Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса



Обществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса

Билет № 1

1. Человек, индивид, личность.

2. Государство, его основные признаки. Формы правления.

Билет № 2

1. Потребности человека.

2. Правовое государство, его основные признаки.

Билет № 3

1. Способности человека.

2. Право, его роль в жизни человека и общества.

Билет № 4

1. Человек и культура.

2. Юридическая ответственность, ее виды.

Билет № 5

1. Взаимосвязь природы и общества.

2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Билет № 6

1. Особенности межличностных отношений.

2. Правонарушение, виды правонарушений.

Билет № 7

1. Общение. Культура общения.

2. Права человека. Защита прав человека.

Билет № 8

1. Малая группа. Человек в группе.

2. Религия, атеизм и свобода совести.

Билет № 9

1. Общество. Основные сферы общественной жизни.

2. Глобальные проблемы человечества.

Билет № 10

1. Экономика и ее роль в жизни человека.

2. Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика.

Билет № 11

1. Рыночная экономика. Спрос и предложение.

2. Гражданин. Участие граждан в политической жизни.

Билет № 12

1. Социальная сфера жизни общества. Социальная политика.

2. Государство и экономика.

Билет № 13

1. Социальные группы и общности.

2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».

Билет № 14

1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.

2. Семья. Правовые основы брака.

Билет № 15

1. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть.

2. Добро и зло - основные понятия этики. Моральный выбор.

Билет № 16

1. Политические партии и движения. Многопартийность.

2. Духовная жизнь человека.

Билет № 17

1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.

2. Права и обязанности граждан РФ.

Билет № 18

1. Права ребенка.

2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

Билет № 19

1. Федерация, ее субъекты.

2. Право на образование: содержание, гарантии.

Билет № 20

1. Предпринимательская деятельность.

2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

 

 


 

Билет № 1

Человек, индивид, личность.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре­ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д..
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Личность и ее структура

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Пример концепции структуры личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.


Государство, его основные признаки. Формы правления.

Государство - организация общественной жизни и властных отношений, действующая в отношении всего населения на закрепленной за государством территории, использующая 1) единый свод законов (или традиций) для регулирования общественных отношений 2) специальный аппарат принуждения к исполнению этих законов.
Термин государство может быть использован в двух значениях:

- для выделения страны как географического образования

- для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране

Признаки государства:

1) Территория, на которой государство осуществляет независимую (суверенную) власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.

2) Население, которое составляют все граждане, проживающие на его территории.

3) Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.

4) Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.

5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.

5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.

Формы правления

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Существует две основные формы правле­ния — монархия и республика.

Монархия — государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного гла­вы государства — монарха. Современная монар­хия представлена в абсолютной и парламентс­кой формах.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха ничем не ограни­чена: он издает законы, назначает на государ­ственные должности высших чиновников, со­бирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.

Парламентская монархия — форма правле­ния, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав прави­тельства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выбо­рах. Ни парламент, ни правительство не под­чинены монарху и не несут перед ним поли­тической ответственности.

Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в госу­дарстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту, наряду с ними суще­ствуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления.

Республика по форме может быть: - парламентской (власть принадлежит пар­ламенту), - президентской (власть принадлежит пре­зиденту), - смешанной (власть принадлежит и парла­менту, и президенту).

 

 


Билет № 2

Потребности человека.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей):

- индивидуальные

- групповые

- коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены):
- физиологические (базовые) - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения. Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности:

- труда

- общения

- рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.).

Одной из наиболее удачных концепций иерархии потребностей в жизни человека является Пирамида Маслоу (по фамилии американского психолога,т.е. человека, специализирующегося на изучении личности человека). Рисуем пирамиду на бумаге, выданной на экзамене.

1 уровень – простейшие потребности - голод, жажда, сон, тепло, отдых.

2 уровень – потребность в безопасности (одежда, обувь, жилище). Вместе эти два уровня образуют биолог потребности. Почему биологические? Потому что происходят из наших инстинктов, из нашей биологической природы.

3 уровень – потребность в общении и в труде.

4 уровень – потребность в любви, уважении, уважении, одобрении и признании. Вместе эти 2 уровня называются социальными потребностями. Почему социальные? Потому что лишь начиная общаться и трудиться сообща с другими людьми, человек приобретает те характеристики, которые делают его социальным существом.

5 уровень – познавательные потребности – знать, уметь, изучать.

6 уровень – эстетические потребности – потребность в гармонии и красоте. Вместе эти 2 уровня называются духовными потребностями. Духовные, потому что они уже не касаются общества конкретно, а касаются индивидуального развития каждого человека в отдельности.

Основная идея концепции – без удовлетворения биологических потребностей человек не в состоянии удовлетворять социальные. А без удовлетворения социальных – не может развиваться как личность, удовлетворять духовные потребности, заниматься творчеством, привносить в мир новые знания, мысли, идеи.

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

- ограничены имеющимися природными ресурсами

- не должны противоречить нравственным нормам общества

- должны быть разумными и реальными


 

Билет № 3

Способности человека.

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня

Виды способностей:

- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;

- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития.

2. Способности формируются в деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причем, в каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

3. Для успешного формирования способности необходимо также наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда часто ошибочно принимают за стадии:

1. Задатки 2. Способности 3. Талант 4. Гениальность

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность. Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. В целом, суть одаренности - в более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность.
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность — необычайно высоко развитые способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта.



2. Право, его роль в жизни человека и общества.

1.Что такое право вообще? Это то что, 1) отражает правду 2) позволяет эффективно управлять 3) исправляет, т.е. создает некий правильный баланс м.у. интересами разных людей, малых и больших групп людей.

2.Значенияпонятия право. 1)Узкий смысл - Субъективное право — возможность конкретного лица по своему выбору совершить определённые действия либо воздержаться от их совершения. 2) Широкий смысл. Право — это совокупность установленных или санкционированных обществом правил поведения (правовых норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

3.В чем сущность права? Сущность права состоит в намеренном ограничении государством отдельных субъективных прав и свобод гражданина, с целью отстоять основные права всех граждан вообще. Таким образом, право – есть универсальный баланс свободы и долга человека перед об-ом. Право устанавливает меру свободы (что можно, а что нет).

4 Х-ки права. 1) объективность 2) всеобщность 3) неотвратимость 4) нефальсифицируемость

Отрасли права.

Вся совокупность правовых норм – система права. Отдельные группы прав, регулирующие отдельные сферы отношений в обществе – отрасли права. Система современного российского права складывается из следующих отраслей: конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, экологическое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, уголовно-исполнительное

 


Билет № 4

Человек и культура.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры. В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".(примеры: cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта); cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель; cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также – вероисповедание).

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?

1) материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства

2) предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

3) предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются.

Но материальная и духовная культура вместе с тем и связаны друг с другом - предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Билет № 5

История конституции.

Первая конституция – конституция США (1787 г).

Первая русская конституция – 17 октября 1905 года была утверждена Николаем 2. Это была еще не совсем конституция – называлась манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» - в нем даровались политические и гражданские свободы, провозглашался выборный законодательный орган – Государственная дума.

Советские конституции (4) не являлись ими фактически, так как многие положения в них носили пропагандистский хар-ер и приводили нарушению на деле многих естественных прав граждан.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. 12 декабря 1993 принята первая демократическая конституция России.

Структура конституции РФ - 2 раздела (1 –основной, второй- заключительный, дополняющий) 1 раздел -9 глав, 137 статей, второй- 9 положений.

Основные ценности конституции (то есть, то, что признано конституцией как необходимое в обществе) 1) нравственные ценности (пример) – вера в добро и справ-ть 2) ценности демократии- права и свободы человека 3) ценности патриотизма – память предков 4) ценности мирового сообщества – осознание себя частью мирового сообщества. 5) ценности социального мира – гражданский мир и согласие.

Конституция России:

- определяет основы конституционного строя

- определяет государственное устройство

- регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов

- устанавливает избирательную систему

- фиксирует права, свободы и обязанности граждан

- устанавливает символы государства

- определяет компетенцию высших гос. органов

- определяет основы правосудия

Ограничения действия конституции (предусмотренные ей самой!): 1) отдельные ограничения прав и свобод граждан во имя обеспечения их безопасности в условиях чрезвычайного положения (военные действия, теракт, стихийное бедствие).

Билет № 6

Деловые и личные.

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж­ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз­никают конфликты.

Конфликт — столкновение противополож­ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

Консенсус — согла­сие, взаимное соглашение по какому-либо воп­росу.

Причины межличностных конфликтов:

- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

- возрастные

- из-за различных представлений по принципиальным вопросам

- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)



2. Правонарушение, виды правонарушений.

Правонарушение – это деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права. К ним не относят мысли людей.

Признаки правонарушения: 1) опасное для общества поведение 2) нанесение кому-либо вреда 3) нарушение нормы закона.

Существует 2 группы правонарушений и 2 блока правовой ответственности. Фиксируем таблицу. Первая графа – тип правонарушения. Вторая графа – регулирующая отрасль права. Третья – тип наказания.

1) Проступок (административное правонарушение) – правонарушение, характеризующееся меньшей опасностью для общества, чем преступление. Признаки проступка: 1) противоправность деяния.2) его виновность 3) наличие административной отв-ти за данное деяние. Делятся на 1.1. гражданские проступки (правонарушение против личности, ее здоровья, собственности, репутации), 1.2. административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, окружающую среду или памятники культуры – незаконное приобретение и хранение наркотиков в небольших размерах, мелкое хулиганство, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения, незаконная вырубка лесов, нарушение требований пожарной безопасности, вандализм и т.д.), 1.3. дисциплинарные (посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций).

Юридическая ответственность опреде ляется а) а дминистративным правом (отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере исполнительной власти и гос. управления). В том числе 1) деятельность самих органов исполнительной власти 2) отношения между гражданами и исполнительной властью 3) отношения между гражданами. Основной источник –Административный кодекс РФ. В помощь ему приходит Б) Трудовым правом (регулирует трудовые отношения). В) Гражданским правом (регулирует личные имущественные и неимущественные отношения м.у. гражданами. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – неуголовного характера – предупреждение, лишение специального права (например, водительского удостоверения), выдворение из РФ (для иностранцев), штраф, дисквалификация, исправительные работы либо по суду –административный арест сроком до 15 суток.

2) Преступление – правонарушение, характеризующиеся высокой степенью опасности их для общества. Под категорию преступления подпадает все, что перечислено –на стр. 185. Всего существует 6 видов преступлений 1) против личности 2) экономические 3) против общественной безопасности 4) против государственной власти 5) против военной службы (неисполнение приказа) 6) против мира и безопасности человечества (пропаганда войны, геноцид). Признаки преступления 1) общественная опасность 2) запрещенность деяния уголовным кодексом 3) виновность 4) наказуемость.

Регулируется у головным правом (этимология – от древнерусского уголовие, лишение головы) – отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества. Т.е. выявляющих наличие преступления и наказание за него. Источник права – уголовный кодекс РФ. Основные функции уголовного права -1) Охрана всех остальных прав 2) профилактика преступлений в виде угрозы наказания Ответственность -за преступления наступает уголовная ответственность 1) крупного денежного штрафа 2) лишения права занимать определенные должности 3) ограничение свободы 4) лишения свободы сроком от 1 года до пожизненного лишения свободы или смертной казни Уголовная ответственность наступает только по приговору суда.


Билет № 7

Общение. Культура общения.

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений.

Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Виды общения:

- между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

- реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта (напр. с животными)

- реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

- между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Т.к. основные конфликты в общении связаны с неверным подходом к ведению спора, то необходимо понимать основные правила ведения спора.

Правила ведения спора, полемики, дискуссии.

- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;

- не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонаций;

- грамотно и четко ставить вопросы;

- точно формулировать главные доводы;

- не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;

- глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;

- разговор вести в дружеском спокойном тоне;
- не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.



2. Права человека. Защита прав человека.

Права человека (т.е права гражданина любого государства ЗЕМЛИ)Почему любого? Потому что идея равенства (осн. Идея фр. Революции задумывалась как универсальная для всего мира).

Права человека – это мера свободы человека, определенная независимость его по отношению к государству в экономической (право на собственность, на труд), социальной (право на создание семьи, на членство в любых объединениях людей), политической (право избираться и быть избранным), культурной (право на мнение, на самовыражение) сферах. Свобода человека- это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.).

Права и свободы человека, гражданина - основа демократии, свободы общества. Права человека в их современном виде - право на жизнь, право на труд и на отдых, право на жилище и его неприкосновенность, право на обеспечение в старости, на медицинское обслуживание, свобода слова, свобода инакомыслия, свобода совести, свобода собраний и демонстрации, право на забастовку и др., - записанные в билли о правах, конституции, занесенные в международные документы (Устав ООН) и международные соглашения (Хельсинкская хартия) и провозглашенные на многочисленных съездах и конференциях широкой общественности, составляют огромный пласт конституционно-юридических, внутренних и международных документов, соглашений и решений

Основной смысл прав человека

1) (вспоминаем Канта) – человек должен быть свободен в тех поступках, которые не ограничивают свободу других, т.е. относись к другому так….

2) Все, что не запрещено законом (правовым!, т.е.на основе естественного права), разрешено.

3) Никто не может быть наказан без суда и не по закону.

Все права человека условно разделены на три группы:

1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.

2-я группа – предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.

3-я группа – обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.

Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН. В 1977 г. при ООН учрежден Комитет по правам человека.

В РФ с начала 1994 г.Государственная Дума избирает Уполномоченного по правам человека Такие же уполномоченные избираются и во всех субъектах Российской Федерации. В задачу уполномоченных входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были ущемлены.

Разработка понятия права человека привела к появлению в середине 20 века особого рода деятельности.

Правозащитники -люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур или должностных лиц.

Деятельность эта очень сложна. Известны случаи убийств, произвольные аресты, обыски, шантаж, сфабрикованные обвинения в уголовных преступлениях и слежка за првозащитниками. Почему?

В СССР правозащитников называли «диссидентами», т.е. инакомыслящими. Им не давали выступать, бросали в тюрьмы и «психушки», но не убивали –власть боялась революции.

Именно правозащитная деятельность в СССР привела к падению тоталитарной ситемы, к перестройке и гласности.

Основные фамилии: Даниэль, Синявский (писатели), Ги́нзбург (журналист), Рой Медведев (журналист), Сахаров (физик, создатель водородной бомбы) и многие другие.

С распространение идей демократии и защиты прав человека появились особые объединения правозащитников –правозащитные организации.

Первой правозщитной организацией в СССР стал Комитет прав человека (1970 г –основатель академик Сахаров).

 

.

 

Билет № 8

Билет № 9

Билет № 10

Значения понятия.

• экономика - хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть.

• экономика - научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Выделяют четыре основные формы экономики:

  • рыночную,
  • административно-командную,
  • традиционную,
  • смешанную.

Билет № 11

Билет № 12

Основные понятия:

Социальная сфера — совокупность социаль­ных связей, социальных взаимодействий и социальных отношений между людьми.

Социальная связь — факты, обусловливаю­щие совместную деятельность в определен­ных условиях.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее для обоих участников какой-либо смысл. А в результате этого взаимодействия устанавливаются постоянные взаимодействия –соц. отношения.

.В чем же отличия? Отличия соц. отношений от соц. взаимодействий –1) соц. отношения –это результат социальных взаимодействий 2) соц отношения –это постоянные соц взаимодействия.( пример.).

Социальная группа — объединение людей, имеющих определенный набор значимых социальных признаков 1) наличие внутренней организации; (ПРИМЕР) 2) общая (групповая) цель деятельности (ПРИМЕР); 3) групповые формы контроля за участниками (пример); 4) образцы (модели) групповой деятельности (социальные нормы); 5) частые групповые социальные взаимодействия.

Социальные нормы — общие правила ре­гулирования отношений людей в обществе. Среди них выделяют:

- обычаи (традиции, обряды) — историчес­ки сложившиеся образцы и правила пове­дения;

- правовые нормы — нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, где чет­ко описаны границы поведения и наказа­ния;

- моральные нормы — духовно-нравственные ценности;

- политические нормы — нормы, регулиру­ющие отношения между личностью и властью, между социальными группами;

- религиозные нормы — нормы морали, под­держиваемые сознанием верующих и ре­лигиозной верой;

- эстетические нормы — представления о прекрасном и безобразном;

- правила этикета — образцы правильного поведения и общения;

Социальное государство – элемент правового государства, система, которая на правовом уровне гарантирует каждому гражданину определенный уровень жизни (минимально достойный) за счет перераспределения части доходов других граждан. Что это означает на деле?

2 уровня социального государства 1) уровень гос. бюджета. Часть наших налогов, попадая в бюджет, идет на социальные нужды, т.е. на помощь тем, кто самостоятельно не может поддерживать достойный уровень жизни. 2) уровень внебюджетных средств. Частные благотворительные организации, которые принимают пожертвования и мотивируют граждан на благотворительность. Государство идет навстречу таким организациям например путем снижения налогов с них.

Система по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан и конкретных социальных групп наз-ся – социальной политикой

Субъекты социальной по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 5507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.138 с.)