Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 12. Проблема души в истории философии. От Античности до нового времени.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 1. Общее представление о душе в философии Душа (от лат. anima) — понятие выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии — будто бы особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало. Возникновение понятия душа связано с анимистичными взглядами первобытных народов. B представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в т. ч. таких, как сон, смерть, обморок и т. п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Душа умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимно зависимы, их связь — материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе - первоначальную форму религии. В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилосовской картины мира. Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта цельность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др. Наше сознание обладает способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. мысли. Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни — оно «получает» ее животворящей силой души. Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле и осуществляется в нем. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый неотъемлемый принцип нашей жизни, и в этом смысле знаменитый принцип Р.Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» совершенно неоспорим. Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Можно сказать: душа таким образом физически организованного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. 2. Проблема души в разные исторические периоды времени У ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимена и у Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению об общей одушевленности материи (гилозоизм) - своеобразной форме материализма. Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция является толкование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом — духом, или иначе, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов. При всей наивности этого взгляда прогрессивным в нем было утверждение о том, что свойства живого — от низших функций тела и до психики, разума — являются свойствами самой материи. Этой материалистической концепции душа в антично противостояла идеалистическая ее интерпретация — теория божеств, происхождения души (Эпихарм, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические представления о душе как о пылинках Солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. В плане рационалистического мифа решал проблему души и Платон. Он строил целую конструкцию творения богом души как носителя ума. Бог «...вывел заключение, что нечто неразумное никогда, как творение, не будет прекраснее того, что имеет ум... а ума не может быть ни в чем без души. Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу - в тело...». Платон рассматривал Вселенную как одушевленное тело, человека - как микрокосм, повторяющий макрокосм. Считая тело несовершенным, множественным преходящим началом, загрязняющим единую, бессмертную душу, Платон разделял учения о переселении души. Он подробно разбирал строение тела человека, разделяя части его по степени совершенства и влияния на душу. Разумную душу он помещал в голову, чувственную — в грудь, чревную — низший вид — ниже грудобрюшной преграды.
Вопрос № 13. «Трудная проблема сознания». Соотношение ментального и физического. Сознание и тело. Сознание и свобода воли. Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях «Трудная проблема» сознания (Д. Чалмерс)
Категорий рассудка по КАНТУ Категории количества: · Единство · Множество · Цельность Категории качества: · Реальность · Отрицание · Ограничение Категории отношения: · Субстанция и принадлежность · Причина и следствия · Взаимодействия Категории модальности: · Возможность и невозможность · Существование и несуществование · Предопределенность (необходимость) и случайность
Квалиа – характеристика чувственного опыта от 1-го лица, субъективно переживаемые качества предметов (боль, переживание красного цвета) Не все факты являются физическими фактами =>физикализм ложен. Проблема «сознание-тело» · Интеракционизм (Декарт, Поппер) Сознание и тело воздействуют друг на друга · Эпифеноменализм (Гоббс, Гексли) Физические события могут влиять на физические и ментальные события. Ментальные ни на что влиять не могут, т.к. они всего лишь инертные субпродукты (эпифеномены) физической реальности. · Параллелизм (Мальбранш, Лейбниц) Сознание и тело не оказывают каузального влияния друг на друга, развиваются параллельно · Нередуктивный физикализм (Папино, Дубровский) Сознание является свойством физического объекта (мозга), но оно несводимо к его физическим состояниям. Является нередуцируемой сущностью с уникальными свойствами, так же как св-ва молекулы воды нередуцируемы к св-вам атомов водорода и кислорода Супервентность. В-свойства супервентны по отношению к А-свойствам, если нет двух возможных ситуаций, которые одинаковы по А-свойствам и одновременно различаются по В-свойствам
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |