Проблема побуждения к труду:стимулы и мотивы трудовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема побуждения к труду:стимулы и мотивы трудовой деятельности



Стимулы – внешние по отношению к человеку факторы, побуждающие его к труду. Стимулы делятся на две группы:1.Материальные – зарплата премии надбавки за профмастерство отчисления от прибыли предприятия2.Социальные – расширения доступа работников к информации предприятия, вовлечения их в управление, возможности для профессионального роста, должностное продвижение, уважение, одобрение со стороны коллег и начальства, понижение в должности.На значимости тех или иных стимулов основываются различные теории управления. Принцип материальной заинтересованности лежит в основе научного менеджмента (Фредерик Тейлор): Стандартизация методов и орудий труда, предполагают расчленение трудового процесса на простейшие операции и хронометраж ведения поточных и конвейерных линий; Выдача работникам письменных инструкций, в которых указано, что и как нужно делать; Жесткий контроль со стороны администрации; Установление жесткой зависимости между производительностью труда и размером з/п.В качестве оппозиции научному менеджменту возникла теория человеческих отношений (Мейо). Основные положения теории: Человек – соц. Животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; Жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация противоречат природе человека и его свободе; Руководители промышленности должны больше думать не о продукции, а о работниках.На основании этого были разработаны новые средства повышения производительности труда. Это: Гуманизация трудаПросвещение работников Групповые решения Паритетное управление с учетом интересов как администрации, так и работниковПоложения данной теории были использованы при формировании новой философии управления, которая предполагает:1.Слом бюрократических структур;2.Отказ от авторитарного стиля руководства;3.Рассредоточение ответственности;4.Отказ от конвейерной организации труда, расширение набора операций, выполняемых работником, овладение смежными профессиями;5.Гибкое материальное стимулирование, учет не только образования и стажа, но и личные достижения работника, его инициативность, усердие и лояльность по отношению к фирме;6.Децентрализация принятий решений посредством образования неформальных групп рабочих, рассмотрение функций бригад;7.Партнерские отношения между организацией и работниками, основанные на взаимном доверии, уважении, взаимной выгоде.Действие любых стимулов являются ограниченными, если они не подкрепляются мотивацией работника. Мотивы – внутренние побуждения к труду. Основные группы мотивов:1) Материального характера (в их основе первичные потребности работника и его семьи, иногда вторичные). Всегда имеет соц. Окраску, т.к. работник не просто заинтересован в хорошей з/п, но и в справедливости, понятности и подконтрольности системы з/п.2)Мотивы трудового комфорта, в их основе – потребности безопасности и стабильности.3)Соц. Контакты (общение и совместный труд).4). Мотивы достижения (самореализация и самоутверждение).5).Общие мотивы (общеполезная деятельность).Проблема побуждения к труду состоит в том, чтобы с помощью стимулов создать позитивную автмосферу.Херцберг: теория о 2х рядах факторов:1.Факторы, которые не связаны с содержанием труда: сокращение рабочего времени, з/п, другие формы материальной заинтересованности. Оптимизация этих факторов способствует предотвращению неудовлетворенностью трудом. «Гигиенические факторы».2.Связанны с содержанием труда: самостоятельность, ответственность в работе, достижения – признания. Оптимизация такого рода факторов способствует формированию удовлетворенности трудом, - они являются мотивирующими.Заинтересованность работника: сделать труд содержательным, самостоятельным, ответственным.

Понятие личности и её структура. Социальные типы личности.

В отношении человека используются различные термины: человек, индивид, индивидуальность и личность. Человек - это целостное биосоц. существо в единстве его природных и соц. качеств. Данное понятие самое общее, оно обозначает принадлежность к биологическому виду гомосапиенс и к человеческому роду. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, общества или соц. группы. Индивиддуальность - неповторимое сочетание природных и соц. качеств индивида, то уникальное - что отличает его от других. Личность - это устойчивая система соц. значимых качеств индивида, сформированных в совмесиной деятельности и в общении с другими людьми. Т.о. если индивид может существовать и вне общества, то личность может быть сформирована только в обществе. Личность обладает как индивидуальными, так и типическими чертами. При изучении структуры Личности переменяется в соц. подход, т.е. Личность рассматривается, как система, кот. включает в себя 2 посистему:1. внутреннюю, включает в себя: знания, т.е. актуальные знания и память, потребности (ощущение нужды в чем-либо) - являются 1 побудителем к деятельности, интересы (осознанные потребности), мотивы (внутренние и непосредственные побуждения к активности, т.е. деятельности и поведению), установки (предрасположенность действовать определенным образом в отношении того или другого объекта), ценностные орентации (ориентированность личности на различные соц. ценности, которые служат целями деятельности или средствами их достижения).2. внешнюю, мир деятельности, который открыт для его развития(совр.)3)модальный других.По отношению хода использования процесса деятельность является либо прогрессивной либо реакционной. По содержанию выделяют творческую или репродуктивную(или инновационную и рутинную).По сферам выделяют экономическую, политическую, духовную деятельность, а также трудовую, образовательную, досуговую, семейно-бытовую. Наиболее важную роль в формировании личности играют:игра,учеба и труд. Ядром структуры личности является ее образ жизни,т.к. здесь происходит переход мира сознания в мир деятельности. Соц.типы личности:общие черты характерные для представителей одного общества или соц.группы явл.соц.типы личности. С.чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей личности и исследует типичные черты. В любом общ. Выделяют:1)идеал.тип-т.е. идеал в котором концентрируются лучшие типы личности. В реальности данный тип не существует.В СССР это была все сторонне развитая личность. Сейчас идеал еще не сформирован.2)базисный тип, который более всего соответствует потребностям общества на данном этапе тип-т.е. наиболее распространенный(маргин.)4)остаточный тип, унаследованный от предшественников этапа развития(традиц-й)

Социализация личности

Социализация- включение индивида в систему соц. связей и отношений по средствам усвоения соц.опыта и культуры. С.играет важную роль в жизни общества и каждой отдельной личности. Данный процесс обеспечивает преемственность в развитии общества. Дети рождаются с различными задатками. Долгое время считалось что это исключительно задатки. Современная наука представляет доказательства того что ребенок может родиться с задатками алкоголика, наркомана, преступника. Это зависит от того в какой среде он будет формироваться и кто и как его будет воспитывать; От условий факторов социализации. Различают первичную и вторичную социализацию. ПС-первоначальное усвоение социальной информации ценности и образцов поведения. ВС-связана с переосмыслением усвоенного ранее и формированием сознат.мотивации поведения. Социализация осуществляется в течении всей жизни человека, но ее содержание меняется с возрастом. Поэтому выделяют возрастные этапы социализации:1.Детство-закладываются основы личности 2.Отрочество-подростковый возраст-начинается вторичная социализация, поэтому подростки отличаются критическим отношением ко взрослым и меняется референтная группа. 3.Юнность-поиск смысла жизни,соц. и проф.самоопределением и созд.семьи.4.Зрелость-чел реализ.себя в корьере и воспит.детей.5-Старость переоценка ценностей и меняется образ жизни.По скольку в формировании личности важную роль играет трудовая деятельность то выделяют: дотрудовую,трудовую,послетрудовую.Амер.уч.Колберг выделил уровни из стадии социализации в зависимости от зрелости и морального сознания.1.Доморальный(ребенок слушается что бы избежать наказания;ребенок руководит эгоистическими соображениями т.е. послушание в обмен на к-л блага) 2.Уровень конфенциальной,договорной морали(формирование модели хорошего ребенка, который выполняет все требования;презнание существующих правил как благо);3.Уровень автономной морали, кот.соотв: осознание условности,относительно существующих норм,требование их логич.обоснованияи стремление свести их к принципу полезности; признание в кач.высш.закона того,что соотв.интересам большинства;формирование соответствующих принципов когда регулятором поведения становится совесть.С. осуществляется с помощью различных механизмов.1.Подрожание-ребенок не критически копирует поведение взрослых,еще не понимая их смысл.2.Научение-приобретение практических навыков>более сложные,а также приобретение знаний.3.Ролевые игры-в ходе которых дети примеривают на себя отыгрывают роли взрослых.4.Групповые игры,спортивные игры,которые помогают научится взаимодействию с другими людьми.5.Стыд и вина.6.Идентификация-осознание своей общности с другими людьми(я такой же как все).7.Самоиндификация-осознание своих потребностей,интересов,склонностей(я не такой как все).С.осуществляется под влиянием различных факторов.которые пордазделяются на:1.Стихийные(факторы среды):факторы макро среды:планета космос общество в целом; факторы мезосреды: этнос поселение большая соц.группа.факторы микро среды:ближайщее окружение человека.2.Сознательные:воспитание;самовоспитание(свидетельствует о том что личность-не только объект воздействия,продукт общества,но активный субъект, который может влиять на окружающую среду, на других людей и изменить самого себя. С этим связано одно из основных противоречий С.:с одной ст.общество заинтересовано в безусловном признании личности всех сущ-х норм, правил, а с др. ст. такая полностью соц. личность неспособна противоречить среде,жизнен.обстоят,т.е. является довольно пассивной).второе противореч:дети воспринимают существующие соц.усл.как естеств. и органично вписываются в них, а воспитыв их взрослые, кот. спец-сь в др.усл-ях и уже не вполне вписыв. в совр.жизнь.

Теория личности

Психоаналитич.психология по Фрейду:1).Оно(Id)-резервуар бессозн.реакции,влечений биологич.по своей природе.Руководствуются принципом удов-я.2).Я(Ego)-сознат.начало,кот.выступает в роли посредника м/у бессознат влечением ОНО и требов общ-ва.3).Сверх Я (Super Ego)-ecdjtyybt родителями образы, запреты и требования, внушённые с детства-моральная внутрен.цензура личности.В самом трудном положении находится Я, на кот. пост-но давят ОНО и СВЕРХ Я-это рождает постоянное беспокойство и вину, если не удаётся согласовать стр-е ОНО с требованиями общ-ва.Фрейд объясняет присутствие бессознат в стр-ре личности:1).чел не может всё осознать,тк его реальность переживает превыш.возм-и его осозн-я.2).чел не сразу осознает что-то;3).чел не хочет всё осознавать, то что противоречит соц.нормам, вытесняется из сознания.Фрейд выделил в качестве ведущего всеобъемливающего инстинктивного либидо-половое влечение.2 гл.инстинкта:1).эрос-инстинкт жизни;2).тонатос-инстинкт смерти. Теория зеркального Я:Джеймс опред.Ego или эмнирич Я как итог того, что чел в действит-ти может считать своим.Выделил:1).материальн. Я-это наше тело и собств-ть;2).соц. Я-то каким чел кажется окр-щим;3)Дух. Я-как совокупность склонности и способности. Идея чел. о самом себе складывается из след параметров:1).представление о том каким я кажусь другим;2).представл. о том какую оценку этот другой даёт моему образу;3).своеобразное чувство Я, вроде гордости или унижения.Теория Зеркального Я была систематизирована и получила развитие в работах Мида. Он подчёркивал, что самосозн.личности формируется во взаимодействии с др.людьми.В ходе этого взаимод.происходит раздвоение личности на Я-сам(взаимодействие личн. На окр мир. Автономн хар-р) и Я-меня(сумма представления о том, как оценив.мою личность др.люди). Ролевая теория личности. Первоначально «персона» означало ту массу, кот. одевал актёр во время представления, а позднее стало означать актёра и играемую им роль.В жизни чел играет много ролей.Чел.входит в различн соц группы и достигает в них опред.соц.статуса.Соц.статус-выполняемые чел-ом функции и вытекающ из них обязанности и права.Соц.роль-ожидаемое поведение, кот.явл.типичным для представителей данного статуса.Соц.роль имеет 3 компонента:1)представляемая роль;2)субъективная роль;3)играемая роль. Реальное ролевое поведение. Несоответствие приводит к возникновению ролевых конфликтов:1).несоответствие ролевого поведения ожиданием группы;2).вхождение чел в различн группы, вследств чего он имеет множество ролей, а посему не может удовлетворить все требования и ожидания.3).различн определение одной и той же роли различными группами;4)внутриличностный ролевой конфликт.Когда чел в силу обстоятельств не может выполнить свою роль так, как он считает нужным. Если соц роль исполняется длит время и значима для него, то она оказывает влияние на его личностные качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.006 с.)