Билет № 12. Проблема души в истории философии. От античности до нового времени.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 12. Проблема души в истории философии. От античности до нового времени.



1. Общее представление о душе в философии

Душа (от лат. anima) — понятие выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии — будто бы особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало.

Возникновение понятия душа связано с анимистичными взглядами первобытных народов. B представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Эти представления сложились в результате донаучного примитивно-материалистического истолкования явлений жизнедеятельности и сознания, в т. ч. таких, как сон, смерть, обморок и т. п. Не располагая средствами причинного объяснения подобных явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Так как отсутствовало понимание смерти как конечного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и коллектива. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Душа умерших составляют такие же коллективы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Коллективы живых людей и души мертвых взаимно зависимы, их связь — материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к душе - первоначальную форму религии.

В дальнейшем в связи с развитием общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с появлением классового общества и развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о внематериальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилосовской картины мира.

Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта цельность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др. Наше сознание обладает способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. мысли.

Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности.

Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот: тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни — оно «получает» ее животворящей силой души.

Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле и осуществляется в нем. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый неотъемлемый принцип нашей жизни, и в этом смысле знаменитый принцип Р.Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» совершенно неоспорим.

Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Можно сказать: душа таким образом физически организованного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души.

2. Проблема души в разные исторические периоды времени

У ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимена и у Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последовательное проведение этой идеи приводит их к заключению об общей одушевленности материи (гилозоизм) - своеобразной форме материализма. Следствием развития этих материалистических идей у атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция является толкование души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом — духом, или иначе, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов. При всей наивности этого взгляда прогрессивным в нем было утверждение о том, что свойства живого — от низших функций тела и до психики, разума — являются свойствами самой материи.

Этой материалистической концепции душа в антично противостояла идеалистическая ее интерпретация — теория божеств, происхождения души (Эпихарм, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические представления о душе как о пылинках Солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. В плане рационалистического мифа решал проблему души и Платон. Он строил целую конструкцию творения богом души как носителя ума. Бог «...вывел заключение, что нечто неразумное никогда, как творение, не будет прекраснее того, что имеет ум... а ума не может быть ни в чем без души. Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу - в тело...». Платон рассматривал Вселенную как одушевленное тело, человека - как микрокосм, повторяющий макрокосм. Считая тело несовершенным, множественным преходящим началом, загрязняющим единую, бессмертную душу, Платон разделял учения о переселении души. Он подробно разбирал строение тела человека, разделяя части его по степени совершенства и влияния на душу. Разумную душу он помещал в голову, чувственную — в грудь, чревную — низший вид — ниже грудобрюшной преграды.

 

Вопрос № 13. «Трудная проблема сознания». Соотношение ментального и физического. Сознание и тело. Сознание и свобода воли.

Сознание –состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

«Трудная проблема» сознания (Д. Чалмерс)

ЛЕГКИЕ ПРОБЛЕМЫ – объективныемеханизмы когнитивных систем ТРУДНАЯ ПРОБЛЕМА
Различение чувственных стимулов и адекватной реакции на них мозга Каким образом «физические процессы в мозге порождают субъективный опыт»?
Фокус внимания
Контроль поведения «Почему не все информационные процессы идут в темноте»?
Различение между бодрствованием и сном
Интегрирование информации

Категорий рассудка по КАНТУ

Категории количества:

· Единство

· Множество

· Цельность

Категории качества:

· Реальность

· Отрицание

· Ограничение

Категории отношения:

· Субстанция и принадлежность

· Причина и следствия

· Взаимодействия

Категории модальности:

· Возможность и невозможность

· Существование и несуществование

· Предопределенность (необходимость) и случайность

МЕНТАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕКОЕ
Непротяжённое Протяжённое
Внутреннее Внешнее
Приватное Публичное
Квалитативное (качественное) Квантитативное (количественное)
Дано непосредственно Дано опосредованно
Свободное Детерминированное
Активное Пассивное
Интенциональное (наличие содержания) Неинтенциональное

Квалиа – характеристика чувственного опыта от 1-го лица, субъективно переживаемые качества предметов (боль, переживание красного цвета)

Не все факты являются физическими фактами =>физикализм ложен.

Проблема «сознание-тело»

· Интеракционизм (Декарт, Поппер)

Сознание и тело воздействуют друг на друга

· Эпифеноменализм (Гоббс, Гексли)

Физические события могут влиять на физические и ментальные события.

Ментальные ни на что влиять не могут, т.к. они всего лишь инертные субпродукты (эпифеномены) физической реальности.

· Параллелизм (Мальбранш, Лейбниц)

Сознание и тело не оказывают каузального влияния друг на друга, развиваются параллельно

· Нередуктивный физикализм (Папино, Дубровский)

Сознание является свойством физического объекта (мозга), но оно несводимо к его физическим состояниям. Является нередуцируемой сущностью с уникальными свойствами, так же как св-ва молекулы воды нередуцируемы к св-вам атомов водорода и кислорода

Супервентность.В-свойства супервентны по отношению к А-свойствам, если нет двух возможных ситуаций, которые одинаковы по А-свойствам и одновременно различаются по В-свойствам



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.201 (0.012 с.)