообразное действие связано с риском.

Отрицательный результат может быть обусловлен недостатком достоверной информации о параметрах функционирования рыночной сферы, о действиях партнёров и конкурентов, деструктивным поведением внутри фирмы, недостаточной компетентностью лиц, принимающих решения. В соответствии с основными фазами воспроизводственного цикла, выделяют следующие виды экономического поведения:

Производственное поведение- накопление материальных, технологических, систематических, организационных ресурсов, их комбинирование с целью создания товаров с определёнными потребительскими свойствами и дохода от их обращения на рынке. Товаропроизводители являются субъектами.

Распределительное поведение - обеспечивает соединение рыночных субъектов с экономическими ресурсами. Собственники – субъекты.

Обменное поведение – обеспечивает движение экономических благ по каналам рынка. Продавцы и покупатели по отношению друг к другу – субъекты.

Потребительское поведение – извлечение товаров, услуг из их оборота на рынке, присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения своих потребностей.

«Экономический человек» - это человек информированный, осознающий последствия своих действий, обладающий свободой воли, рациональным сознанием и поведением. То есть это субъект экономического поведения в узком смысле. С точки зрения экономического человека иррациональным является ущемление своих первоначальных потребностей при достижении карьеры.

Основными понятиями экономической социологии являются:

Социальный обмен – ведущая форма взаимодействия между людьми в ходе обмена различными выгодами.

Конкуренция – столкновение интересов индивидов и групп, которые стремятся получить одностороннее преимущество и обойти друг друга.

Социальный контракт – соглашение на компромиссной основе между социальными группами, классами ради сохранения стабильности в обществе.

К основным задачам ЭС относятся:

Изучение экономического поведения в стабильных, предсказуемых общественных условиях.

Изучение экономического поведения в периоды преобразований, т.е. в условиях нестабильности.

Основное направление при решении этой задачи – теории модернизации.

Модернизация

Модернизация – это системный переход от стабильного традиционного общества к динамическому современному обществу. С точки зрения теоретиков модернизации она является:

Революционным процессом, т.к. в обществе происходят кардинальные изменения.

Комплексным процессом, охватывающим все сферы общественной жизни, при этом изменения в одной из них побуждают к изменению других.

Глобальный процесс, который начавшись в Западной Европе, распространился на все страны.

Прогрессивный процесс, т.к. материальное и духовное благополучие человека гораздо выше в модернизированном обществе.

Различают первичную и вторичную модернизации. Первичная модернизация – зарождение центров индустриально – рыночной культуры, становление капитализма в ныне развитых странах. Вторичная модернизация – характерна для отстающих стран и осуществляется при наличии образцов в лице индустриально развитых стран. Вторичную модернизацию называют запоздалой и догоняющей. Модернизация может осуществляться тремя путями:

М. снизу, когда современное общество постепенно рождается из деятельности мелких частных собственников. Именно этот путь был характерен для развитых стран.

М. сверху, которая осуществляется активной частью политической элиты. Руководствуется не только прагматическими интересами, но и рациональными соображениями. Основное заблуждение политической элиты состоит в том, что осознав необходимость преобразований, она легко убедит в этом народ. Поэтому именно данный путь М. связан с наибольшими издержками.

Осуществление М. интервентами в прямом/ переносном смысле, когда политически более сильные навязывают свои рецепты, путь развития политически более слабым. Более удачный путь М.

Основными результатами М. являются:

Изменение социальных институтов, которые переориентируются с поощрения коллективных усилий на поощрение индивидуальных усилий.

Высшей ценностью становится свобода личности, но личности благонамеренной.

Развитие представительских начал демократии, т.е. выборы и формирование представительных органов власти.

Формирование правового государства и гражданского общества, которые являются двумя сторонами одной медали. Гражданское общество функционирует на принципах саморегуляции и является той силой, которая сдерживает чрезмерные претензии государства на власть. Ядро гражданского общества – свободная личность.

Плюрализм во всех сферах общественной жизни; в экономике сосуществование различных экономических укладов, форм собственности. В политике – многопартийность и разнообразие политических идеологий. В культуре – сосуществование различных субкультур.

Установление социального мира, т.к. преодолены основные проблемы, которые являлись источником для столкновения классов.

Одним из основных отрицательных последствий практики М. – разрушение традиционных культур. Сохранение традиции при осуществлении М. чрезвычайно важно. Традиции обеспечивают адаптацию людей к меняющимся условиям жизни. Кроме этого, традиции дают возможность предотвратить социальную дезорганизацию, обеспечить необходимый уровень согласия в обществе и направить развитие по мирному пути. Не все традиции мешают М.

Другое отрицательное следствие – дезориентация людей, утрата ими идентификации из-за разрушения привычного мира. Это ведёт к возрождению фундаментализма, зовущего к возвращению в прошлое, к корням.

Проблема выбора варианта развития актуальна и для российского общества. Неудачи рыночных реформ в 90-е гг. были обусловлены тем, что возобладал чисто экономический подход. Не были учтены социокультурные особенности России, её традиции.

В основе западной культуры лежит принцип индивидуализма, т.е. приоритет прав и свобод личности. В основе российской культуры лежит принцип коллективизма, т.е. приоритет общества. Опыт ряда азиатских государств показал, что коллективизм обладает большим, мобилизационным потенциалом для М. Социальная справедливость характерна для российского менталитета и это предполагает необходимость:

Усиления социальной направленности реформ, т.е. учёт экономических интересов всех социальных групп, равные права независимо от национальности, пола, профессии и т.д.

Усиление регулирующей функции государства

Возрождение с учётом геополитической обстановки, державной мощи России.

Основные понятия социологии труда

Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и культурных благ, в социологии труд рассматривается как соц. Процесс, в ходе которого осуществляется воспроизводство человека и всей системы общественных отношений. Труд выполняет важные общественные функции:1.Источник общественного богатства, средство удовлетворения потребностей людей; 2.Фактор, определяющий ход и направленность общественного развития;3.Служит средством развития человека;4.Ведущая сфера жизнедеятельности в структуре образа жизни человека и общества;5.Освободительная сила, расширяющая границы возможностей человека и обществаРеализация этих функций зависит от степени развития труда. Труд двойственен по своей природе:1. Обмен веществ между человеком и природой, в ходе которого происходит воспроизводство человека как физического существа(удовлетворение первичных физиологических потребностей).2.Обмен результатами деятельности между индивидами. Удовлетворение общих потребностей, воспроизводство человека как социального существа.Две стороны: технико-технологич(функциональное содерж труда-совокупностьфункций, операций.Зависит от предмета труда,средств труда и форм его организации);Социальная(социально-экономич хар-р труда, кот опред произв-и отношениями:отношение работника к средствам произв-ва;способ включ работников в совокупный обществ-ый труд;хар-р взаимод работников в сфере и по поводу труда;степень участия работников в управл предприятиями или орг-ей; роль труда в развитии, самореализ личности;отношение работников к труду, единство ценностей и мотивов труда, реальное трудов повед, оценка работников в различных эл-ах произв-ва).)Функциональное содержание труда – совокупность функций, операций, выполненных работником, зависит от предмета труда, средств труда, форм его организации. Социологов интересует лишь постоянные поскольку оно оказывает влияние на социальную сторону труда и на личность работника: 1.Степень принудительности техники по отношению к человеку;2. Соотношение умственных и физических усилий;3. Степень творчества.Выделяют два типа относящихся к труду: творческое (работника стремится реализовать себя в трудовой деятельности и не представляют свою жизнь без нее), инструментальное (труд – средство для удовлетворения потребностей лежащих за пределами трудовой деятельности). С отношением к труду связана проблема «отчуждение труда»- такое отношение к труду, которое характеризуется настроением бессмысленности, беспомощности, отстраненности .Бессмысленность возникает когда работник выполняет узкую операцию и не видит конечного результата своего труда, не верит в полезность своего труда. Беспомощность испытывают при произволе собственника. Отстраненность – при наличии проблем в отношениях с членами коллектива. Проблема отчуждения труда (в марксизме) связана с отношениями собственности. Лишения работника средств производства ведет к его отчуждению от продукта труда, а в конечном итоге – к отчуждению процесса труда как такового. В современных условиях данная проблема рассматривается более широко. Кроме этого на возникновение данной проблемы влияют факторы: 1. Уровень оплаты труда, его соответствие трудовому вкладу каждого работника;2. Степень вовлеченности, от которой зависят формирования у них чувства сопричастности;3. Качество труда;4. Качество рабочей силы.В современных условиях образование и квалификация стали играть роль собственности. Образованный и высококвалифицированный работник может выдвигать свои требования.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.015 с.)