Билет 1(1) Древняя Русь в 9-12 веках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1(1) Древняя Русь в 9-12 веках.



Билет 1(1) Древняя Русь в 9-12 веках.

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879).

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье – периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь(988), остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Билет 1(2)Внешняя политика СССР во второй половине 1950-начале 1960 г.

Внешняя политика, проводимая Н.С. Хрущевым, также носила противоречивый и подчас спонтанный характер. Две противоречивые тенденции составляли ее сущность: мирное сосуществование и непримиримая классовая борьба с силами империализма в условиях продолжавшейся «холодной войны». Можно говорить об определенной либерализации внешнеполитического курса.

В 1955 г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией, разорванные при И.В. Сталине, а также был подписан мирный договор с Австрией, в соответствии с которым устанавливался ее нейтральный международный статус и с австрийской территории выводились советские и другие оккупационные войска.

В ответ на вступление ФРГ в НАТО 14 мая 1955 г. была создана военно-политическая организация социалистических стран – Варшавский договор.

В 1956 г. в Польше и Венгрии под влиянием решений XX съезда КПСС начались процессы десталинизации, что привело к усилению антисоветских настроений. Если в Польше удалось стабилизировать ситуацию в основном мирными средствами, то в Венгрию пришлось вводить войска и подавлять народное выступление с применением военной силы.

Острой и взрывоопасной оставалась ситуация в центре Европы, связанная с расколом Германии и разделением Берлина. Западный сектор Берлина находился под влиянием оккупационных сил США, Англии и Франции. Восточный Берлин контролировался ГДР и СССР. По существу, это было прямое противостояние двух военно-политических блоков. В итоге в августе 1961 г. руководства ГДР и СССР приняли решение о возведении разделительной Берлинской стены, ставшей символом «холодной войны» до конца 1980-х гг.

С конца 1950-х гг. стали ухудшаться отношения между СССР и Китаем. Это было связано с неприятием китайским руководством критики культа личности И.В. Сталина, борьбой за лидерство в международном коммунистическом движении и отказом СССР передать Китаю ядерное оружие.

Осенью 1962 г. разразился Карибский кризис, поставивший мир на грань ракетно-ядерной войны. Советское руководство решило разместить на Кубе ядерные ракеты, нацеленные на США. Куба, где к власти в 1959 г. пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, объявила о строительстве социализма и являлась союзником Советского Союза.

США установили военно-морскую блокаду Кубы. Войны удалось избежать только благодаря взаимным уступкам лидеров стран (Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди). Советский Союз вывез ракеты, США гарантировали безопасность Кубы и обещали ликвидировать ракетные базы в Турции, нацеленные на СССР.

Карибское противостояние доказало невозможность применения ядерного оружия для достижения политических целей и заставило политиков по-новому взглянуть на атомные боевые компоненты и их испытания.

5 августа 1963 г. в Москве СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Это был очень важный шаг в деле международного контроля за смертоносным оружием массового поражения.

 

 

Билет 4(2)НЭП

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.

Недовольство крестьян продразверсткой, которая продолжала увеличиваться с каждым годом, привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования Советской власти.

Поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т. п. Первое направление реформ осуществлялось с целью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовалась вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.

Второе направление реформ – активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).

Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом». С основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом – А.Д. Цюрупа. В.И. Ленин сделал два основных вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Продналог был почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существеннее льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т. е. накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободной цене на рынке.

С введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально ограниченной рамками местного оборота, т. е. местожительством крестьян. Но уже в августе-сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий. 17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа: развитие промышленности предполагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана; была проведена перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация; вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму; вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на хозяйственный расчет, что расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.

6 октября 1922 г. был принят Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы.

В 1922–1924 гг. была осуществлена денежная реформа[21] (основными ее авторами были совнарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Была введена твердая валюта – червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с СССР.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Набирала силу кооперация. В 1925 г. валовой сбор зерна на 10,7 % превысил среднегодовой сбор в 1909–1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них – циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927–1928 гг.

Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики вынуждены были восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.

Кризисы хлебозаготовок в 1925 и 1927–1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных находилось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.

В деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация. Нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки, когда была община. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне-кулаки тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. Хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт– и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

Билет 6(2) Образование СССР

Большевики понимали, что им нужно единое, сильное государство как оплот для развертывания будущей мировой революции и построения социалистического общества в собственной стране. Этому способствовали общие хозяйственные связи и исторически сложившиеся разделение труда между возникшими советскими республиками, стремление к общей внешней безопасности, однотипность государственного устройства и нахождение у власти единой политической партии РКП(б), в состав которой на правах областных парторганизаций входили республиканские компартии.

В 1920–1922 гг. все советские республики, образовавшие на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе. В марте 1922 г. возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рассмотрения вопроса о взаимоотношениях РСФСР и других советских республик во главе с В.В. Куйбышевым. Решающую роль в ней играл И.В. Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 г. – Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Он разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», в котором предусматривалось вступление Украинской, Белорусской и Закавказской республик в РСФСР на правах автономных, а с Бухарой, Хорезмом и Дальневосточной республикой предлагалось сохранить уже существовавшие договорные отношения.

Проект И.В. Сталина получил неоднозначную оценку в партийно-государственных кругах. Осенью 1922 г. эти материалы были направлены В.И. Ленину, который предложил вместо сталинского плана автономизации новую форму государственного объединения – образование нового союзного государства как федерации равноправных республик.

В октябре 1922 г. ленинский план был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также съездах Советов. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов декларировал образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и определил систему и компетенции союзных органов власти. 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов CCCР утвердил первую Конституцию СССР.

Билет12(1)Реформы Петра 1.

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война.

В 1705 г. правительство Петра объявило набор в так называемые «рекруты» непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми.

Особое внимание Петр уделял созданию флота.

Проведению реформ в армии и военным достяжениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII в. произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля. Петр активно проводил политику меркантилизма[4] и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.

Реформаторство Петра I коснулось и социальной структуры общества.

Российское дворянство было главным объектом забот и пожалований монарха. Принцип происхождения был заменен принципом обязательной личной служебной выслуги для дворян. Была установлена новая иерархия внутри дворянского сословия, окончательно зафиксированная в «Табели о рангах»(1722). Все чины делились на военные (в том числе армейские и флотские), гражданские и придворные, они были разбиты на 14 классов. Получив чин 8 класса по гражданской, а с 12-го класса и по линии военной службы, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Чины 14–9 классов тоже давали дворянство, но только личное, а не потомственное. Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.

В соответствии с петровским указом о единонаследии (1714), был введен запрет на дробление поместий при наследовании. По нему поместье наследовалось только одним сыном. Остальные сыновья должны были идти на государственную службу. Важной привилегией дворянства стало уравнение в правовом отношении поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения государственной службы), и вотчин (безусловных наследственных владений). Произошло окончательное слияние вотчин и поместий.

В 1718–1724 гг. была введена подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятка различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, идущий непосредственно на нужды армии.

Важнейшим направлением преобразований Петра I стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат как высший орган управления, который должен был выполнять судебные, административные и законодательные функции.

В 1720 г. был создан главный магистрат, управлявший городами.

Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором.

На правах коллегии существовал также Святейший синод – орган, управлявший делами церкви. Патриаршество было отменено. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Созданная тайная канцелярия занималась расследованием государственных преступлений.

В 1707–1715 гг. была осуществлена реформа местного управления. 17 декабря 1707 г. был издан указ об образовании губерний. Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т. д.

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

22 октября 1721 г. Сенат объявил о присвоении Петру титулов «Император», «Отец Отечества» и «Великий».

Указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., разрушивший традицию, согласно которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну и далее к внуку. Теперь преемник назначался по собственному желанию императора, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г., стало основой дворцовых переворотов.

В целом петровские реформы первой четверти XVIII в., проводимые сознательно и направляемые царем-реформатором, способствовали определенному прогрессу в России и приближению ее к европейским стандартам, хотя в итоге привели к закреплению и упрочению крепостничества и производных от его системы политических структур.

Билет 19(1) Декабристы.

В первые десятилетия XIX в. часть представителей дворянского сословия начинает осознавать губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих дворянских революционеров способствовало следующее: российская действительность с ее бесчеловечным крепостничеством, бесправием основной массы населения, отсутствием представительной власти из числа выборных от сословий и конституции с не ограниченной ничем властью императора; патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., и участие русской армии в заграничных походах 1813–1814 гг… Русский солдат-рекрут победил сильнейшую армию Европы, но от этого его жизнь и благосостояние всей страны не улучшились.. Среди декабристов были как сторонники революционно-насильственного переустройства общества, так и приверженцы эволюционно-умеренных преобразований в стране.

Организации будущих декабристов возникли в среде множества различных тайных обществ. В 1816 г. в Петербурге образовалась первая тайная организация декабристов «Союз спасения». В эту организацию входило около 30 человек, в основном офицеры. Своей главной целью они считали введение конституционного правления и уничтожение крепостничества, но средства ее достижения были еще неясны, отсутствовала также программа политических преобразований. Разногласия между членами «Союза спасения» привели к его распаду и образованию нового в январе 1818 г. «Союза благоденствия». Эта организация состояла из 200 членов и сыграла важную роль в разработке организационных и программных принципов декабризма. Основными целями организации были: формирование в стране передового общественного мнения, благоприятного в будущем для реализации преобразовательных планов декабристов. Обострение противоречий между радикальными и умеренными членами общества привело «Союз благоденствия» к кризису. В марте 1821 г. было создано Южное общество во главе которого стояли П. Пестель, С. Волконский, С. Муравьев-Апостол, М.Л. Бестужев-Рюмин. В 1822 г. в Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева и Н.И. Тургенева было организовано Северное общество.

Основу деятельности Южного и Северного обществ составляла разработка программных конституционных проектов будущего переустройства России. В 1821–1825 гг. такие проекты были созданы: в Южном обществе «Русская правда» П.И. Пестеля, в Северном обществе – «Конституция» Н.М. Муравьева.

Проект Н.М. Муравьева был более умеренным. Проект П.И. Пестеля был радикальным.

Оба документа предполагали ликвидацию самодержавия и отмену крепостного права. «Конституция» Н.М. Муравьева рассматривала будущую Россию как конституционную монархию с федеративным устройством, предусматривала сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшими участками земли. Принять «Конституцию» должно было Учредительное собрание.

По «Русской правде» П.И. Пестеля Россия должна была стать республикой с унитарным государственным устройством; землю предлагалось разделить на две части: общественную и частную. Крестьяне получают наделы из общественной земли.

Несмотря на ряд программных и личностно-субъективных разногласий, члены Южного и Северного обществ были тесно связаны между собой.

Оба общества утвердили дату выступления – лето 1826 г. во время общеармейских учений. Но обстоятельства распорядились иначе. 19 ноября 1825 г. неожиданно в Таганроге скончался император Александр I. Детей у него не было, и в соответствии с законом о престолонаследии царем должен был стать его брат Константин. Но он отказался от престола. Наступило некое междуцарствие. Присяга вступающему на престол Николаю – младшему брату Александра I – была назначена на 14 декабря 1825 г. Этим и решили воспользоваться декабристы для совершения государственного переворота.

Утром 14 декабря на Сенатскую площадь Петербурга было выведено несколько воинских частей. Всего на площади собралось около 3 тысяч солдат и матросов и 30 офицеров. К восставшим подъехал на коне герой Отечественной войны 1812 г. петербургский генерал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разойтись. Он был популярен в армии и умел разговаривать с солдатами. Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генерала.

Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались и поэтому принимать «Манифест к русскому народу» было попросту некому. Время было упущено, царь стянул к площади крупные силы, и к 16 часам восставшие были расстреляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка), которое также закончилось неудачей.

Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специальная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств антиправительственного выступления. Верховному уголовному суду было предано 121 человек, из них пятерых человек приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского). Многие были осуждены на различные сроки каторжных работ, ссылку и поселения в Сибири. Солдаты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ в действующую армию.

Выступление декабристов было первой открытой попыткой изменить систему правления в России, ликвидировать крепостное право и получить свободу. И в этом их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заявили о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться реформ в России.

Билет 22(1) Реформы 1860-1870 г.

Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.

Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию необходимости назревших перемен в стране.

Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные поселения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830–1831 гг.

В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который входили высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях.

Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России.

После обнародования 5 марта 1861 г. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика и получали определенные гражданские права: самостоятельно заключать сделки; заниматься промыслами по своему усмотрению; переходить в другие сословия; поступать на службу; приобретать движимое и недвижимое имущество и т. п.

Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда. Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии). Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20 % стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В основе реформы лежал принцип постепенности, т. е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т. е. в соответствии с определенным имущественным цензом. Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне); горожане; все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсеместно создавались всесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд. Учреждениями городского самоуправления были: городские избирательные собрания, городская дума, городская управа.

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 г. Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов. К ним относились: бессословный характер суда и равенство всех граждан перед законом; отделение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей; гласность и состязательность судопроизводства; введение новых правовых институтов: присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен); присяжных (частных) поверенных – адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон; сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.056 с.)