Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Международные отношения, национальная безопасность и геополитика

Поиск

Формирование мировой политической системы:

а) сущность и соотношение понятий: «мировая система» (цивилизация), «локальная цивилизация», «глобализация», «интеграция», «интернационализация мирового сообщества»;

б) основные этапы становления и развития мировой системы;

в) интернационализация основных сфер жизни человека: (в сфере экономики, культуры, военно-политической).

Сущность и структура национальной безопасности

- сущность национальной безопасности;

- национальные интересы, ценности и цели;

- угрозы национальной безопасности;

- силы и средства обеспечения национальной безопасности;

3. Геополитика

- сущность геополитики;

- геополитическая структура мира после 2-ой мировой войны;

- трансформация геополитической структуры мира в конце 20-го – начале 21-го веков;

ЛИТЕРАТУРА

1. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.

2. Концепция национальной безопасности РФ. - Красная Звезда. - 2000, 20 января.

3. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – Гл.10

4. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. – 2000. - № 6.

5. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2004. - Гл. 17, 18

6. Политология: учебник/А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.: Моск. гос. инст-т международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Гл.12

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Политология»

а) основная литература:

1. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005

2. Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М. - 1998.

3. Политология. Краткий словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

4. Политология: учебник/А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.: Моск. гос. инст-т международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

5. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2004.

6. Пугачев В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс,1996.

7. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000.

8. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, теории политических и правовых учений. Сост. проф. Р.Т.Мухаев. М., 2000.

9. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 1999.

10. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; Ред-науч. совет: пред совета Г.Ю. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997.
  2. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2010.

 

 

б) дополнительная литература:

  1. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. – 2002. - № 1.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2003. – 800с.
  3. Бердяев Н.А. Русская идея. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 400с.
  4. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 256с.
  5. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры / // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 1996. - № 2.
  6. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации//Социс. – 2002. - № 10.

7. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России//МЭ и МО. - 1996. - №2.

  1. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Полис. – 2003. - № 4. – с. 6-26.
  2. Гельман В.Я. Политическая культура, массовая участие и электоральное поведение // Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000.
  3. Глобализация. Модернизация. Россия. (Круглый стол) // Полис. – 2003. - № 2. – с.34-53.

11. Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации.// Соц.-пол. журнал. - 1994. - №6.

12. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 2002.

  1. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолковании (О социологической значимости концепции Гоббса) // Полис. – 1993. - № 6.
  2. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех и ее судьбы в концепции «разделения властей» Джона Локка).// Полис. – 1994. - №№ 2-3.
  3. Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2003. - № 4.
  4. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.
  5. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг обществ. мнения. - 2003. - № 4 (66).
  6. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. - 2003. - № 4.
  7. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. – М., 1999.

20. Ирхин В.Н., Зотов В.Д, Зотова Л.В Политология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮристЪ, 1999.

  1. История политических и правовых учений. – М.: ИНФРА-М – КОДЕКС, 1995.

22. Кара – Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М. - 2000.

23. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. - М. - 2001.

  1. Кассирер Э. Техника современных политических мифов// Вест. Моск. Ун-та. Сер. 7, Философия, 1990. №2

25. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. Политические науки. - 1997. - №2.

26. Концепция национальной безопасности РФ. - Красная Звезда. - 2000, 20 января.

27. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблема выбора // Полис. – 2003.-№ 1. – с. 124-134

28. Кулагин В.М. Мир в XXI в.: многополюсный баланс сил или глобальный Pax Democratica (гипотеза демократического мира в контексте альтернатив мирового развития)//Полис. – 2000. - №1

29. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России.// Государство и право. - 1995. - №10.

30. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. – 2000. - № 6.

31. Левин И.Б. Глобализация и демократия // Полис. – 2003. - № 2. – с.53-71.

32. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. - 2000. - №1

33. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. 2000. №2.

  1. Маничев С.А. Мифология в политических технологиях // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю.Большакова.- СПб.,2000.
  2. Мартынова М.Ю. Политическая контрэлита в России. // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». 2000. № 1.
  3. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. // Полис. 2002. № 1, 2.
  4. Милованов Ю.Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов н/Д., 1996.

38. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург, М., 2001.

39. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия по политической психологии. Екатеринбург. - М. - 2001.

  1. Панарин И.Н. Информационная война и Россия. – М., 2000.

41. Пантин И.К. Демократия в России: проблемы и противоречия // Полис. – 2003. - № 1. – с. 134-149.

42. Почепцов Г.Г. Имеджелогия. - М. - 2000.

  1. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. – М., 2003.
  2. Романович Н.А. Демократические ценности: свобода «по-русски» // Социсс. – 2002. - № 2. – с. 35-40.
  3. Рыбаков А.В., Татаров А.М. Политические институты: теоретико-методологический анализ. // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
  4. Соколов А.В., Щербаков И.О. Ценностные ориентации постсоветского студенчества// Социс. – 2003. - № 1.

47. Тоффлер О. Проблема власти на пороге ХХI века// Свободная мысль. - 1992. - №2.

48. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности// Соц.-пол. журнал. - 1995. - №3.

49. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.,1999.

50. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики. // Полис. - 2001. - №4,5.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Содержание курса представлено в Цифровом кампусе и ИИК ЮФУ (Рабочая программа, комплект презентаций, задания ОЗО, тестовые задания, статьи по теме, задания практикумов и семинарских занятий)

2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации// http://www.government.gov.ru; сайты министерств и ведомств.

Официальный портал городской Думы и администрации г. Ростова-на-Дону //http://www.rostov-gorod.ru/

1. Каталог образовательных интернет ресурсов// http://www.edu.ru; Большая советская энциклопедия// http://bse.sci-lib.com/; Онлайн энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/; Электронные словари и энциклопедии// http://www.edudic.ru/; Федеральный образовательный портал // http://www.ecsocman.edu.ru/text/21797554/; Официальный сайт журнала «Социологические исследования»// http://www.isras.ru/socis.html и др.

 

Образовательные технологии

Лекции с использованием презентаций, семинарские занятия, ролевые игры, учебные фильмы, индивидуальные задания в рамках организации самостоятельной работы, интерактивные формы контроля знаний (через ИИК ЮФУ, Цифровой кампус), контрольные работы, тестирование (промежуточное, экзаменационное).

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Политика в современном мире

2. Многообразие определений и сущность политики.

3. Современная международная политика

4. Структура политики.

5. Границы политики

6. Функции политики.

7. Место и роль политики в общественной и индивидуальной жизни.

8. Политика и мораль.

9. Цель и средства политики.

10. Предмет политологии.

11. Основные категории политологии.

12. Власть: понятие, сущность, функции.

13. Власть в системе общественных отношений, специфика политической власти.

14. Структура власти

15. Ресурсы власти

16. Источники политической власти.

17. Легитимность власти.

18. Специфика властных отношений в России

19. Феномен политического лидерства.

20. Типы и стили лидеров.

21. Психология политического лидерства

22. Специфика лидерства в России

23. Имидж политика

24. Технологии построения имиджа политика

25. Политические элиты.

26. Политическая система общества

27. Структура политической системы.

28. Функции политической системы.

29. Типы политических систем.

30. Политический режим.

31. Тоталитаризм, авторитаризм: сравнительный анализ.

32. Демократия: понятие, виды.

33. Основные черты современной демократии.

34. Проблемы и противоречия демократии.

35. Понятие государства

36. Признаки и функции государства.

37. Формы правления

38. Национально-территориальная организация государства.

39. Правовое государство и гражданское общество.

40. Система органов государственной власти в РФ.

41. Политическая партия: происхождение, сущность, функции, типология.

42. Основные типы избирательных систем.

43. Политическая идеология.

44. Основные идеологические течения в современном мире.

45. СМИ и политика.

46. Политическая культура.

47. Особенности политической культуры в России.

48. Мировая политическая система.

49. Принципы национальной безопасности.

50. Глобальные проблемы международной политики.

 

Примерная тематика рефератов

1. Проблемы современной мировой политики

2. Социальное государство

3. Социальная политика современного государства

4. Законодательство о молодежи: проблемы формирования и реализации.

5. Молодежь как инновационный потенциал российского государства.

6. Отражение социальных интересов молодежи в федеральной программе «Молодежь России».

7. Социальная политика государства в сфере семьи, женщин, детей и молодежи.

8. Роль политических партий и общественных движений в выработке и реализации социальной политики и социальных программ по защите интересов молодого поколения.

9. Становление института политической свободы в России

10. Развитие концепций свободы русской политической мыслью

11. Антиномичность свободы в Советском государстве

12. Психология свободы в условиях трансформирующегося общества

13. Условия политической свободы в России

14. Политические права и свободы в России

15. Проблема демократического выбора в России

16. Антиномии института политической свободы

17. Идеал и реалии политической свободы общества и человека.

18. Свобода как основа политического мифа демократии.

19. Специфика политического процесса в современной России.

20. Проблемы и противоречия свободы в России.

21. Манипулятивная природа власти.

22. Манипуляция сознанием в ходе разрушения политических институтов и систем.

23. Мифо-метафорическое моделирование политического поведения.

24. Политическая мифология как составляющая политической манипуляции.

25. Свобода в русской культуре и менталитете.

26. Свобода в «русской идеи» и русской культуре

27. Миф свободы и демократии.

28. Противоречия современного политического процесса в России.

29. Современная политическая элита России

30. Глобальные проблемы человечества

31. Русская идея

32. Идеологические течения в современном мире

33. Причины фашизма и экстремизма

34. Психология толпы в современной политике.

35. Массовые настроения в политике.

36. Психология массовых политических движений.

37. «Массовый человек» в политике.

38. Массовые стереотипы и слухи.

39. Феномен политического лидерства

40. Специфика лидерства в современной России

41. Имидж политика в современной России

42. Типы лидеров в российской политике

43. Харизматическое лидерство

44. Образы власти в общественном сознании.

45. Психология патернализма в России.

46. Феномен вождизма.

47. Сравнительный анализ современных политических систем

Экзаменационные вопросы

  1. Многообразие определений и сущность политики.
  2. Структура политики, её границы, функции.
  3. Место и роль политики в общественной и индивидуальной жизни.
  4. Политика и мораль, цель и средства политики.
  5. Предмет политологии.
  6. Основные категории политологии.
  7. Власть: понятие, сущность, функции.
  8. Власть в системе общественных отношений, специфика политической власти.
  9. Структура, ресурсы, источник политической власти.
  10. Легитимность власти.
  11. Феномен политического лидерства.
  12. Типы и стили лидеров.
  13. Политические элиты.
  14. Политическая система общества: понятие, структура.
  15. Функции политической системы.
  16. Типы политических систем. Политический режим.
  17. Тоталитаризм, авторитаризм: сравнительный анализ.
  18. Демократия: понятие, виды.
  19. Основные черты современной демократии.
  20. Проблемы и противоречия демократии.
  21. Понятие, признаки и функции государства.
  22. Формы правления и национально-территориальная организация государства.
  23. Правовое государство и гражданское общество.
  24. Система органов государственной власти в РФ
  25. Политическая партия: происхождение, сущность, функции, типология.
  26. Основные типы избирательных систем.
  27. Политическая идеология.
  28. Основные идеологические течения в современном мире.
  29. СМИ и политика.
  30. Политическая культура.
  31. Особенности политической культуры в России.
  32. Мировая политическая система.
  33. Принципы национальной безопасности.
  34. Глобальные проблемы международной политики.

Тестовые задания

 

1. Функционирование политической сферы происходит через...

а) проявление интегрирующего начала в политике;

б) проявление дифференцирующего начала в политике;

в) столкновение интегрирующего и дифференцирующего начал в политике.

 

2. Политика - это...

а) способ организации общества с помощью власти и по поводу власти;

б) отношения по поводу государственной власти;

в) социальные отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности ин­дивидов.

 

3. Относится ли к функциональным аспектам политики создание общепринятого для всех языка?

а) Да.

б) Нет.

 

4. Выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности явля­ется примером проявления...

а) интегрирующего начала;

б) дифференцирующего начала.

 

5. Первым ввел термин «политика»________________***

6. Согласно Аристотелю, политика представляет собой:
а) разновидность религии;
б) цивилизованная форма общности, которая служи­ла достижению "общего блага" и "счастливой жизни"
в) продолжение войны мирными средствами;
г) разновидность экономических отношений.

7. Автором трудов «Политика» и «Афинская полития» является:***
а) Томас Мор;
б) Платон;
в) Кант;
г) Аристотель

8. политику как искусство достижения и умелого использования государственной власти определял___________________***

9. Политика как проявление классовой борьбы трактуется в:
а) марксизме;
б) концепции Макса Вебера;
в) платонизме и неоплатонизме;
г) бихевиоризме.

10. Николо Макиавелли призывал толковать политику на основе:**
а) морали;
б) религии;
в) реализма;
г) субъективного идеализма.

11. высказывание «политика имеет чрезвы­чайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» принадлежит____________________***

12. Что из ниже перечисленного можно отнести к содержанию мира политики:

а) Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группы, класс, масса, государство);

б) Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти;
в) Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
г) Все.

 

13. Существует три подхода к определению природы и социального назначения политики:

а) Директивный подход
б) Технократический подход;
в) Функциональный подход;
г) Коммуникативный подход;

д) Корпоративный подход.

 

14. Соотнесите эти подходы с их определениями:**

а) Директивный подход;
б) Функциональный подход;

в) Коммуникативный подход;

 

а) Политика рассматривается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе;

б) политика как деятельность по управлению обществом

в) политика как отношения по поводу власти.

15. Индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти:

а) объекты политики;

в) субъекты политики;

б) ничего из выше перечисленного.

 

16. Политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства переживания, ценности, оценки) формируют:

а) политическое подсознание;

в) политическое сознание;

б) политическое участие.

 

17. Совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества это:

а) политическая организация;

в) государство;

б) парламент.

 

18. Субъекты политики – это…

а) только граждане государства;

б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности;

г) политические партии /и только они/, участвующие в политической жизни общества.

 

19. Понятие субъекта политики применяется для характеристики тех…**

а) кто возглавляет политический процесс;

б) против кого направлен политический процесс;

в) кто принимает активное участие в политической деятельности;

г) кого привлекают к политической деятельности в рамках политических партий.

 

20. Что такое политология как наука?
а) Политология – это наука о политической власти, ее происхождении и функциони-ровании;
б) Политология - это общая, интеграционная наука о политике во всех ее проявлени-ях, о закономерностях становления и функционирования политической власти;
в) Политология – это наука о политических процессах, о субъектах политической власти;

 

21. Предмет политологии наиболее точно определяет следующая из предложенных формулировок:
а) наука о власти и государственном управлении;
б) наука об общих законах развития социума;
в) наука о принципах обеспечения государственной безопасности.

-

22.. Что является объектом политологии?
а) Объектом политологии выступает общество в целом;
б) Объектом политологии выступает политика, политическая сфера жизни общества;
в) Объектом политологии являются общие закономерности функционирования поли-тической власти;
г) Объектом политологии являются политические партии и общественно-политические движения;

-

23. Какие основные функции политологии?
а)Основными функциями политологии являются: познавательная, оценочная, пове-денческая, культурологическая, прогностическая;
в) Основными функциями политологии являются: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксеологическая;
г) Основными функциями политологии выступают следующие: правовая, управлен-ческая, поведенческая, мировоззренческая, прогностическая;

-

24. Сопоставьте функции политологии с их определениями:**

а) теоретико-познавательная

б) методологическая

в) прогностическая

 

а) Выработка новых методов изучения политических явлений.

б) Выявление природы властных отношений, государства, накопле­нии знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм развития общества.

в) Знание мировых тенденций политического развития и их соотнесение с существующими в обществе группами интере­сов позволяет заблаговременно определять эффективность предполагаемых политических решений.

25. С какими науками политология наиболее тесно связана?
а) Политология не связана ни с одной гуманитарной и социальной науками;
б) Политология тесно связана с социологией, философией, историей, экономически-ми теориями, психологией, антропологией, юридическими науками, географией;

-

26. Какие категории, используемые в политологии являются специфическими, собственно политологическими?
а) правовое государство
б) гражданское общество
в) политический режим
г) власть
д) революция

-

27. Совокупность логических операций, по­зволяющих раскрывать содержание предмета исследования это______________**

-

-

28. Бихевиористский метод в политической науке основан на …

а) изучении индивидуальных качеств, черт личности и механизмов б)психологических мотиваций политических акторов

в) сопоставлении политических институтов, фактов и процессов

г) анализе поведения индивидов, соединенных групповыми интересами

 

29. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма:***

а) М. Вебер;

б) Р. Михельс;

в) Ч. Мерриам;

г) С. Липсет

 

30. Каковы принципы школы политологического бихевиоризма?
а)Все принципы школы политологического бихевиоризма заключены в требовани-ях учитывать психику человека, как политического лидера;
б)Содержание принципов данной политологической школы – это включение в изу-чение политических отношений, политической деятельности, политических институтов методов, процедур и приемов психологии;
в)К принципам данной школы можно отнести следующие: принцип детерминизма; принцип коллективизма; принцип индивидуального подхода.

 

31. Какой метод в политологии требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей между избирательной и партийной системой?
а) психологический

б) системный

в) антропологический

г) институциональный

 

32. В какой период политология становится самостоятельной академической и учебной дисциплины?
а) в период античности

б)в эпоху Просвещения

в) в конце ХIX – первой половине ХХ вв.

 

33. Что сыграло определяющую роль в становлении прикладной политологии?
а) бихевиоризм

б)институционализм

в) диалектика

г) структурный-функционализм

 

34. Сущность ____________метода заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах.**

 

35. ________________метод требует не ограничиваться определением влия­ния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т. д.), а предполагает выявле­ние в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т. е. качеств человека как биосоциального существа.**

 

36. В рамках __________________ метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных ак­туальных проблем.**

 

37. Кто из мыслителей первым использовал исторический метод?***

а) Макиавелли

б) Аквинский

в) Аристотель

 

38. С помощью_______________________ метода можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социаль­ную природу государства, власти, права.**

 

39. В_____________году в США Ф. Лидером была основана кафедра истории и политической науки в колумбийском колледже. Это событие принято считать рождением политологии как само­стоятельной академической дисциплины. **

 

40. Власть - это...

а) поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношение

ощущение другого индивида;

б) господство;

в) подчинение;

г) подражание.

 

41. В роли субъекта власти может выступать...

а) президент;

б) парламент;

в) государство;

г) партия;

д) народ;.

е) личность.

ж) все выше перечисленное

 

42. Тип власти, при которой подвластный верит, что властвующий имеет право от­давать приказания и что его долг подчиняться этим приказаниям...

а) вознаграждающая;

б) традиционная;

в) экономическая;

г) принудительная.

 

43. Потенциальные возможности власти, средства, которые могут быть ею исполь­зованы, это:

а) источники власти;

б) проявления власти;

в) ресурсы власти.

 

44. На каком источнике власти в большей степени основана власть революционных вождей?

а) Знании.

б) Силе.

в) Харизме.

г) Законе.

 

45. Легитимность власти, основанная на праве престолонаследия, это легитим­ность...

а) харизматическая;

б) традиционная;

в) идеологическая.

 

46. Сопоставьте следующие концепции с их трактовками власти:***

а) Теологическая концепция

б) Биологическая концепция

в) Структурно-функциональная концепция

г) Конфликтологическая теория власти

 

а) Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обуслов­лено выполняемыми ими ролями (например, роль управляю­щих или управляемых). При этом предполагается, что социаль­ная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимае­мому им положению в обществе (статусу).

б) Природа данного господства обу­словлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возмож­ность подчинять своей воле экономически зависимые

в) Согласно данной концепции вся­кая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли.

г) Рассматри­вает ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, за­ложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. классы.

 

47. Власть это функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения коллективных целей, общих интересов. Так понимается власть в ______________подходе.***

48. Тождественны ли политическая и государственная власть?
а. да
б. нет

 

49. Что из ниже перечисленного относится к специфическим чертам государственной власти?
а. наличие ресурсов
б. суверенитет
в. легитимность
г. асимметричность

 

50. Ресурсы власти это…
а. факторы, порождающие власть отдельных индивидов, составляющих правя-щую группу
б. средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения личных целей.
в. способность класса, коалиции социальных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах

 

51. Социальные ресурсы власти это…
а. знания и информация, средства их получения и распространения.
б. люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который воспроизводит другие ресурсы
в. способность повышения или понижения социального статуса, места в социальной иерархии
г. материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства

 

52. Сопоставьте ресурсы власти и их содержание:

а) Силовые

б) Морально-идеологические

в) Экономические

 

а) материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги.

б) оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопасности, суд, прокуратура)

в) идеалы, интересы, убеждения людей, идеология, вера, доверие, общественное настроение, чувства (патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.

 

53. Легальность политической власти это…
а. ее юридическая законность
б. положительная оценка и поддержка властных политических институтов, признание их права на принятие управленческих решений и готовность добровольно им подчиняться
в. ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее большинство населения

 

54. Как понимал легитимное господство М. Вебер:**

а) гармоничное существование различных социальных групп;

б) власть, опирающаяся на насилие;

в) наследование законного представителя династии;

г) господство, признанное со стороны управляемых индивидов?

 

55. Что относится к необходимым элементам властных отношений?
а. субъект власти
б. объект власти
в. выражение воли субъекта (приказ) по отношению к объекту
г. подчинение объекта, выраженной в приказе воле субъекта

 

56. Кто из ниже перечисленных мыслителей полагал, что человек по своей природе эгоист и властолюбец, поэтому необходима особая сила, власть над людьми, способная обеспечить порядок в обществе? **
а. Т. Гоббс
б. Дж. Локк
в. Ш. Монтескье
г. М. Вебер

 

57. Какая отрасль политической науки целенаправленно занимается изучением власти?
а. политическая антропология
б. компаративистика
в. кратология
г. политическая социология

 

58. Определите содержание каждого из приведенных способов властвования.
1. власть, осуществляемая при участии в принятии решений народа
2. неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над поданными
3. всеобъемлющий контроль субъекта власти над объектом
4. правление в рамках закона
5. всевластие, произвол и беззаконие
6. уважение свободы и прав личности

а. либеральные
б. деспотические
в. авторитарные
г. демократические
д. тоталитарные
е. конституционные

 

59. Наиболее стабильной является власть, основанная на…
а. страхе
б. привычке
в. интересе
г. убеждении

 

60. Принцип ______________ означает верховенство и независи­мость государственной власти.**

 

61. _____________- личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе.

 

 

62. Теория_____________ подчеркивает, что феномен лидерства обусловлен особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.).

 

63. ______________теория - лидерство зависит от ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.

 

64. Теория _____________– лидерство зависит от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.

 

65. В зависимости от имиджа, лидеров можно разделить на:

а) лидер-знаменосец;

б) лидер-кооператор;

в) лидер-служитель;

г) лидер-спасатель;

д)лидер-торговец;

е)лидер-пожарный.

 

66. Сопоставьте типы лидерства с их сущностью::

 

а) Традиционное лидерство

б) Харизматическое лидерство

в) Бюрократическое лидерство

 

а) (вера в святость традиций);

б) (вера в законность существующего порядка, лидер – агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы);

в) (присуще индустриальному обществу, когда лидером становятся с помощью законных бюрократических структур, а не из-за личных качеств).
г) (вера в сверхъестественные способности вождя);

 

67. Какой тип лидерства характерен сегодня в России для различных субъектов политических отношений?
а) Бюрократическое лидерство;
б) Харизматическое лидерство;
в) Традиционное лидерство.

 

68. Сопоставьте определения с классификацией лидеров в зависимости от имиджа:

а) лидер-знаменосец;

б) лидер-служитель;

в) лидер-торговец;

г) лидер-пожарный.

-

а) всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориенти­руется на их мнение и действует от их имени;

б) характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению;

в) отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы;

г) ориентируется на самые актуальные, жгу­чие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

 

69. ______________функция лидера выражается в объединении и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.**

 

70. ______________функция лидера выражается в выработке политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.**

 

71. ______________функция лидера выражается в определении способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.**

 

72. _______________функция лидера выражается в инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.**

 

73. ______________функция лидера выражается в поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.**

 

74. Политическая элита возможна...

а) в только тоталитарных политических системах;

б) только при демократических системах;

в) только в традиционном обществе;

г) в любом обществе.

 

75. При демократических системах форма рекрутирования политической элиты характеризуется как...

а) «закрытая»;

б) «открытая»;

в) «полуоткрытая».

 

76. Охарактеризуйте сущность политической элиты.

- а)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.133 (0.015 с.)