Вопрос 37. (вопрос 37 и 44 взаимозаменяемы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37. (вопрос 37 и 44 взаимозаменяемы)



Философское определение материи дал Ленин: "материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них."

Пространство и время - это всеобщие формы существования материи.

Время и пространство обладают общими свойствами:

- объективность и независимость от сознания человека;

- их абсолютность как атрибутов материи;

- неразрывная связь друг с другом и движением;

- единство прерывного и непрерывного в их структуре;

- зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

- количественная и качественная бесконечность.

- протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

- связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

- относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

 

Специфические свойства времени:

- конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

- одновременность событий (они всегда относительны);

 

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

С позиций реляционной концепции понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку самой материи присущи протяженность, дифференцированность, связность. Смысл понятия времени обусловлен движением материи, длительностью процессов, последовательностью и темпами смены состояний.

 

Вопрос 38.

Экзистенциализм. Экзистенциализм — философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:

— Для чего живет человек?

— В чем смысл его жизни?

— Каково место человека в мире?

— Каков выбор им своего жизненного пути?

Вопрос 39.

Новоевропейский гуманизм — это радость расцвета творческой индивидуальности, которая с самого начала была омрачена стремлением к покорению. Это подтачивало творчески-индивидуалистический западный гуманизм и вело к постепенной утрате доверия к нему.

Объявление Сартром экзистенциализма — модного философского течения XX века, учреждающего приоритет индивидуального человеческого существования, — гуманизмом вызвало «Письмо о гуманизме» М. Хайдеггера, в котором он подверг уничижительной критике понятие гуманизма в западной культуре Нового времени.

Пройти путь от «человек — это звучит гордо» до «человек ответственен за самого себя» и посчитать это этапами гуманизма — значит расписаться в его неудаче. Такой гуманизм сродни чувству вины за все, что человек натворил. Вряд ли говоря «человек — это звучит гордо», горьковский герой имел в виду способность человека к самообличению, которое так коррелирует со способностью к самообману.

Глубокий мыслитель Хайдеггер повял, что разрешить человеку делать все, что он хочет, — еще не гуманизм, потому что не гарантирует гуманности поведения. Это условие гуманизма, но не больше.

 

Вопрос 40.

В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.

а) с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука считалась сама по себе философией - такая позиция носила название - сциентизм;

б) на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.

2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).

3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.

4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.

5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.

Философия может помочь в лучшей ориентации как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте и сложности.

Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как одна из наиболее обобщающих.

Вопрос 41.

Начальным принципом человеческого существования считают свободу, по поводу которой экзистенциализм выдвигает немало интересных, хотя иногда спорных идей. Главным образом, подчеркивается неразрывное единство экзистенции и свободы: самосозидание возможно только как полное освобождение от всех внешних воздействий.

«Человек – это и есть свобода», – считает Сартр, подчеркивая их становящийся, а не только наличный характер. Нравственная жизнь – это «непрерывно длящееся обновление» (Гуссерль), в котором невозможно поставить точку, по этой причине «окончательного», сформировавшегося человека не существует, ему всегда еще только предстоит «сделаться собой». Свобода, таким образом, никогда не сможет быть исчерпана, реализована полностью, она является безграничной, непредсказуемой, она есть «постоянно возобновляющаяся обязательность переделывать свое „я“ (Сартр).

Полностью предоставленный самому себе, свободный человек является творцом своей судьбы и сам несет за нее полную ответственность. Поэтому тема ответственности изначально вплетена в размышления экзистенциалистов по поводу свободы. Если личность «делает себя», то тем самым принимает на себя ответственность за все случающееся.

Вопрос 42.

А. Камю описал современный мир бесправия, отчужденности, обреченности и равнодушия как мир абсурда. Человек в этом мире чувствует себя "посторонним" и лишь на пороге смерти ощущает себя свободным и умиротворенным. В "Бунтующем человеке" Камю ставит вопрос о свободе и пра-вах человека, о бунте как реализации человеком своих прав и свобод. Осознание человеком самого се Для Камю речь идет о том, является ли жизнь просто биологической данностью или

в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю,

обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее

он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и

ее равнодушие к своим заботам. Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт

как «изначальную враждебность мира».

Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают

бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и

одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность.бя приходит вместе с осознанием права на бунт и бунтом. Обреченность, несчастье, беспросветность, нелепость существования – вот

лейтмотив произведений Камю. Несчастные, непонятые люди живут с «несчастным»

сознанием в абсурдном мире. «Абсурд» является одной из фундаментальных

категорий философии Камю. «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все

абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере

верить в свой протест»

Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или

прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира.

 

Вопрос 43.

"симулякр" и "пустота" – это ключевые интеллектуальные символы эпохи постмодерна.

"симулякр - явление, поведение, предмет, имитирующие с какой-либо целью другое явление, поведение, предмет"

именно сенсорная и эмоциональная насыщенность симулякра лежит в основе привлекательности симулякра. Аналогичный эффект известен в природе красок. Известно, что натуральные краски, используемые в создании икон, не обладают яркостью и эффектностью ненатуральных красок. Так и симулякр создает в сознании человека более яркую виртуальную картину, чем та, что существует в реальности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.044 с.)