Критический период творчества И.Канта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический период творчества И.Канта



И.Кант переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания.

Основные проблемы:механизмы познавательной деятельности, этика, проблемы социальной философии и антропологии.

Коперниковский поворотот исследования объекта познания на субъекта познавательной деятельности (не что познается, а с помощью чего и как познается). Кант писал, что до него философы исследовали мир, с помощью разума, но не исследовали сам разум (как инструмент познания). До него философия догматически и слепо верила в способности разума, хотя эти способности и границы разума никто не проверял.

Задача:провести критический анализ всей предшествующей ему философии. Фундаментальные труды:

· «Критика чистого разума» (проблемы познания).

· «Критика практического разума» (этическое учение, проблемы нравственности). Ответ на вопросы: какой должна быть мораль?, что есть моральное (нравственное поведение?.

· «Критика способности суждения» (эстетика, как учение о прекрасном и возвышенном и идея всеобщей целесообразности).

Основные идеи:

1. Уяснить границы и возможности познавательной деятельности.

Систематизация категорий Выделяя три группы категорий, И.Кант утверждал, что все категории имеют априорный (доопытный) характер. Это исходные, конструктивные схемы, предшествующие опыту. Это «понятийная сетка», которую познающий «набрасывает» хаос чувственных впечатлений. Они помогают связывать разнородные впечатления в единое целое, осмысливать их. Априорные категории не требуют опытного доказательства, например – «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно. Таких категорий три группы:
Категории чувственности Категории рассудка Категории разума
· пространство · время · количество · качество · модальность · отношение · идеи, выходящие за границы опыта – душа, мир, Бог, свобода воли, «вещь-в-себе».
Они характеризуют нашу способность обобщать и осмысливать показания органов чувств. Это очки, через которые человек смотрит на мир. Благодаря априорным формам созерцания, доказывал Кант, мы имеем дело уже с упорядоченным опытом, а не с хаосом внешних впечатлений.   Имеют объективное и общее содержание, благодаря чему опыт имеет значение всеобщности и необходимости. Мы не можем достоверно знать, что Бог существует, поскольку идея эта не получает опытного подтверждения. Существуют и утверждения, истинность или ложность которых мы не можем не подтвердить, не опровергнуть никаким опытом. Такие утверждения Кант называет антиномиями.   «Вещь в себе» - абсолютно не может быть понята разумом. Это только представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она не возможна.
Всякое научное знание возможно только в пределах возможного опыта. А там, где оно выходит за эти пределы, неизбежны пустое фантазерство или противоречия, которые Кант называет антиномиямичистого разума. Антиномии: «Антиномия» буквально переводится с греческого как «противоречие с законом». · Бог есть – Бога нет, · Мир конечен во времени и пространстве – Мир бесконечен во времени и пространстве, · В мире все целесообразно - В мире нет ничего целесообразного.

Ограничение Кантом разума получило впоследствии название агностицизма. Сам термин «агностицизм» появился в середине XIX века, т. е. после Канта, но в современной литературе он часто употребляется для характеристики именно кантовской философии. Нам известно греческое слово «гносис», т. е. «знание», от которого с приставкой «а» образовано слово «агностицизм» для обозначения «учения о непознаваемости мира». Обычно агностицизм Канта характеризуют в том смысле, что познание «вещи-в-себе», согласно его учению, невозможно. Но что такое «в себе» и что такое «для нас»?

· Картина мира никогда не будет соответствовать самой действительности. Внешний мир, утверждает Кант, воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после того, как этот хаос упорядочивается при помощи форм созерцания и категорий, мы уже имеем дело с собственным опытом.

И он свидетельствует не только о существовании внешнего мира, но и об устройстве наших познавательных способностей, о всеобщих правилах и формах познавательного процесса. Таким образом, открыв всеобщие, а в его терминологии «трансцендентальные», предпосылки познавательного процесса, Кант противопоставил наши знания действительности, определив первое как феномен, а второе — как ноумен.

Сфера трансцендентального, по Канту, отделяет субъекта от объекта. В наших знаниях (феномен) никогда не будет адекватно отражен мир вещей (ноумен). В этом суть кантовского агностицизма.

Этика И.Канта – этика долга

Долг (рассматривая его как самозаконность) – истинный источник нравственного поведения, причем истинную нравственную ценность имеет выполнение долга вопреки удовольствию и склонности человека. В основе морали лежит переживание вины (своей или чужой).

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива.

· «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Понимание оснований и сущности нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии.

В кантовском учении о нравственности следует различать "максимы" и "закон".

максимы закон
субъективные принципы воли данного единичного лица выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т.е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка при любых условиях
Нравственные обязанности человека. На первое место Кант ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости (честности, искренности), добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия. Кант считал правдивость столь святым нравственным долгом, что от него нельзя отступать ни в какой ситуации. Моральные принципы не допускают исключений. Однако в «Метафизике нравов» Кант пытается разобраться – если самоубийство аморально, возможно ли самопожертвование ради спасения Отечества? Это ведь тоже форма самоубийства. Можно ли обвинять в безнравственности воина, предпочитающего смерть плену? Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как "как удовольствие от счастья других". Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью считал человеколюбие. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. · ПравоКант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то, во всяком случае, хорошим гражданином. Рассматривая проблему первенства морали по отношению к политике, Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.  

Значение философии И.Канта:

1. Дал объяснение возникновению Солнечной системе из газовой туманности.

2. Выдвинул и обосновал идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещь в себе»).

3. Разработал категории.

4. Сформулировал категорический императив.

5. Выдвинул идею правового порядка, осудил войны и предсказал «вечный мир», основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющей онтологически первичный характер.

1.Единственной субстанцией является субъект, Я, чистая деятельность.

2.Высшим принципом деятельности является нравственный закон.

3.Наиболее важный вопрос – вопрос о свободе.

Практическая философия Фихте – это учение о нравственности, праве и государстве.

· Свободасостоит в подчинении человека законам, через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. По мнению Фихте, основная задача государства – обеспечить каждому частную собственность.

· Свобода –не может быть безграничной, потому, что каждый человек ограничивает свою свободу ради свободы другого. Именно поэтому возникают юридические отношения и право. Но право должно быть отделено от этики, потому, что определяет только внешние отношения между людьми (оставляя свободу умонастроению).

4.В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного.

В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства.

1. В понимании природы, Шеллинг – пантеист (он отождествляет бога и природу).

Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве.

2. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.008 с.)