Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критический период творчества И.КантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И.Кант переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания. Основные проблемы: механизмы познавательной деятельности, этика, проблемы социальной философии и антропологии. Коперниковский поворот от исследования объекта познания на субъекта познавательной деятельности (не что познается, а с помощью чего и как познается). Кант писал, что до него философы исследовали мир, с помощью разума, но не исследовали сам разум (как инструмент познания). До него философия догматически и слепо верила в способности разума, хотя эти способности и границы разума никто не проверял. Задача: провести критический анализ всей предшествующей ему философии. Фундаментальные труды: · «Критика чистого разума» (проблемы познания). · «Критика практического разума» (этическое учение, проблемы нравственности). Ответ на вопросы: какой должна быть мораль?, что есть моральное (нравственное поведение?. · «Критика способности суждения» (эстетика, как учение о прекрасном и возвышенном и идея всеобщей целесообразности). Основные идеи: 1. Уяснить границы и возможности познавательной деятельности.
Ограничение Кантом разума получило впоследствии название агностицизма. Сам термин «агностицизм» появился в середине XIX века, т. е. после Канта, но в современной литературе он часто употребляется для характеристики именно кантовской философии. Нам известно греческое слово «гносис», т. е. «знание», от которого с приставкой «а» образовано слово «агностицизм» для обозначения «учения о непознаваемости мира». Обычно агностицизм Канта характеризуют в том смысле, что познание «вещи-в-себе», согласно его учению, невозможно. Но что такое «в себе» и что такое «для нас»? · Картина мира никогда не будет соответствовать самой действительности. Внешний мир, утверждает Кант, воздействует на наши чувства, наполняя их хаосом впечатлений. Но после того, как этот хаос упорядочивается при помощи форм созерцания и категорий, мы уже имеем дело с собственным опытом. И он свидетельствует не только о существовании внешнего мира, но и об устройстве наших познавательных способностей, о всеобщих правилах и формах познавательного процесса. Таким образом, открыв всеобщие, а в его терминологии «трансцендентальные», предпосылки познавательного процесса, Кант противопоставил наши знания действительности, определив первое как феномен, а второе — как ноумен. Сфера трансцендентального, по Канту, отделяет субъекта от объекта. В наших знаниях (феномен) никогда не будет адекватно отражен мир вещей (ноумен). В этом суть кантовского агностицизма. Этика И.Канта – этика долга Долг (рассматривая его как самозаконность) – истинный источник нравственного поведения, причем истинную нравственную ценность имеет выполнение долга вопреки удовольствию и склонности человека. В основе морали лежит переживание вины (своей или чужой). Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. · «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является "добрая воля", которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Понимание оснований и сущности нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. В кантовском учении о нравственности следует различать "максимы" и "закон".
Значение философии И.Канта: 1. Дал объяснение возникновению Солнечной системе из газовой туманности. 2. Выдвинул и обосновал идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещь в себе»). 3. Разработал категории. 4. Сформулировал категорический императив. 5. Выдвинул идею правового порядка, осудил войны и предсказал «вечный мир», основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете. Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющей онтологически первичный характер. 1. Единственной субстанцией является субъект, Я, чистая деятельность. 2. Высшим принципом деятельности является нравственный закон. 3. Наиболее важный вопрос – вопрос о свободе. Практическая философия Фихте – это учение о нравственности, праве и государстве. · Свобода состоит в подчинении человека законам, через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. По мнению Фихте, основная задача государства – обеспечить каждому частную собственность. · Свобода –не может быть безграничной, потому, что каждый человек ограничивает свою свободу ради свободы другого. Именно поэтому возникают юридические отношения и право. Но право должно быть отделено от этики, потому, что определяет только внешние отношения между людьми (оставляя свободу умонастроению). 4. В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства. 1. В понимании природы, Шеллинг – пантеист (он отождествляет бога и природу). Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разрешение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в искусстве. 2. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.009 с.) |