Порядок выставления и направления налогоплательщику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выставления и направления налогоплательщику



ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА,

ПРОЦЕНТОВ. ПОЛУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

 

Требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов выставляет налоговая инспекция, в которой организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, либо налоговая инспекция, вынесшая решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ (п. 5 ст. 69 НК РФ).

Требование, адресованное организации, передается руководителю либо иному ее представителю. Требование, выставленное индивидуальному предпринимателю, инспекция передает ему или его представителю (п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате недоимки по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков (далее - КГН), а также начисленных по этому налогу пеней и штрафа направляется ответственному участнику КГН (абз. 2 п. 2, п. 8 ст. 69 НК РФ).

Исходя из положений п. 6 ст. 69 НК РФ инспекция выставляет требование:

- на бумажном носителе

или

- в электронной форме.

В первом случае налоговый орган вручает вам требование лично или направляет по почте заказным письмом. Способ передачи инспекция выбирает по собственному усмотрению.

Требование в электронной форме передается следующими способами (п. 6 ст. 69 НК РФ):

- по телекоммуникационным каналам связи;

- через личный кабинет налогоплательщика <1>.

--------------------------------

<1> Данный способ передачи требования предусмотрен в п. 6 ст. 69 НК РФ с 1 июля 2015 г. (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

 

День получения требования налогоплательщиком определяет исчисление срока его добровольного исполнения и срока, в течение которого инспекция может взыскать задолженность принудительно (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).

Рассмотрим, в какой момент требование считается полученным при каждом из возможных способов его передачи.

1. Требование, которое инспекция вручила налогоплательщику (его представителю, ответственному участнику КГН) лично, считается полученным в день его передачи.

В получении требования вы должны расписаться и проставить дату получения на том экземпляре, который инспекция оставляет у себя.

2. Требование, которое инспекция направила налогоплательщику по почте, считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Пленум ВАС РФ в п. 53 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что независимо от того, получил налогоплательщик требование, направленное заказным письмом, или нет, процедура признается соблюденной. То есть отправленное требование в любом случае считается полученным в срок, предусмотренный п. 6 ст. 69 НК РФ. Таким образом, даже при отсутствии расписки в получении письма и отрицании факта его получения налогоплательщиком признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными, скорее всего, не удастся.

Если же требование направлено простым письмом, инспекция вряд ли сможет подтвердить факт его передачи налогоплательщику, так как оно вручается адресату без расписки в получении. В лучшем случае налоговый орган докажет только факт отправки требования. При этом по истечении шести рабочих дней с даты направления такое письмо нельзя считать полученным, поскольку положения п. 6 ст. 69 НК РФ распространяются только на случаи направления требования заказным письмом.

Поэтому, если налогоплательщик отрицает, что такое письмо до него дошло, суд может признать дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности неправомерными (Постановление ФАС Уральского округа от 12.07.2010 N Ф09-5181/10-С3 <2>).

--------------------------------

<2> В данном Постановлении выводы судей сделаны на основании ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 69 НК РФ. Полагаем, что они остаются актуальными, поскольку, как и раньше, направление требования по почте допускается только заказным письмом (п. 6 ст. 69 НК РФ).

 

Также отметим, что направить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов при направлении его организации заказным письмом инспекция должна по адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ):

- содержащемуся в ЕГРЮЛ (для российских организаций);

- содержащемуся в ЕГРН (для иностранных организаций);

- места нахождения объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации, которая не осуществляет деятельность на территории РФ через постоянное представительство, или по предоставленному налоговому органу адресу.

В случае направления требования индивидуальному предпринимателю, а также нотариусу, занимающемуся частной практикой, либо адвокату, учредившему адвокатский кабинет, заказным письмом оно направляется по месту жительства (месту пребывания) данного лица (п. 5 ст. 31 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, п. п. 3 и 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713), пп. 3 и 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). В то же время требование может быть отправлено по другому адресу, содержащемуся в ЕГРН и предоставленному налогоплательщиком налоговому органу путем подачи специального заявления (п. 5 ст. 31 НК РФ). Форма такого заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@.

 

Примечание

Рекомендуемый формат представления указанными налогоплательщиками в электронной форме заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, утвержден Приказом ФНС России от 01.08.2014 N ММВ-7-6/408@.

 

В иных случаях процедуру выставления требования, направленного налогоплательщику по почте, нельзя считать соблюденной, и есть основания оспорить законность дальнейших действий инспекции по взысканию задолженности.

3. При наличии у налогоплательщика технической возможности получать документы по телекоммуникационным каналам связи инспекция может направить ему требование в электронной форме (п. 6 ст. 69 НК РФ). Такая возможность имеется, например, у тех, кто сдает налоговую отчетность в электронном виде.

Не позднее следующего рабочего дня после получения электронного требования налогоплательщик формирует квитанцию о его приеме, подписывает ее усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП) и направляет в инспекцию (п. п. 1, 16, 17 Порядка направления требования в электронной форме). День получения налогоплательщиком требования определяется по дате, указанной в такой квитанции (п. 13 Порядка направления требования в электронной форме). Именно от этой даты отсчитывается срок добровольного исполнения требования.

Отметим, что электронное требование не считается принятым налогоплательщиком в следующих случаях (п. 14 Порядка направления требования в электронной форме, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@):

- требование ошибочно направлено налогоплательщику;

- оно не соответствует Формату, установленному Приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@;

- в нем отсутствует (не соответствует) КЭП, позволяющая идентифицировать направивший его налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

При наличии оснований для отказа в приеме требования налогоплательщик формирует уведомление об отказе, подписывает КЭП и направляет его в налоговый орган (п. 17 Порядка направления требования в электронной форме, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@). При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления электронного требования (п. 16 Порядка направления требования в электронной форме, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@).

Если инспекция не получила от вас квитанцию, она передаст требование на бумажном носителе (п. 19 Порядка направления требования в электронной форме). Полагаем, что его направление не исключается и при обоснованном отказе налогоплательщика принять электронное требование.

4. Требование, переданное начиная с 1 июля 2015 г. налогоплательщику через его личный кабинет, считается полученным в день, следующий за днем его размещения в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ, пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

 

СРОК И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.009 с.)