Методические указания по реферированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по реферированию



Реферативная работа позволяет более углубленно изучить проблему исследования, расширить понимание и область своих знаний. Реферат – это форма самостоятельной работы, формирующая навыки к самостоятельному поиску новых знаний и изложение материала, использую философскую терминологию.

Требования к реферату:

1. Тема реферата выбирается из списка или определяется самостоятельно, заверяется преподавателем.

Выбрав тему необходимо утвердить у преподавателя формулировку темы, план написания реферата, введение.

2. При защите реферата необходимо показать знание литературы по изучаемой проблеме, актуальность, указать основные разделы научного реферата и сущность излагаемых положений. Сделать вывод, с обозначением практической и научной значимости темы исследования. Реферат представляется на бумажном или электронном носителе.

3. Реферат оформляется с выделением разделов: введение, параграф 1, 2, …, заключение, список использованной литературы.

4. Объем реферата – 20-25 стр. Компьютерные параметры: 1 страница = 1.800 знаков (включая пробелы), шрифт – 14, интервал – 1, поля – 2 см по периметру.

5. К реферату прилагается список использованной литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания, количество страниц).

6. Цитатный материал реферата оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страниц обязательны). Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата.

Критерии оценки качества. Максимальная оценка – 15 баллов.

Структура реферата:

· Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

· После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

· После оглавления следует введение. Объем введения составляет 2-3 страницы.

· Основная часть реферата может иметь два или три параграфа и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

· Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

· Приложение может включать графики, таблицы, расчеты, карты, фотодокументы..

· Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

· Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

· Изложение результатов изучения в виде связного текста;

· Устное сообщение по теме реферата (защита реферата).

Общие требования к тексту реферата.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

Требования к введению.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования.

Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы.

Введение реферата по истории должно содержать краткий обзор источников уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты (выводы), представляющие собой ответ на главный вопрос исследования.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг – автор, название, место и год издания книги, страницы.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

· поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

· в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

· дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

Знания и умения на уровне требований стандарта исторической дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей, логики исторического развития.

· Реализация постановки цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулировки цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

· Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

· Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

· Использование исторических трудов, научных статей и литературных источников, раскрывающих данную проблематику.

· Культура письменного изложения материала.

· Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы.

 

Максимальная оценка за реферат – 15 баллов при условии его соответствия следующим критериям:

- использование достаточного количества литературы;

- научный уровень реферата;

- глубина и обстоятельность проведенного исследования;

- логика изложения материала;

- творческий подход к работе;

- понимание материала и умение отвечать на поставленные вопросы;

- аргументация и защита своей мировоззренческой позиции;

- грамотность оформления работы;

- возможность участия в студенческой научно-теоретической конференции.

 

Приложение 1 Оформление титульного листа

Министерство образования РФ

Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра истории и политологии

 

Реферат

 

тема_______________

 

Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),

номер группы,

научный руководитель:

………………………………………..

кафедра, должность, звание, Ф.И.О.

 

 

Чита, 2012

………………………………………………………………………………..

 

Обязательные требования к оформлению реферата.

Название каждой главы (параграфа) начинается с новой страницы, объем одного параграфа не может быть меньше 7-10 страниц. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.

Каждая цитата должна иметь сноску на источник (указана книга, автор, страница). Сноска может быть сделана двумя способами (через «вставка / сноска») – в конце каждой страницы или в конце всего текста. Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.

Работа предоставляется в напечатанном виде. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.

При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (от и до).

Более подробно ознакомиться с правилами научно-исследовательской работы можно по литературе:

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Рус.яз., 1991.

3. Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.

4. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.

5. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. И доп. -.

Возможные темы реферата

1. Специфика постановки проблемы бытия в древнеиндийской философии

2. Учение о дао в философии Древнего Китая

3. Гераклит о противоречивой природе бытия

4. Учение Платона об эйдосах, как основе бытия и сознания

5. Космологические представления Платона

6. Учение Аристотеля о бытии

7. Представления Аристотеля о душе

8. Бытие и небытие: элеаты и даосы.

9. Вера и разум: Ибн-Рушд и Фома Аквинский.

10. Диалектика Гегеля и Кьеркегора.

11. Доказательства бытия Бога: Кант и Гегель.

12. Идеал мудреца: Конфуций и Сократ.

13. Идеал человека: Маркс и Эразм Роттердамский.

14. Ницше и греческая философия.

15. Образ философии: Монтень и Декарт.

16. Общество будущего: Сен-Симон и Маркс.

17. Понятие свободы: Августин и Фома Аквинский.

18. Понятие свободы Августин и Гегель.

19. Понятие свободы: Спиноза и Фромм.

20. Проблема общественного прогресса: Кондорсе и Маркс.

21. Проблема смерти: Эпикур и Шопенгауэр.

22. Проблема сущности и существования: Паскаль и Сартр.

23. Проблема человека: Паскаль и Фромм.

24. Психоанализ и художественное творчество.

25. Смысл жизни: Сократ и Камю.

26. Соотношение морали и политики: Макиавелли и Кант.

27. Стадии исторического развития: Конт и Маркс.

28. Утопия Платона и Кампанеллы.

29. Утопия Платона и Мора.

30. Учение о морали в философии Канта и Ницше.

31. Философия любви у Платона и Фейербаха.

32. Философия общества: Руссо и Ортега.

33. Философская исповедь: Абеляр и Руссо.

34. Философская исповедь: Августин и Руссо.

35. Философский смысл сна: Декарт и Юнг.

36. Ценность жизни: Ницше и Щвейцер.

37. Что такое философия: Гегель и Хайдеггер Шопенгауэр и буддизм.

38. Этика ненанесения вреда живому: буддизм и А.Швейцер.

39. Юнг и восточная философия.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Контрольная работа дается студентам для домашнего выполнения, выполняется в течение двух недель. Номер варианта соответствует номеру по списку студенческой группы.

Для выполнения работы используются материалы учебников, дополнительной литературы.

По каждому вопросу варианта контрольной работы ответы оформляются в печатном виде. Объемом не более одной страницы текста (шрифт – 14, Taims Roman, интервал – 1, поля – 2 см по периметру). Общий объем ответов – 3 страницы (не больше, не меньше). Ответ должен быть написан самостоятельно («своими словами), со ссылкой на использованную литературу. Ссылки оформляются в разделе «Вставка» - «ссылка» - «сноска»[2] - «внизу страницы».

 

Вариант 1.

1. В чем основное различие антропоцентрической модели мировоззрения от теоцентрической?

2. Какой смысл поисков истинного определения природы человека в новойевропейской философии?

3. В чем суть проблемы взаимосвязи свободы и моральной ответственности?

Вариант 2.

1. Назвать основные отличия античной и новоевропейской концепций природы.

2. Чем отличается гуманизм античной философии от новоевропейского?

3. В чем суть проблемы отношения свободы воли и свободы действия?

Вариант 3.

1. Назвать наиболее выдающиеся открытия новоевропейской науки, которые повлекли изменения образа жизни и стиля мышления.

2. Чем обусловлено новое определение человека в философии второго модуля?

3. Почему согласно христианской теологии Бог создает человека свободным?

Вариант 4.

1. Назовите главную проблему новоевропейской философии.

2. Какие правила закрепляются «Декларацией прав человека и гражданина»?

3. Как согласовать принцип детерминизма с принципом свободы человека?

Вариант 5.

1. Что нового внесла новоевропейская философия в учение о материи по сравнению с античной и средневековой философией?

2. В чем суть религиозной реформации XVI-XVII вв. в странах Западной Европы и каковы ее социальные последствия?

3. Какое значение имеет разделение идеи свободы и чувства свободы для философского анализа поступков человека?

Вариант 6.

1. Какими аргументами объективные и субъективные идеалисты XVI-XIX вв. обосновывают первичность духовного начала?

2. Определить логическое единство понятий: человек – индивидуальность – личность.

3. Как в философии Г.Гегеля определена связь человека, Бога и свободы?

Вариант 7.

1. Чем отличается философское понимание материи от естественнонаучного?

2. В каких течениях новоевропейской философии роли личности в истории отводилось решающее значение?

3. Диалектика категорий «свобода» и «необходимость».

Вариант 8.

1. Почему новоевропейская философия материалистического направления была, по преимуществу, механистической?

2. Кто из представителей немецкой классической философии отождествлял опредмечивание и отчуждение, а кто различал?

3. Под какими лозунгами проходили буржуазные революции в большинстве европейских стран?

 

Вариант 9.

1. Как, с точки зрения И. Канта, преодолеть разногласия двух противоположных научных теорий относительно одного и того же объекта?

2. Кто внес наиболее существенный вклад в разработку концепции антропогенеза?

3. На основе каких философских принципов существует правовой порядок в гражданском обществе?

Вариант 10.

1. Назовите основные последствия первой промышленной революции в отношении изменения положения религии и церкви в жизни человека.

2. Чем отличается формальное равенство от фактического и какое методологическое значение имеет это различие?

3. Назовите основные социокультурные предпосылки возникновения правого государства.

Вариант 11.

1. Назвать основные положения диалектической концепции развития.

2. Кто из представителей новоевропейской философии применял аксиоматический метод построения философских теорий?

3. Диалектика категорий «количество» и «качество».

Вариант 12.

1. В чем суть материалистического принципа отражения и его роли в объяснении сознания и познания?

2. Назвать основное отличие формальной логики от диалектической.

3. Диалектика «абсолютного» и «относительного» в познании и деятельности.

Вариант 13.

1. В чем суть принципа историзма и его методологических преимуществ перед механицизмом?

2. Новоевропейская философия о причинах отчуждения и способах его преодоления.

3. Диалектика категорий «часть» и «целое».

Вариант 14.

1. В чем суть метода идеализации и какова его роль в познании?

2. Решение каких проблем общественной жизни непосредственно зависит от понятия «свобода воли»?

3. Диалектика понятий «противоположность» и «противоречие».

Вариант 15.

1. Где понятию «бытие» придается более важное значение: в философии Аристотеля или Г.Гегеля?

2. Какие аргументы в пользу познаваемости мира выдвигает философия марксизма?

3. В философии кого из представителей новоевропейской философии имперсонализм получил наиболее яркое и точное выражение?

Вариант 16.

1. Назовите главное отличие античной гносеологии от гносеологии французского Просвещения.

2. Сравнить термин «диалектика» в философии Платона и философии Гегеля.

3. Сравнить термин «метафизика» в античной философии и философии Г. Гегеля.

Вариант 17.

1. Почему Д. Локк является основоположником новоевропейской гносеологии?

2. В чем суть принципа Р. Декарта: «Я мыслю – следовательно существую»?

3. Каковы, с точки зрения Ф. Бэкона, главные источники заблуждений?

Вариант 18

1. Диалектика категорий «сущность» и «явление».

2. В чем суть философских поисков оснований абсолютно достоверного знания?

3. Сравните античное понимание материи с ее определением в новоевропейской философии.

Вариант 19

1. Диалектика категорий «форма» и «содержание».

2. Какие гносеологические вопросы решались при помощи теории «первичных» и «вторичных» качеств в философии эмпиризма?

3. Диалектика категорий «причина» и «следствие».

Вариант 20

1. Каким образом И.Канту удалось преодолеть противопоставление материи и сознания, субъекта и объекта?

2. Диалектика категорий «единичное», «особенное», «всеобщее».

3. В чем состоит единство и различие философской и естественнонаучной методологии?

Вариант 21.

1. Диалектика категорий «возможность» и «действительность».

2. Как И.Кант решает проблему позитивной и негативной свободы, т.е. добра и зла?

3. Определить единство и различие анализа и синтеза в философии и математике.

Вариант 22.

1. Метафизическая концепция развития в философии Просвещения.

2. Какие открытия в области науки XIX века стали началом конца триумфа новоевропейского атомизма?

3. Диалектика категорий «случайность» и «необходимость».

Вариант 23.

1. Какие выводы следуют из сравнения концепций человекобога Д. Бруно и Ф. Ницше?

2. Диалектика понятий «рациональное» и «иррациональное».

3. Как в новоевропейской философии решается проблема отношения цели деятельности и способов ее достижения?

Вариант 24

1. Чем, по И. Канту, отличается нравственность от морали?

2. В чем суть принципа тождества мышления и бытия и какова область его применения в немецкой классической философии?

3. Назвать основные критерии истины в науке и философии.

Вариант 25.

1. Какие социокультурные условия стимулируют творческую активность человека?

2. Назвать основные концепции истины в науке и философии.

3. Диалектика категорий «причина», «следствие».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.40.11 (0.203 с.)