Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация: заявление налогоплательщика в суд об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков для взысканияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Напомним, чтобы инспекция исключила старую задолженность из карточки РСБ, необходимо получить судебный акт об утрате налоговым органом права ее взыскать в связи с истечением предельных сроков взыскания. Инициатива получения соответствующего судебного акта может исходить как от налогового органа, так и от налогоплательщика. Как мы уже отмечали, налогоплательщики для получения соответствующего акта, как правило, оспаривают в суде справку о состоянии расчетов с бюджетом. Дело в том, что в справке содержатся сведения о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой уже утрачена. Однако оговорка об этом в справке обычно отсутствует, что нарушает ваши права как налогоплательщика. И если в ходе такого разбирательства суд установит, что инспекция пропустила сроки взыскания недоимки, то в решении он укажет на утрату налоговым органом возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151). Однако на практике возникает вопрос: может ли налогоплательщик напрямую обратиться в суд с заявлением об установлении факта утраты инспекцией возможности взыскать задолженность в связи с истечением сроков ее взыскания и получить соответствующий акт? Налогоплательщики нередко обращаются с таким заявлением в суд в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ). Ранее существовала вероятность, что судебные органы оставят данное заявление без рассмотрения. Суды полагали, что между сторонами возникает спор о праве, поскольку разногласия связаны с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате спорной задолженности, а не наличием юридического факта. Следовательно, заявление налогоплательщика не подлежит рассмотрению в порядке особого производства (ч. 3 ст. 217 АПК РФ, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2011 N А58-136/11 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-15044/11)). Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.01.2013 N 10534/12 указал, что такое заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ. Судьи посчитали, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию и обязанности по ее уплате прекращенной. При этом, если в заявлении налогоплательщик требует установить факт утраты инспекцией возможности взыскать задолженность, данное требование, по сути, также является требованием о признании налоговой задолженности безнадежной. Суд должен установить это при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с положениями ст. ст. 133, 135 АПК РФ. Заметим, что аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ: налогоплательщик может инициировать судебное разбирательство и обратиться с заявлением о признании недоимки безнадежной к взысканию непосредственно в суд (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Следует отметить, что до принятия Постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12 судьи не рассматривали заявления с требованиями о признании недоимки безнадежной. Аргументировалось это следующим. Налоговый кодекс РФ не относит арбитражные суды к органам, уполномоченным признавать налоговую задолженность безнадежной к взысканию (п. 2 ст. 59 НК РФ). При этом исходя из пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ до обращения с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию необходимо установить в судебном порядке факт утраты права налогового органа на взыскание такой задолженности (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.05.2012 N Ф03-1415/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.07.2012 N ВАС-8212/12)). Таким образом, учитывая подход Президиума ВАС РФ для списания "старой" недоимки налогоплательщику следует в порядке гл. 22 АПК РФ заявить требование о признании недоимки безнадежной к взысканию (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2013 N А45-15746/2012). Однако отметим, что исходя из положений ст. 59 НК РФ более обоснованным будет заявить в порядке гл. 22 АПК РФ требование о признании инспекции утратившей право на взыскание недоимки, а не о признании недоимки безнадежной к взысканию. Это связано с тем, что признать недоимку безнадежной могут только налоговые и таможенные, но не судебные, органы (п. 2 ст. 59 НК РФ). Вместе с тем, если налогоплательщик обратится в суд в порядке особого производства по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, примет его к производству. Однако рассмотрит это заявление уже в порядке гл. 22 АПК РФ.
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ. ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
Схема: Порядок выставления и исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов >>> Основание для выставления требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов >>> Форма требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов >>> Содержание требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов >>> Срок выставления требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов и последствия его нарушения >>> Порядок выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов. Получение требования налогоплательщиком >>> Срок и порядок исполнения требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов >>> Уточненное и повторное требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов >>> Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену) >>>
Налоговый орган выставляет организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога, если в установленный срок она не перечислила платеж в бюджет (абз. 2, 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Направление требования преследует несколько целей (п. п. 1, 4, 8 ст. 69, п. 2 ст. 45 НК РФ): - уведомить вас о возникшей налоговой задолженности; - проинформировать о том, что вам предоставлено время для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов, процентов); - предупредить о том, что инспекция взыщет задолженность в бесспорном порядке или через суд, если вы не погасите ее в срок, указанный в требовании. Содержание требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, порядок его направления и вручения налогоплательщику определены ст. ст. 69 - 71 НК РФ. В некоторых случаях нарушение порядка выставления требования влечет его недействительность. Это, в свою очередь, может сделать невозможным дальнейшее взыскание с вас налоговой задолженности. Далее в настоящей главе мы подробно рассмотрим правила оформления, направления и исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.
Схема: Порядок выставления и исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов
На приведенной схеме отражены основные этапы и сроки выставления налоговым органом требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов и его исполнения налогоплательщиком. Схема поможет вам быстро сориентироваться в настоящей главе. Найдите на схеме этап или вопрос, который вас интересует, и перейдите по синей ссылке в нужный раздел.
┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ Инспекция выявила │ │ Инспекция выявила │ │ Инспекция применила │ │ недоимку, начислила │ │ недоимку и начислила│ │ штраф за нарушения, │ │ пени и применила │ │ пени, выявила │ │ выявленные вне рамок│ │ штраф, выявила │ │ задолженность по │ │ налоговой проверки │ │ задолженность по │ │ процентам вне рамок │ │ │ │ процентам по итогам │ │ налоговой проверки │ │ │ │ налоговой проверки │ │ │ │ │ └─────┬───────────────┘ └─────┬───────────────┘ └─────┬───────────────┘ │ В течение │ В течение трех │ В течение трех │ 20 рабочих дней │ месяцев со дня │ месяцев со дня │ с даты │ выявления │ вступления в │ вступления в │ недоимки <2> │ силу решения о │ силу решения по │ │ привлечении к │ итогам проверки │ │ налоговой │ <1> │ │ ответственности V V V <2> ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Инспекция оформляет требование об уплате налога, пеней, штрафа, │ │ процентов и направляет его налогоплательщику │ └─────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┬───────────────┘ V V V ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ Инспекция вручает │ │ Инспекция направляет│ │ Инспекция направляет│ │ требование │ │ требование по почте │ │ требование │ │ налогоплательщику │ │ заказным письмом │ │ в электронной форме │ │ лично │ │ │ │ по │ │ │ │ │ │ телекоммуникационным│ │ │ │ │ │ каналам связи │ └─────┬───────────────┘ └─────┬───────────────┘ └─────┬───────────────┘ │ В день вручения │ По истечении │ В день, │ требования │ шести рабочих │ указанный в │ │ дней с даты │ квитанции о │ │ отправки │ приеме │ │ заказного │ требования │ │ письма │ V V V ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Налогоплательщик признается получившим требование │ └─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘ │ В течение восьми рабочих дней со дня │ │ получения требования <3> │ V V ┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │ Налогоплательщик добровольно │ │ Налогоплательщик не погасил │ │ уплатил задолженность по налогу, │ │ задолженность по налогу, пеням, │ │ пеням, штрафу, процентам │ │ штрафу, процентам │ └──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘ V ┌──────────────────────────────────┐ │ Инспекция взыскивает недоимку, │ │ пени, штраф в бесспорном порядке │ │ <4> или через суд <5> │ └──────────────────────────────────┘
-------------------------------- <1> При выявлении недоимки, а также задолженности по уплате процентов в ходе налоговой проверки инспекция должна направить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ). О сроках вступления в силу решения, вынесенного по итогам налоговой проверки, вы можете узнать в разд. 23.10 "Вступление итогового решения по налоговой проверке в законную силу" Практического пособия по налоговым проверкам. <2> В случае если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы указанной в нем задолженности по налогам, пеням, штрафам (п. п. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ): - 500 руб. и более - требование направляется в течение трех месяцев со дня выявления недоимки; - менее 500 руб. - требование направляется в течение одного года со дня выявления недоимки. <3> Более длительный срок для добровольного погашения налоговой задолженности может быть установлен в самом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). <4> В первую очередь недоимку, пени и штрафы налоговый орган списывает с банковских счетов налогоплательщика, а также взыскивает за счет его электронных денег (ст. 46 НК РФ). Если денежных средств для погашения задолженности оказалось недостаточно либо информация о банковских счетах, реквизитах корпоративного электронного средства платежа отсутствует, инспекция взыскивает платежи за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Подробнее о данных видах взыскания вы можете узнать в гл. 4 "Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов, процентов со счетов налогоплательщика в банке и за счет электронных денежных средств" и гл. 6 "Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика". <5> При пропуске сроков бесспорного взыскания налоговой задолженности, а также в случаях, указанных в пп. 1 - 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, инспекция может взыскать недоимку, пени и штрафы только в судебном порядке. Подробнее о взыскании данных платежей через суд вы можете узнать в гл. 8 "Взыскание недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов в судебном порядке".
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.007 с.) |