Вопрос №30. Сознание как всеобщая форма отражения действительности. Активность и творческий характер сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №30. Сознание как всеобщая форма отражения действительности. Активность и творческий характер сознания.



Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращённости сознания на само себя – мышлению), способность к предметно – практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных: большей глубиной, большей способностью к предметно - практической деятельности – труду, способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению), возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).

Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположность материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя всё – песчинку, маленький камень, небоскрёб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от матери. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить всё).

Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причём сознание человека способно создавать и с помощью деятельности и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, создавать самолёты и т.д.

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, учёным не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что «видит» сознание); формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт. Предметом сознания в свою очередь являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

 

Самосознание.

Самосознание – (само-со-знание) – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно или неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих «мне» определять мое место в системе складывающихся вне «меня» связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения «меня» в мире и самозащиты «меня» от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. «вовнутрь». Самосознание есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и самим собой.

Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его «cogito ergo sum». Установка на самосознание как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком. Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и самосознания принадлежит в новоевропейской традиции Канту. Гегель переинтерпретировал проблему в «Философии духа» как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. «Перевернул» же проблему Фихте, у которого не сознание реализуется «в» и «через» самосознание, а сознание не дано, а задано, порождает себя. Момент предзадаваемости самосознания структурами практик и культурными формами актуализировала «философия действия» и «социального активизма» (соответственно – марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта «жизненного мира» и феноменологической редукции введена феноменологией; а тема выявления экзистенции как основы самопознания, оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед «небытием» - экзистенциализмом. Новый поворот в проблематике самопознания задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления «Я».

С другой стороны, в рамках социологии самосознание как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае самосознание понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы самопознания выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии.

В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъектов, само самосознание трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.006 с.)