Пять рациональных доказательств существования Бога.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пять рациональных доказательств существования Бога.



· Бог как источник движения;

· Бог как порождающая причина;

· Бог как необходимость, царящая над миром случайностей;

· Бог как носитель наивысшей степени совершенства;

· Бог как конечная цель развития мира.

Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, причем каждая вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Должен быть первоисточник, сообщивший начало всему движению. Таким первоисточником движения мог стать только Бог.

Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий, но должна быть начальная причина всего сущего. Такой первопричиной может быть только Бог.

Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость. Законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Случайное зависит от необходимого. Поэтому должно существовать и абсолютно необходимое существо (Бог).

Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Вещи обнаруживают различные степени совершенства. Поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства. Это и есть Бог.

Пятое доказательство основывается на понятии о целесообразности. Окружающий нас мир един, целесообразен, исполнен глубокого смысла. Целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами. Источником целесообразности, которая упорядочивает мир, может быть только Бог, сверхприродное разумное существо.

Хотя приведенные доказательства не являются достаточно безупречными даже с позиции чисто логической аргументации, они долгое время воспринимались верующими как убедительные. Лишь в Новое время философы заметили их односторонность, т.к. они являются доказательствами только абстрактно-логического, рассудочного характера и не подкрепляются эмпирическими свидетельствами. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью.

Августин Блаженный выдвинул формулу «Верую, чтобы понимать». Продолжая эти идеи, Ф. Аквинский создал учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Оно основывалось на следующих положениях.

Между методами познания с помощью веры и разума есть общее:

1. Они познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;

2. Оба источника познания созданы Богом и поэтому имеют одинаковое право на существование;

3. Оба метода не исключают, а дополняют друг друга.

Но между верой и разумом есть существенные различия: разум постоянно сомневается в добытых истинах, ищет доказательство даже такой истины, как бытие Бога, а вера принимает истину, прежде всего о Боге, основываясь на воле, желании, чувстве. Поэтому вера выше разума. Вера непосредственно исходит от Бога, разум – всего лишь человеческий инструмент.

Социальные проблемы решалисьФомойтакже в духе католического учения. Государственная власть — от Бога, форма правления в каждом случае должна сообразовываться с обстоятельствами. Для Фомы Аквинского предпочтительней была монархия. Церковь должна играть первую роль в гражданском обществе. Земная жизнь в государстве- лишь приготовление к будущей, духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе — Христос, а на земле — римский папа.

Историческое значение созданной Ф. Аквинским концепции в том, что она обосновала идею о возможном компромиссе между наукой и религией, получившей дальнейшее развитие в ряде философских учений, особенно в философской системе Гегеля, русской религиозной философии XIX–XX вв., а также в современной религиозной философии неотомизма. Фома Аквинский немало преуспел в теоретическом обосновании католического вероучения, за что и был удостоен (посмертно) титула «ангельского доктора».

 

Спор об универсалиях.

· Номиналисты считали, что универсалии существуют только после вещей (post res) как их общие имена.

· Реалисты считали, что универсалии существуют до вещей (ante res).

· Пьер Абеляр (1079—1142) выдвинул третью, промежуточную версию, согласно которой универсалии существуют в вещах (in rebus). Точку зрения Абеляра характеризуют как умеренный номинализм, или же концептуализм. Концепт — значит понятие. Универсалии, согласно Абеляру, это не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах. Понятие, по Абеляру, схватывает общую родовую сущность.

Обобщающее учение об универсалиях дал великий Фома Аквинский, у которого универсалии существуют трояким образом: 1) они существуют до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) они существуют в вещах как их субстанциальная форма; 3) они образуются в человеческом разуме в результате абстрагирования сущности от единичных вещей.

Оценивая общих вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учитывать ее противоречивость, но нельзя считать Средние века остановкой в развитии культуры человечества.

· В эпоху Средневековья было накоплено огромное философское наследие, которое стало связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.

· Она сохранила и развила ряд античных философских идей, внесла вклад в разработку некоторых ключевых проблем философии (природы общих понятий, соотношения веры и разума), способствовала становлению диалектики и логики, развитию методики обоснования знаний, логических доказательств.

Еще творили выдающиеся схоласты, еще средневековье не исчерпало себя окончательно, а уже рядом и параллельно с этим зародилась иная культура и философия, основанная на стремлении к античному идеалу. В качестве самостоятельного культурного феномена это стремление оформилось в Италии XV века. Именно в Италии берет свое начало Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, и распространилось по всей Европе.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.005 с.)