Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Международные отношения, национальная безопасность и геополитика↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование мировой политической системы: а) сущность и соотношение понятий: «мировая система» (цивилизация), «локальная цивилизация», «глобализация», «интеграция», «интернационализация мирового сообщества»; б) основные этапы становления и развития мировой системы; в) интернационализация основных сфер жизни человека: (в сфере экономики, культуры, военно-политической). Сущность и структура национальной безопасности - сущность национальной безопасности; - национальные интересы, ценности и цели; - угрозы национальной безопасности; - силы и средства обеспечения национальной безопасности; 3. Геополитика - сущность геополитики; - геополитическая структура мира после 2-ой мировой войны; - трансформация геополитической структуры мира в конце 20-го – начале 21-го веков; ЛИТЕРАТУРА 1. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999. 2. Концепция национальной безопасности РФ. - Красная Звезда. - 2000, 20 января. 3. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – Гл.10 4. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. – 2000. - № 6. 5. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2004. - Гл. 17, 18 6. Политология: учебник/А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.: Моск. гос. инст-т международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Гл.12
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Политология» а) основная литература: 1. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 2. Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М. - 1998. 3. Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 4. Политология: учебник/А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.: Моск. гос. инст-т международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 5. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2004. 6. Пугачев В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс,1996. 7. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000. 8. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, теории политических и правовых учений. Сост. проф. Р.Т.Мухаев. М., 2000. 9. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 1999. 10. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.
б) дополнительная литература:
7. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России//МЭ и МО. - 1996. - №2.
11. Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Соц.-пол. журнал. - 1994. - №6. 12. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 2002.
20. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.
22. Кара – Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М. - 2000. 23. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. - М. - 2001.
25. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. Политические науки. - 1997. - №2. 26. Концепция национальной безопасности РФ. - Красная Звезда. - 2000, 20 января. 27. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблема выбора // Полис. – 2003.-№ 1. – с. 124-134 28. Кулагин В.М. Мир в XXI в.: многополюсный баланс сил или глобальный Pax Democratica (гипотеза демократического мира в контексте альтернатив мирового развития)//Полис. – 2000. - №1 29. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России.// Государство и право. - 1995. - №10. 30. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. – 2000. - № 6. 31. Левин И.Б. Глобализация и демократия // Полис. – 2003. - № 2. – с.53-71. 32. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. - 2000. - №1 33. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. №2.
38. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург, М., 2001. 39. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург. - М. - 2001.
41. Пантин И.К. Демократия в России: проблемы и противоречия // Полис. – 2003. - № 1. – с. 134-149. 42. Почепцов Г.Г. Имеджелогия. - М. - 2000.
47. Тоффлер О. Проблема власти на пороге ХХI века// Свободная мысль. - 1992. - №2. 48. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности// Соц.-пол. журнал. - 1995. - №3. 49. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.,1999. 50. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики. // Полис. - 2001. - №4,5. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Содержание курса представлено в Цифровом кампусе и ИИК ЮФУ (Рабочая программа, комплект презентаций, задания ОЗО, тестовые задания, статьи по теме, задания практикумов и семинарских занятий) 2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации// http://www.government.gov.ru; сайты министерств и ведомств. Официальный портал городской Думы и администрации г. Ростова-на-Дону //http://www.rostov-gorod.ru/ 1. Каталог образовательных интернет ресурсов// http://www.edu.ru; Большая советская энциклопедия// http://bse.sci-lib.com/; Онлайн энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/; Электронные словари и энциклопедии// http://www.edudic.ru/; Федеральный образовательный портал // http://www.ecsocman.edu.ru/text/21797554/; Официальный сайт журнала «Социологические исследования»// http://www.isras.ru/socis.html и др.
Образовательные технологии Лекции с использованием презентаций, семинарские занятия, ролевые игры, учебные фильмы, индивидуальные задания в рамках организации самостоятельной работы, интерактивные формы контроля знаний (через ИИК ЮФУ, Цифровой кампус), контрольные работы, тестирование (промежуточное, экзаменационное). ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 1. Политика в современном мире 2. Многообразие определений и сущность политики. 3. Современная международная политика 4. Структура политики. 5. Границы политики 6. Функции политики. 7. Место и роль политики в общественной и индивидуальной жизни. 8. Политика и мораль. 9. Цель и средства политики. 10. Предмет политологии. 11. Основные категории политологии. 12. Власть: понятие, сущность, функции. 13. Власть в системе общественных отношений, специфика политической власти. 14. Структура власти 15. Ресурсы власти 16. Источники политической власти. 17. Легитимность власти. 18. Специфика властных отношений в России 19. Феномен политического лидерства. 20. Типы и стили лидеров. 21. Психология политического лидерства 22. Специфика лидерства в России 23. Имидж политика 24. Технологии построения имиджа политика 25. Политические элиты. 26. Политическая система общества 27. Структура политической системы. 28. Функции политической системы. 29. Типы политических систем. 30. Политический режим. 31. Тоталитаризм, авторитаризм: сравнительный анализ. 32. Демократия: понятие, виды. 33. Основные черты современной демократии. 34. Проблемы и противоречия демократии. 35. Понятие государства 36. Признаки и функции государства. 37. Формы правления 38. Национально-территориальная организация государства. 39. Правовое государство и гражданское общество. 40. Система органов государственной власти в РФ. 41. Политическая партия: происхождение, сущность, функции, типология. 42. Основные типы избирательных систем. 43. Политическая идеология. 44. Основные идеологические течения в современном мире. 45. СМИ и политика. 46. Политическая культура. 47. Особенности политической культуры в России. 48. Мировая политическая система. 49. Принципы национальной безопасности. 50. Глобальные проблемы международной политики.
Примерная тематика рефератов 1. Проблемы современной мировой политики 2. Социальное государство 3. Социальная политика современного государства 4. Законодательство о молодежи: проблемы формирования и реализации. 5. Молодежь как инновационный потенциал российского государства. 6. Отражение социальных интересов молодежи в федеральной программе «Молодежь России». 7. Социальная политика государства в сфере семьи, женщин, детей и молодежи. 8. Роль политических партий и общественных движений в выработке и реализации социальной политики и социальных программ по защите интересов молодого поколения. 9. Становление института политической свободы в России 10. Развитие концепций свободы русской политической мыслью 11. Антиномичность свободы в Советском государстве 12. Психология свободы в условиях трансформирующегося общества 13. Условия политической свободы в России 14. Политические права и свободы в России 15. Проблема демократического выбора в России 16. Антиномии института политической свободы 17. Идеал и реалии политической свободы общества и человека. 18. Свобода как основа политического мифа демократии. 19. Специфика политического процесса в современной России. 20. Проблемы и противоречия свободы в России. 21. Манипулятивная природа власти. 22. Манипуляция сознанием в ходе разрушения политических институтов и систем. 23. Мифо-метафорическое моделирование политического поведения. 24. Политическая мифология как составляющая политической манипуляции. 25. Свобода в русской культуре и менталитете. 26. Свобода в «русской идеи» и русской культуре 27. Миф свободы и демократии. 28. Противоречия современного политического процесса в России. 29. Современная политическая элита России 30. Глобальные проблемы человечества 31. Русская идея 32. Идеологические течения в современном мире 33. Причины фашизма и экстремизма 34. Психология толпы в современной политике. 35. Массовые настроения в политике. 36. Психология массовых политических движений. 37. «Массовый человек» в политике. 38. Массовые стереотипы и слухи. 39. Феномен политического лидерства 40. Специфика лидерства в современной России 41. Имидж политика в современной России 42. Типы лидеров в российской политике 43. Харизматическое лидерство 44. Образы власти в общественном сознании. 45. Психология патернализма в России. 46. Феномен вождизма. 47. Сравнительный анализ современных политических систем Экзаменационные вопросы
Тестовые задания
1. Функционирование политической сферы происходит через... а) проявление интегрирующего начала в политике; б) проявление дифференцирующего начала в политике; в) столкновение интегрирующего и дифференцирующего начал в политике.
2. Политика - это... а) способ организации общества с помощью власти и по поводу власти; б) отношения по поводу государственной власти; в) социальные отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности индивидов.
3. Относится ли к функциональным аспектам политики создание общепринятого для всех языка? а) Да. б) Нет.
4. Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности является примером проявления... а) интегрирующего начала; б) дифференцирующего начала.
5. Первым ввел термин «политика»________________*** 6. Согласно Аристотелю, политика представляет собой: 7. Автором трудов «Политика» и «Афинская полития» является:*** 8. политику как искусство достижения и умелого использования государственной власти определял___________________*** 9. Политика как проявление классовой борьбы трактуется в: 10. Николо Макиавелли призывал толковать политику на основе:** 11. высказывание «политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» принадлежит____________________*** 12. Что из ниже перечисленного можно отнести к содержанию мира политики: а) Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группы, класс, масса, государство); б) Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти;
13. Существует три подхода к определению природы и социального назначения политики: а) Директивный подход д) Корпоративный подход.
14. Соотнесите эти подходы с их определениями:** а) Директивный подход; в) Коммуникативный подход;
а) Политика рассматривается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе; б) политика как деятельность по управлению обществом в) политика как отношения по поводу власти. 15. Индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти: а) объекты политики; в) субъекты политики; б) ничего из выше перечисленного.
16. Политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства переживания, ценности, оценки) формируют: а) политическое подсознание; в) политическое сознание; б) политическое участие.
17. Совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества это: а) политическая организация; в) государство; б) парламент.
18. Субъекты политики – это… а) только граждане государства; б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе; в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности; г) политические партии /и только они/, участвующие в политической жизни общества.
19. Понятие субъекта политики применяется для характеристики тех…** а) кто возглавляет политический процесс; б) против кого направлен политический процесс; в) кто принимает активное участие в политической деятельности; г) кого привлекают к политической деятельности в рамках политических партий.
20. Что такое политология как наука?
21. Предмет политологии наиболее точно определяет следующая из предложенных формулировок: - 22.. Что является объектом политологии? - 23. Какие основные функции политологии? - 24. Сопоставьте функции политологии с их определениями:** а) теоретико-познавательная б) методологическая в) прогностическая
а) Выработка новых методов изучения политических явлений. б) Выявление природы властных отношений, государства, накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества. в) Знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интересов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений. 25. С какими науками политология наиболее тесно связана? - 26. Какие категории, используемые в политологии являются специфическими, собственно политологическими? - 27. Совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования это______________** - - 28. Бихевиористский метод в политической науке основан на … а) изучении индивидуальных качеств, черт личности и механизмов б)психологических мотиваций политических акторов в) сопоставлении политических институтов, фактов и процессов г) анализе поведения индивидов, соединенных групповыми интересами
29. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма:*** а) М. Вебер; б) Р. Михельс; в) Ч. Мерриам; г) С. Липсет
30. Каковы принципы школы политологического бихевиоризма?
31. Какой метод в политологии требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей между избирательной и партийной системой? б) системный в) антропологический г) институциональный
32. В какой период политология становится самостоятельной академической и учебной дисциплины? б)в эпоху Просвещения в) в конце ХIX – первой половине ХХ вв.
33. Что сыграло определяющую роль в становлении прикладной политологии? б)институционализм в) диалектика г) структурный-функционализм
34. Сущность ____________метода заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах.**
35. ________________метод требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т. д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т. е. качеств человека как биосоциального существа.**
36. В рамках __________________ метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем.**
37. Кто из мыслителей первым использовал исторический метод?*** а) Макиавелли б) Аквинский в) Аристотель
38. С помощью_______________________ метода можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права.**
39. В_____________году в США Ф. Лидером была основана кафедра истории и политической науки в колумбийском колледже. Это событие принято считать рождением политологии как самостоятельной академической дисциплины. **
40. Власть - это... а) поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношение ощущение другого индивида; б) господство; в) подчинение; г) подражание.
41. В роли субъекта власти может выступать... а) президент; б) парламент; в) государство; г) партия; д) народ;. е) личность. ж) все выше перечисленное
42. Тип власти, при которой подвластный верит, что властвующий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться этим приказаниям... а) вознаграждающая; б) традиционная; в) экономическая; г) принудительная.
43. Потенциальные возможности власти, средства, которые могут быть ею использованы, это: а) источники власти; б) проявления власти; в) ресурсы власти.
44. На каком источнике власти в большей степени основана власть революционных вождей? а) Знании. б) Силе. в) Харизме. г) Законе.
45. Легитимность власти, основанная на праве престолонаследия, это легитимность... а) харизматическая; б) традиционная; в) идеологическая.
46. Сопоставьте следующие концепции с их трактовками власти:*** а) Теологическая концепция б) Биологическая концепция в) Структурно-функциональная концепция г) Конфликтологическая теория власти
а) Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу). б) Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые в) Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. г) Рассматривает ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. классы.
47. Власть это функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения коллективных целей, общих интересов. Так понимается власть в ______________подходе.*** 48. Тождественны ли политическая и государственная власть?
49. Что из ниже перечисленного относится к специфическим чертам государственной власти?
50. Ресурсы власти это…
51. Социальные ресурсы власти это…
52. Сопоставьте ресурсы власти и их содержание: а) Силовые б) Морально-идеологические в) Экономические
а) материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги. б) оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура) в) идеалы, интересы, убеждения людей, идеология, вера, доверие, общественное настроение, чувства (патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.
53. Легальность политической власти это…
54. Как понимал легитимное господство М. Вебер:** а) гармоничное существование различных социальных групп; б) власть, опирающаяся на насилие; в) наследование законного представителя династии; г) господство, признанное со стороны управляемых индивидов?
55. Что относится к необходимым элементам властных отношений?
56. Кто из ниже перечисленных мыслителей полагал, что человек по своей природе эгоист и властолюбец, поэтому необходима особая сила, власть над людьми, способная обеспечить порядок в обществе? **
57. Какая отрасль политической науки целенаправленно занимается изучением власти?
58. Определите содержание каждого из приведенных способов властвования. а. либеральные
59. Наиболее стабильной является власть, основанная на…
60. Принцип ______________ означает верховенство и независимость государственной власти.**
61. _____________- личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе.
62. Теория_____________ подчеркивает, что феномен лидерства обусловлен особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.).
63. ______________теория - лидерство зависит от ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.
64. Теория _____________– лидерство зависит от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.
65. В зависимости от имиджа, лидеров можно разделить на: а) лидер-знаменосец; б) лидер-кооператор; в) лидер-служитель; г) лидер-спасатель; д)лидер-торговец; е)лидер-пожарный.
66. Сопоставьте типы лидерства с их сущностью::
а) Традиционное лидерство б) Харизматическое лидерство в) Бюрократическое лидерство
а) (вера в святость традиций); б) (вера в законность существующего порядка, лидер – агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы); в) (присуще индустриальному обществу, когда лидером становятся с помощью законных бюрократических структур, а не из-за личных качеств).
67. Какой тип лидерства характерен сегодня в России для различных субъектов политических отношений?
68. Сопоставьте определения с классификацией лидеров в зависимости от имиджа: а) лидер-знаменосец; б) лидер-служитель; в) лидер-торговец; г) лидер-пожарный. - а) всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени; б) характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению; в) отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы; г) ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.
69. ______________функция лидера выражается в объединении и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.**
70. ______________функция лидера выражается в выработке политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.**
71. ______________функция лидера выражается в определении способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.**
72. _______________функция лидера выражается в инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.**
73. ______________функция лидера выражается в поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.**
74. Политическая элита возможна... а) в только тоталитарных политических системах; б) только при демократических системах; в) только в традиционном обществе; г) в любом обществе.
75. При демократических системах форма рекрутирования политической элиты характеризуется как... а) «закрытая»; б) «открытая»; в) «полуоткрытая».
76. Охарактеризуйте сущность политической элиты. - а)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.011 с.) |