Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политические концепции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная литература: 1. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009.Философия / Под ред. проф. Росенко М.Н. М., 2005. 2. Философия./Под ред.В.И.Лавриненко. М., 1996. 3. Современная западная философия. Словарь / Под ред. В.С.Малахова и В.П.Филатова. М., 1998. 4. Рассел Бертран История западной философии. М., 1987. Термины: гуманизм, секуляризация, сенсуализм, субстанция, эмпиризм, индукция, дедукция, рационализм, механистический детерминизм, деизм, пантеизм. Контрольные вопросы 1. Что общего и в чем различие между рационализмом и эмпиризмом? 2. Какие субъективные особенности сознания Ф.Бэкон рассматривает как источник заблуждений? 3. Что такое «общественный договор»? 4. Определив главный метод познания, Бэкон выделил конкретные пути получения знаний. Их он насчитывал три. Какие именно? 5. Учения о врожденных идеях у Р.Декарта. Что это такое? Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке важно уяснить, что с XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия. Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму. Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? · Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, · во-вторых, использование, прежде всего, материалистических произведений философов античности – Демокрита, Эпикура; · в-третьих, тесная связь с естествознанием; · в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Новое время. Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии). Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия). Науки начинают отделяться от философии. Процесс отпочкования был длительным, но шел весьма активно. Физика, химия, биология, математика и другие дисциплины становятся самостоятельными науками. Внимание ученых, прежде всего, вызывает изучение природы. Особенно быстро развивается такая наука как механик а. Именно её влияние было огромным на развитие материалистического понимания мира. Бурное развитие науки приводит к тому, что в центре философии оказываются теория познания, философия науки. Философы ищут «истинный» метод познания, который можно применить во всех науках и который привел бы к абсолютной истине. Основу такого метода видят или в чувственном опыте или в интеллекте. Большинство философов были убеждены в огромных практических возможностях научного знания. Считалось, что именно научное знание поможет человеку господствовать над природой, найти оптимальную форму устройства общества. Философы Нового времени, которые решительно выступили против схоластики как бесплодного мудрствования, подкрепленного авторитетом церкви и Священного писания. Если в средние века вера возвышалась над разумом, то теперь речь идет о развитии разума, независимого от веры. В таком виде разум оказывается уже орудием не богословов, а ученых. Соответственно, философия становится руководством в познании природы, а не божественных истин. И чтобы помочь ученым понять природу и социальную жизнь, философы смещают свои интересы в область методологии научного познания. Философы, превознося роль знаний, считали, что знание само по себе в состоянии обеспечить благополучие людей. Поэтому и разум считался главным средством, не только научного познания, так и усовершенствования человека и общества. Именно разум позволяет человеку властвовать над чувствами, эмоциями. Разум считался главным средством обретения человеком свободы. Эмоции «отбирают» свободу, аффекты объявлялись неполноценными, рудиментарными проявлениями природы, их нужно постоянно контролировать разумом. Если в средние века философия была служанкой богословия, то в Новое время она стала служанкой науки. Характеристика науки Нового времени: · Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте. · Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел. Как выразился один из основателей науки Нового времени Галилео Галилей, книга природы написана языком математики. · И, в-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники. Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы, повторим, перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма. Что это за пути? Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг). Родоначальником материализма Нового времени вообще и опытных наук в частности становиться один из крупных мыслителей Англии. Он родился в семье высших чиновников английского короля. Английский философ и политический деятель. Достиг вершин карьеры чиновника. Был лорд-канцлером Великобритании (главой правительства) – второе должностное лицо после короля (правда, всего год). Был блестящим оратором, ловким царедворцем и интриганом. Был блестящим литератором, ему современники приписывали некоторые пьесы У.Шекспира. Критиковал злоупотребления королевской администрации, был в оппозиции абсолютизму (затем сам вошел в исполнительную власть). В жизни совершал и недостойные поступки. Так фаворит королевы Елизаветы граф Эссекс подарил Ф.Бэкону имение, но когда его фавор закончился предстал перед судом и его обвинителем был Бэкон. В ту эпоху, в атмосфере интриг и лжи, такое поведение было скорее нормой. Но фортуна изменчива, был обвинен во взяточничестве, которое на суде было доказано (признал свою вину), попал в тюрьму (Тауэр), приговорен к казни. Только заступничество короля спасло его от смерти. Но нет худа без добра, вдали от политической борьбы и двора, в отставке занимался наукой и философией. Умер, простудившись во время эксперимента: (набивая птицу снегом) он хотел проверить – сохраниться ли от порчи мясо курицы, набитой льдом. Главное в философии Бэкона – учение о могуществе человека. Он считал, что человек может на основе научного знания преобразовать природу, наподобие Бога. Именно ему принадлежит высказывание, ставшее парадигмой развития науки и отношения человека к природе – «Знание – сила!». «Мы можем столько, сколько знаем!». Бэкон тем самым заложил новый, ранее неизвестный тип взаимодействия человека и природы – агрессивно-потребительский. Впервые ставиться задача познания мира с целью его изменения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.008 с.) |