Правовое регулирование внешних займов Республики Беларусь. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование внешних займов Республики Беларусь.



· БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

· УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РБ N 252 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМАХ (КРЕДИТАХ)»

Внешние государственные займы – займы, по которым возникают обязательства РБ как заемщика, эмитента ЦБ или гаранта, а в качестве кредитодателей – ин. госуд., междунар. организ. и ин. нерезиденты; или внешние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь;

Цели привлечения и использования внешних государственных займов:

· покрытия дефицита республиканского бюджета;

· пополнения валютных резервов РБ;

· реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

· решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

· импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

· поддержки экономических реформ.

Порядок привлечения и использования внешних государственных займов определен в Законе «о б-те РБ на 2010»

Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента РБ.

Под лимитом внешнего долга понимается максималь­но возможная сумма долга по состоянию на конец года. Законом «О бюджете РБ на 2010 год» лимит внешнего государственного долга установлен в раз­мере 9,5 млрд долларов США. Такой размер внешней госу­дарственной задолженности устанавливается исходя из соображений кредитной безопасности.

Государственные гарантии по внешним займам резидентов РБ предоставляются Правительством РБ.

Гарантия Правительства РБ - обязательство РБ, от имени которой выступает Правительство РБ, как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком - резидентом РБ обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита).

Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

· для покрытия дефицита бюджета - Правительством РБ или по его поручению Министерством финансов РБ;

· для формирования валютных резервов - совместно Правительством РБ и Национальным банком РБ.

Вступая в отношения по поводу привлечения иностран­ных кредитов, РБ, будучи членом меж­дународных финансовых организаций, берет на себя обя­зательство следовать уставам и другим нормативным доку­ментам в связи с оформлением кредитов, в частности «Общим условиям, применимым к соглашениям о займах и гарантиях» — издание Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

 

Формы внутреннего и внешнего государственного долга. Управление гос долгом

В состав государственного долга РБ входят долговые обязательства, которые могут существо­вать в форме:

· кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени РБ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами РБ, а также соглашений (договоров), заключенных от имени РБ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РБ прошлых лет;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РБ;

· договоров о предоставлении гарантий Правительства;

· займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

· договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

· договоров о получении бюджетных кредитов.

Основной формой (внутрен­него государственного долга) выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнитель­ная мобилизация свободных денежных средств юридиче­ских и физических лиц в бюджет через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.

К основным видам государственных ценных бумаг от­носятся государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО) и государствен­ные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).

Порядок, условия вы­пуска, размещения, обращения и обслуживания государст­венных долговых обязательств определяется Правительст­вом либо по его поручению Министерством финансов РБ. Эта деятельность относится к управле­нию государственным долгом.

Управление государственным долгом — это совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного управления и самоуправления по погашению займов, ор­ганизации выплат доходов по ним, а также по размеще­нию долговых обязательств.

Методы управления государственным долгом:

· рефинансирование — погашение старой задолженно­сти путем выпуска новых займов;

· конверсия — изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода;

· консолидация — увеличение срока действия уже вы­пущенных займов;

· унификация — объединение (обмен) нескольких ра­нее выпущенных займов в один новый;

· аннулирование долга (дефолт) — полный отказ от дол­говых обязательств;

· реструктуризация долга — погашение долговых обя­зательств с одновременным осуществлением заимствова­ний (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установле­нием иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Управление государственным долгом заключается в определении условий выпуска, размещения, обращения и погашения государственных денежных обязательств. Эти функции относятся к совместной компетенции Министер­ства финансов и Национального банка. Причем порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга оп­ределяются Правительством РБ.

 

 

51. Понятие государственных расходов. Понятие и прин­ципы бюджетного финансирования. Расходы республи­канского и местных бюджетов.

Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Государственные расходы — это регламентированный нор­мативными правовыми актами планомерный процесс целе­вого использования мобилизованных государством денеж­ных средств в целях выполнения им своих задач и функций.

Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на основе действующего законодательства. Основным источником покрытия государственных рас­ходов служит бюджет Республики Беларусь.

Расходование средств из бюджета производится глав­ным образом путем финансирования.

Бюджетное финансирование — это система безвозвратно­го отпуска денежных средств из государственного бюджета организациям на покрытие расходов, связанных с их хозяй­ственной, социально-культурной и иной деятельностью.

Принципы бюджетного финансирования:

- безвозвратность и безвозмездность;

- срочность;

- получение максимального эффекта при минималь­ных затратах;

- планово-целевой характер предоставления бюджет­ных средств;

- финансирование по мере фактического выполнения плана;

- осуществление контроля за эффективным использованием средств.

Финансирование государственных расходов осуществ­ляется также из государственных внебюджетных фондов.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, цен­ные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.009 с.)