Закон о взаимопроникновении противоположностей. гегель оперирует категориями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон о взаимопроникновении противоположностей. гегель оперирует категориями



Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Тождество –категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие –это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности –это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Вопрос 33.

Маркс значительно расширил сферу действия материализма. Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и другие марксисты называют материалистическое понимание истории. По мнению Маркса, идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создается благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории. Маркс и Энгельс сформировали свое учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главным фундаментальным принципом их философской системы становятся принципы практики. С этого принципа Маркс и Энгельс анализируют и оценивают всю предшествующую философию, дают решение многих проблем, поставленных немецкой классической философией. Практика это процесс труда в единстве социально исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - это соответствие мысли и знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Абсолютн. истина не достижима, т.к. мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знания, которые требуют данной проверки.

Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент.

Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.

Вопрос 34.

Итак, первый исторический акт, это – производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни. Притом это такое историческое дело, такое основное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячи лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасно – уже для одного того, чтобы люди могли жить.

Но при всех различиях в терминах самая суть древнейшей эпохи человеческой истории понималась Mapксом и Энгельсом одинаково: это была эпоха коллективизма, общинности, отсутствия частной собственности”, общественных классов и оторванной от народа принудительной власти. Такое понимание ими сначала лишь смутно угадывалось, а позже стало твердым убеждением.

Вопрос 35.

К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что первичным является бытие, в том числе в сфере социальной реальности – общественное бытие. Соответственно, сознание, в том числе и общественное сознание, оказывается вторичным, производным от бытия. Общественное бытие охватывает всю совокупность отношений, в которые вступают люди как члены общества. Основу общественного бытия составляют отношения людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда (здесь вы можете вспомнить понятия «производительные силы» и «производственные отношения», которые в своей совокупности и охватывают сферу общественного бытия).[1] Как вы помните, общественное бытие образует базис общества. Общественное сознание (как духовный элемент надстройки) возникает на основе общественного бытия (базиса) и определяется им, что не исключает его обратного влияния на общественное бытие. К. Маркс, напомним, утверждал, что общественное сознание не может быть ничем иным, кроме как отражением общественного бытия в сознании людей. Итак, общественное сознание – отражение общественного бытия в сознании людей, социальных групп и общества в целом. Общественное сознание можно рассматривать как совокупность коллективных представлений, свойственных обществу на определённой стадии его развития. В ходе развития общества появились различные формы, в которых выражается общественное сознание. Формы общественного сознания зависят от социальных отношений в обществе, деятельности социальных институтов, уровня познания и освоения действительности. Каждая из форм общественного сознания выполняют определённые функции в обеспечении стабильности общества, его развития и совершенствования. К числу основных форм общественного сознания следует отнести философию, науку, религию, искусство, мораль, право. В экзаменационном ответе вы должны дать краткую характеристику каждой из этих форм общественного сознания, указав по возможности на их связь с общественным бытием.

 

Вопрос 36.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство,

способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так

же немыслима, как и движение без материи"[2]

Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в применении к

материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще".

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником

взаимодействие противоположностей. Итак, движение представляет собой

необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может

существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни

при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления,

которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают

положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю

материальные объекты не перестают изменяться.

Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи[8]. Критерием

выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными

материальными носителями.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но,

нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием

траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не

механический процесс. "В механике, – писал Ф. Энгельс, – мы не встречаем

никаких качеств"[9]. Но уже в физике любое изменение – это переход

количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с

перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма

движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества.

"Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического,

молекулярного, химического, термического, электрического изменений"[10]. Но

совокупность этих изменений не является основным признаком биологической

формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее

можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования

белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является

непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы

отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство

организмов[11]. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как

система[12].

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая

последующая включает в себя предыдущие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.008 с.)