Н. А. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.



 

Основные понятия темы: славянофильство, западничество, естественнонаучный и философский материализм, критика «отвлеченных начал», «цельное знание», онтологизм, почвенничество, философия ненасилия, метафизика всеединства, религиозный экзистенциализм, персонализм, русская идея, философия свободы, философия общего дела, русский космизм

Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.

Осмысливая первый вопрос темы, необходимо разобраться со специфическими особенностями русской философии, имея в виду при этом, что русская философия исторически развивалась в тесной связи с философией Запада и Востока, что она является органической частью всемирной философии, поэтому было бы неправильным устанавливать какие-то непроходимые границы между нею и мировой философской мыслью.

Прежде чем знакомиться с содержанием учений славянофилов и западников, необходимо обраться к творчеству П.Я. Чаадаева, идеи которого (изложенные в «Философических письмах») стали основанием двух течений русской философской и общественно-политической мысли XIX века. Основное внимание студент должен обратить на собственно философское содержание представителей славянофилов: их критику западного рационализма, гносеологию цельного знания, учение о соборности и философско-исторические взгляды. Необходимо обратить внимание на философскую неоднородность представителей западничества, выявить различные варианты философских учений.

Видными представителями западниковявлялись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.

При изучении третьего вопроса в центре внимания должно быть философско-гуманистическое содержание мировоззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого, философское осмысление ими основных проблем социально-культурного развития своего времени.

Знакомясь с философией В.С. Соловьева, обратите внимание на ее центральное понятие – «всеединство». Попытайтесь выяснить, какие задачи ставил В.С. Соловьев перед философией, какое содержание он вкладывал в понятие «русская идея». Знакомясь с философскими взглядами Н.А. Бердяева, обратите внимание, прежде всего, на его учение о свободе и творчестве.

В. С. Соловьев считается первым русским философом, кто имеет целостную философскую систему. От славянофилов философ воспринял идею «цельного знания», дающего ответ на вопрос о смысле человеческого существования, о цели космического и исторического процесса. В основе такого подхода лежит убеждение Соловьева в реальности всеобщего («всеединства»), сформировавшееся под воздействием Спинозы и немецкого идеализма, особенно Гегеля. Большое влияние оказали на него также мыслители, придававшие метафизическое значение понятию воли: Кант, Шопенгауэр, Э. Гартман и особенно Шеллинг. Все эти многообразные влияния Соловьев органически претворил в своем учении, создав целостное систематическое построение.

Основу философии В. С. Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений – богочеловечества, Софии. Добро трактуется им онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества.

Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой или всеединством, поскольку оно собою все обусловливает; 3) силой или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Оно проявляется, прежде всего, в чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения.

Постарайтесь понять, почему идеи выдающихся русских философов остаются актуальными и в наше время.

Общая антропоцентрическая направленность вкупе с доминирующей религиозно-философской традицией с необходимостью приводит русскую философию к панморализму: у русских мыслителей всюду присутствует моральный аспект обсуждаемых проблем.

На рубеже XIX – XX вв. возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единения человека с космосом.

Космизм с самого начала разделился на два направления:

1) мистическо-теологическое,

2) естественно-научное.

Наиболее ярким представителем первого направления является Н. Ф. Федоров, в основе его концепции поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Он рассматривает вопросы творческих возможностей человека, заключающиеся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. К. Э. Циолковский явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. К. Э. Циолковский является одним из основоположников концепции ноосферы, которая получила свое наиболее полное развитие в трудах В. И. Вернадского. В. И. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. Главным фактором, формирующим биосферу, по его мнению, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции.

Литература

1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

3. Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1990.

4. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. – М.. 1991.

5. Введение в русскую философию: учебное пособие / В.В. Лазарев, А.И. Абрамов, Л.Р. Авдеева и др. – М., 1995.

6. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI –XIX вв. – Л.,1989.

7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

8. История русской философии: Учеб. для вузов/ Ред.кол.: М.А. Маслин и др. – М.,2001.

9. Лосский Н.О. История русской флософии. М., 1991.

10. О России и русской философской культуре. – М., 1990.

11. Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. Под ред. А.Л. Доброхотова. – М., 1993.

12. Русская философия. Словарь/Под общ. Ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

 

ТЕМА: Основы философского понимания мира



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.004 с.)