Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №30. Сознание как всеобщая форма отражения действительности. Активность и творческий характер сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращённости сознания на само себя – мышлению), способность к предметно – практической деятельности. Сознание человека отличается от сознания внешних животных: большей глубиной, большей способностью к предметно - практической деятельности – труду, способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению), возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах). Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность, интенциональность, идеаторность. Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположность материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя всё – песчинку, маленький камень, небоскрёб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от матери. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить всё). Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причём сознание человека способно создавать и с помощью деятельности и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, создавать самолёты и т.д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, учёным не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание. Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что «видит» сознание); формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт. Предметом сознания в свою очередь являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный. Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Самосознание. Самосознание – (само-со-знание) – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно или неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих «мне» определять мое место в системе складывающихся вне «меня» связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения «меня» в мире и самозащиты «меня» от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. «вовнутрь». Самосознание есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и самим собой. Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его «cogito ergo sum». Установка на самосознание как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком. Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и самосознания принадлежит в новоевропейской традиции Канту. Гегель переинтерпретировал проблему в «Философии духа» как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. «Перевернул» же проблему Фихте, у которого не сознание реализуется «в» и «через» самосознание, а сознание не дано, а задано, порождает себя. Момент предзадаваемости самосознания структурами практик и культурными формами актуализировала «философия действия» и «социального активизма» (соответственно – марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта «жизненного мира» и феноменологической редукции введена феноменологией; а тема выявления экзистенции как основы самопознания, оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед «небытием» - экзистенциализмом. Новый поворот в проблематике самопознания задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления «Я». С другой стороны, в рамках социологии самосознание как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае самосознание понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы самопознания выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъектов, само самосознание трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.011 с.) |