Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории, принципы и законы развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. Д вижение материи - не только механич перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен в-в в клетках организма, и обмен деят-тью м/д людьми в процессе их соц жизни.Осн типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с |
5 Характерные черты и основные философские школы Древнего Китая.(в-3)
Др К гос-во- иерархическая деспотия Глава гос-ва- наследственный монарх В Китае не было сословия жрецов обряды возглав главами семейств чинов-ми царями. Закона не сущ-ло и стоящий на более низ ступени соц лестницы был полностью подче-нён стоящему выше. Господствовали культы умер-ших культы предков Вся жизнь живых проходила под знаком пост отчёта перед духами умерших предков.Для миф-гии К х-но представлен о перво-начальном сост мира как первобытном хаосе и2-х противопол упорядоч-х началах – небесного (Ян) и земного (Инь) Именно они учредили порядок на Земле. Для др К хар-на опора на свящ книги "пяти-книжие".(книга песен,кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись)В нихсодерж готовые оветы на: что есть добро и зло, откуда произ зло, кто виновник зла, почему чаще от зла страд невинные, что делать чтобы меньше страдать. В «книге истории» о 5-ти началах мира: воде, огне дереве металле земле, и о 5 явл природы: дождь, солнеч сияние, жара, холод, ветер.И делается вывод что причиной зла явл неблагоприятное сочетание начал и явл-й. И осущ-ся переход к тому что достойное поведе-ние правителя, прозорливость чиновника, мудрость жреца явл прямыми следст-виями этой гармонии, а=> негат кач-ва вызывают экспансию зла. Глав рекомендация: всемерно сво-ей жизнью поддержив космич гармонию, осущ-я разумное сочет-е начал в пище, повед-ии, ретуале. Конфуцианство Глав сочинение: Беседы и сужде-ния. Небо- высшая сила, всё зависит от воли неба В обществ жизни- культ предков, веди себя дост-ойно, уважай старших, совершенствуйся сам, не обманывай, не срывай свой гнев на др-х. Этика основыв-ся на принципе золотой середины, на ед-но правиль пути (для того чтобы жить в согл с др необх найти согл-е в с собой) Это середина м/д несдержанн и осторожностью, смелостью и трус, жадностью и бескорыстием. Исправление имён (гармония лишь тогда когда всё названо своими именами: царь-царём, пастух-паст т.е. Богу-богово, Кесарю-кесарево. Церь должен править пастух пасти скот) Моизм Основан Мо Ди Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Небо не представ-т всё и вся а желает чтобы люди любили друг друга. Кроме любви к ближ они проповедовали и любовь к дальним. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацыфистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие. Даосизм основопол Лао-цзы (легендарная личность) Трак-тат Книга о дао 4в до н.э. В основе мировоз лежит понятие дао (основа и субст-я всех вещей, безлич-ный первопринцип бытия. Дао –это изначальное небытие, становящ-ся бытиём) Все вещи имея в своей 1-основе небытиё, явл в действ-ти бытием, непрерывно снова уходят в небыт-ё, в к-ом обрета-ют свой покой. Это и есть пост движ-е в мире. Зад-ача Ч слиться с Дао путём внутр самосовершен-я.
6 Специфические характеристики, основные этапы развития и значимость антич ф-ии.(в-3,7) 6в до н э – 529г н э1)натуралистич-й с его прблемами фазиса и космоса(6-5в):ионийцы, пифагорийцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2)Гумман-й:1-я попытка опр сущ-ть Ч: софисты, Сократ. 3) Большой синтез Платона и Аристотеля: х-ся открытием сверхчувственного и органической формулир-й ф-ких проблем. 4)периол элинских школ (от Македонского до конца языч эры): кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептиц-м, эклектицизм 5)религиоз-й пер-д антич языч-й мысли: неоплатонизм иего модиф-ии. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, х-ся рациональн. постиж. мира. х-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Ч рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр.“Что есть всё” - что явл первоосн-й. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. Дыхани-ем - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущ-ность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должн обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единс-тво как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба проти-воп-ей з-м., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийная диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм как единое целое, пребыв в пост движ и изм.
7 Поиск первоосновы мира в античной философии.На протяж VI-IV вв. до н.э. в Гр происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным эл-ом к-рой стало учение о кос-мосе. Космос охватывает Землю, Ч, небес свети-ла и сам небес свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит пост круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греч ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей явл чувственно восприн-ые эл-ты О2, вода огонь, земля и определенное вещ-во - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в числах; 3-е (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; 4-е считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. Направ-я были во многих отнош-ях наивными и противореч-ми друг др-у. Не порвав еще до конца с миф-ей, они отводили богам, сверхъест силам второстепенное, а то и 3степенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах дргреч ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит ч/з всю дальнейшую историю Ф. Физис: первона-чало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Сущ-ли 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты. Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Матер-ое начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписыв-е ему ч кач-в и св-в. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена св-ми, присущими тем, кто его пытается рассм-ть). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движ-е, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рац-ым путем (путем умозаключений) и все чувст относил к ложно-му. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво. прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относит нач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ные отнош-я явл сущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. 2 столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешат богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес измен-я в анатомизм: для объяс-я возможности столкновения атомов вводит понятие внутр обуслов-ого отклонения движ-е атома от прямой линии, что яв-сь основой более глубок взгляда на соотнош-е необход-ти и случайн-ти.
и радостью от чувства выпол-го долга и не знает никаких исключ-й. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них 3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.
18 Развитие диалектического метода в философии Фихте, Шеллинга.
Hемецкая классическая философия. Фихте, Шеллинг, Гегель. Отталкивались от философии Канта. Постулат о существовании вещей в себе (нечто недоступное для человеческого сознания) и вещей для нас - противоречие, так и неразрешенное Кантом. Линия субъективации философии Канта.
Фихте. Кредо его философской системы - действовать, действовать, действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Кантом. Считал, что Кант не использовал принцип чувственного познания. У Канта упорядочение на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на основе синтеза. Фихте развивает на этом принцип активизм - полное конструирование субъектом объекта. Пpинцип конструирования. Существует некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (“Мыслю, следовательно существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь внутрь, обнаруживает свое Я, то не стоит ли за всеми Я некая абсолютная субстанция - Яйность, интеллигенция, супер Я, на основе которого могут появляться эмпирические Я. Эмпирические Я задают весь остальной мир, конструируют, творят его на всех уровнях контакта. Вещь в себе пропадает.Человек сам творит этот мир. Интеллектуальное созерцание - механизм постижения истины. “Ясное как солнце наука-учение о современной философии”. Кант: Фихте занимается ловлей призраков, никаких реальных объектов он создать не может (хотя Фихте считал, что развивает Канта). Обоснование самой науки (ее исходных постулатов) - др задача Фихте. Кант решил этот вопрос с некоторых априорных позиций: пространство и вpемя, категории. Фихте идет по другому пути, считая что все сводится к философии. Постулирует конструирование объекта субъектом. Оппозиция к Руссо (назад к природе). Специальные работы. “Учение - это соль земли”. Руссо: “Все люди испорчены. Они были бы более испорченными, если б рождались учеными”. Фихте один из первых, кто вносит историзм в понимание развития общества. Теория замкнутого госудаpства - авторгия. Должно существовать сильное государство, регулирующее внешнеторговую деятельность и осуществляющую поддержку внутренних производителей. Идея государственного регулирования экономики. Идея запрета на куплю-продажу земли. (Геpмания в то вpемя была экономически слаба по отношению к соседям.) Идея создания более четкой системы правления, конституционный Орган - эйфорат (суд) для разрешения конфликтов между различными ветвями власти.
Шиллинг. Система трансцендентального идеализма. Сущ-ют некие априорные, предельные, идеальные основы познания, заложенные в самом субъекте. Трансцендентные - запредельные. Бог трансцендентен. Антиномии: “Бог существует или бог не существует доказать невозможно” (положения, находящиеся за пределами нашего опыта). Исходность духовного потенциала - основа для процесса познания. Идет не к субъекту (как Фихте), а к объекту. Духовный потенциал заложен в самой природе. Шеллинг является пантеистом. Пытался проследить динамику духовности в самой природе. Живет в эпоху важнейших открытий. Активность самой природы. Ступени развития природы: 1. ступень магнетизма, 2. эл-ва 3. химизма. Сущность - духовная сущность. Магнитные явления - явления линейного типа. Электрические - плоскостные (поля). Химические - пространственные и временные. Стадия, связанная с выражением духовной потенции - стадия живой материи. 1. ощущение, 2. рефлексия, 3. воля - динамика, иерархия духовного потенциала. Воля присуща только человеку, она инициирует всю его деятельность. Фактически инволюция это разворачивание некоторых существовавших до этого признаков. Каждый новый вид животных появляется задним числом (в биологии). Здесь потенция непременно разворачивается в природе, достигая высшей стадии - воли, человека. Философия естествознания Шеллинга. Пpинцип абсолютного тождества. Шеллинг пытается уйти от крайности материализм - идеализм. Дух и материя абсолютно едины в смысле начала вещи. Существует точка абсолютного безразличия, исходная точка (нет ничего материального, ничего духовного), материальная точка. Далее идет пpоцесс разворачивания этой точки. Символ перетекания, отслаивание живой материи от неживой. Неживая материя - уснувшая живая. Идеальное начало как некий принцип развития. Метод интеллектуальной интуиции (у Декарта понятие ясного и отчетливого ума; нет ни грамма сомнения, что дважды два - четыре). По Шеллингу мистическая способность схватывания природных сущностей заключается в единстве и противоположности начал (на основе прослеживания этапов их развития). Учение об искусстве, творце, художнике. Искусство - высшая форма интеллектуальной интуиции. Философия - рационализированная поэзия, где особенно удается схватить единство противоположных начал. Явление настоящего художника - явление уникального порядка (гениями рождаются, а не становятся). Развитие духовного потенциала обращает гения на самого себя. "Гений всегда прав."
19 Гегель: Система абсолютного идеализма и диалектический метод.
Гегель - нем.философ, объективный идеалист, Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как истор развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Полож-я: 1)действит-сть есть Дух 2)форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез) 3)св-ва Духа: активность, бесконечность, постоян самопознание 4)из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действит-ное – разумно, а всё разум-е действ-но. 5) Система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.
Метод Г это послед-ть и способ самопознания духа наз-щийся диалек-й. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Выводы: 1)фиксир-ся противор-я м/д его системой и методом: сис- конечна, метод- бесконеч. 2)Разраб-л диал-у до уровня з-нов 3)давал поводы: оправдывать всё сущее т.к. оно разумно и действит-но, стремится к рев-м преобраз-ям т.к. всякий синтез это тезис для последующего антитезиса.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.01 с.) |